Статья 52 военнослужащих

Рубрики Публикации

Статья 52. Зачисление в запас

Статья 52. Зачисление в запас

1. Комментируемой нормой установлен перечень категорий граждан, из которых создается запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

1-я категория — уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. В данную категорию входят лица, если они к моменту увольнения не достигли предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годны или ограниченно годны к военной службе (речь в данном случае идет как о проходивших военную службу по призыву, так и о проходивших военную службу по контракту).

2-я категория — успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения (Положение о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N 152).

3-я категория — не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу. К данной категории в соответствии со ст. 23 комментируемого Федерального закона относятся:

— признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

— проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

— проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

— прошедшие военную службу в другом государстве;

— имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень;

— являющиеся сыновьями (родными братьями):

военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

4-я категория — не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет. Перечень отсрочек установлен ст. 24 комментируемого Федерального закона.

5-я категория — уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах.

6-я категория — прошедшие альтернативную гражданскую службу. В соответствии с п. 70 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 256, гражданин, уволенный с альтернативной гражданской службы, обязан в двухнедельный со дня увольнения срок явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

7-я категория — граждане женского пола, имеющие военно-учетную специальность. Перечень военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет, приведен в приложении к Положению о воинском учете, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719.

2. Запас Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации создается в порядке, определяемом комментируемым Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. В соответствии с комментируемой нормой гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, одновременно с зачислением в запас министром обороны Российской Федерации присваивается воинское звание офицера.

В соответствии с подп. «б» п. 2 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы воинское звание лейтенанта присваивается гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, — по окончании указанного образовательного учреждения.

4. В соответствии с комментируемой нормой гражданину, который не прошел военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или предоставлением ему отсрочки, а также гражданину, лишенному воинского звания по решению суда, одновременно с зачислением в запас военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, присваивается воинское звание рядового или матроса.

5. В ст. 48 комментируемого Федерального закона предусмотрено, что военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

6. В ст. 25 Положения о порядке прохождения военной службы, определен порядок восстановления в воинском звании, при этом гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание, по просьбе гражданина при наличии положительного отзыва органа внутренних дел Российской Федерации и решения комиссии военного комиссариата.

Заявление гражданина о восстановлении в воинском звании рассматривается военным комиссаром не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в военный комиссариат.

При наличии оснований для восстановления гражданина в прежнем воинском звании военный комиссар оформляет представление о восстановлении гражданина в воинском звании.

Восстановление гражданина в воинском звании в этом случае может быть произведено приказом должностного лица, имеющего право присваивать это воинское звание, применительно к порядку его присвоения.

Гражданин, лишенный воинского звания в связи с незаконным осуждением, восстанавливается в прежнем воинском звании после вступления в силу решения о его реабилитации со дня лишения его воинского звания.

Гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием.

7. В соответствии со ст. 23 указанного Положения воинские звания военнослужащим присваиваются:

а) высших офицеров — Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) полковника, капитана 1 ранга — руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

в) иные воинские звания — должностными лицами, определенными руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Военный комиссар субъекта Российской Федерации присваивает воинское звание рядового гражданам, призванным на военную службу.

8. Полномочия должностных лиц Федеральной службы безопасности Российской Федерации по присвоению воинских званий, за исключением воинских званий высших офицеров, устанавливаются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

9. Должностные лица имеют право присваивать воинские звания военнослужащим, находящимся в их прямом подчинении.

Вышестоящее должностное лицо пользуется всеми правами по присвоению воинских званий, предоставляемыми нижестоящим командирам (начальникам).

10. В соответствии с комментируемой нормой гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с разд. VI Положения о военно-врачебной экспертизе.

Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военными комиссариатами.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Министерством обороны Российской Федерации.

Гражданин, пребывающий в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, для уточнения диагноза заболевания может быть направлен на амбулаторное или стационарное медицинское обследование.

11. Медицинское освидетельствование офицеров, пребывающих в запасе первого и второго разрядов, ранее признанных ограниченно годными к военной службе, граждан, пребывающих в запасе и учитываемых по военно-учетным специальностям воздушно-десантных войск, плавсостава, и граждан, пребывающих в запасе и предназначенных на воинские должности, занятие которых требует медицинского освидетельствования, проводится не менее одного раза в 5 лет.

Перечень воинских должностей, занятие которых требует медицинского освидетельствования, определяется Министерством обороны Российской Федерации.

12. Граждане, признанные не годными к военной службе, в случае, если в результате их обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения ранее установленный им диагноз заболевания изменен или они признаны здоровыми, могут быть освидетельствованы повторно.

Граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку, уволенные со службы в органах без проведения медицинского освидетельствования или заявившие о несогласии с заключением военно-врачебной комиссии о категории годности на момент их увольнения с военной службы, службы в органах, могут быть освидетельствованы военно-врачебными комиссиями соответствующих федеральных органов исполнительной власти для определения категории их годности к военной службе (службе в органах) на момент увольнения независимо от причин и времени увольнения.

13. В соответствии с комментируемой нормой гражданам, проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, военно-учетная специальность устанавливается министром обороны Российской Федерации по согласованию с руководителями указанных органов и учреждений.

Статья 52 ВозК РФ. Понятие авиационного персонала (действующая редакция)

1. К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

В целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.07.2012 N 129-ФЗ.

Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами.

2. Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

3. На должности специалистов авиационного персонала, осуществляющих деятельность по организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, принимаются граждане Российской Федерации.

На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

3.1. Лица из числа специалистов авиационного персонала проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, не прошедшие предварительного медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом из числа специалистов авиационного персонала может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.

4. На работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица:

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в специализированной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды;

5) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Дело N1439-О.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 июля 2017 г. N 1439-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ЛАВРОВА НИКИТЫ АЛЕКСЕЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ 12 СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«О ДЕНЕЖНОМ ДОВОЛЬСТВИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИМ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи А.И. Бойцова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина Н.А. Лаврова,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.А. Лавров оспаривает конституционность положений части 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», согласно которым при увольнении с военной службы военнослужащего, проходившего ее по контракту, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере 2 000 000 рублей.

Как следует из материалов, представленных заявителем и дополнительно полученных Конституционным Судом Российской Федерации, 24 мая 2013 года Н.А. Лавров поступил на военную службу по призыву, а с 30 мая 2014 года проходил военную службу по контракту, заключенному на срок до 30 мая 2015 года. 6 августа 2014 года в результате избиения неизвестными лицами по пути домой заявитель получил телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы и сотрясения головного мозга. Согласно справке командира воинской части полученная Н.А. Лавровым травма связана с исполнением обязанностей военной службы. Заключением от 15 апреля 2015 года военно-врачебная комиссия определила причинную связь увечья Н.А. Лаврова с исполнением обязанностей военной службы с формулировкой «военная травма» и признала его ограниченно годным к военной службе (категория «В») на основании III графы пункта «б» статьи 14 раздела II «Расписание болезней» Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565).

20 мая 2015 года Н.А. Лавров был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно ( подпункт «г» пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

19 февраля 2016 года заявитель был признан инвалидом II группы вследствие военной травмы на срок до 1 марта 2017 года, а при очередном переосвидетельствовании 3 марта 2017 года указанная группа инвалидности вследствие военной травмы установлена ему до 1 апреля 2018 года.

Полагая, что его увольнение с военной службы по названному основанию, а также установление инвалидности вследствие военной травмы дают ему право на получение единовременного пособия, предусмотренного пунктом 1 части 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Н.А. Лавров обратился с соответствующими заявлениями в отдел военного комиссариата по Верх-Исетскому и Железнодорожному районам города Екатеринбурга, а также в АО «СОГАЗ» как организацию, осуществляющую выплату единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации на основании государственного контракта от 12 января 2015 года на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2015 — 2016 годах. В выплате данного пособия ему было отказано.

Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 22 сентября 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 января 2017 года, требования Н.А. Лаврова о признании его не годным к военной службе и выплате единовременного пособия были оставлены без удовлетворения.

По мнению заявителя, примененные судами общей юрисдикции в его деле положения части 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», выступающие специальной нормой по отношению к статье 1084 ГК Российской Федерации, позволяют не выплачивать единовременное пособие лицам, уволенным со службы по состоянию здоровья в связи с признанием ограниченно годными к военной службе и не имеющим возможности ее продолжения, чем нарушают их права на охрану труда и здоровья, а потому вступают в противоречие со статьями 2 , 7 (часть 2) , 37 ( части 3 и 4 ), 45 (часть 1) и 46 ( части 1 и 3 ) Конституции Российской Федерации.

2. По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «м») , 72 (пункт «б» части 1) и 114 ( пункты «д» , «е» части 1 ), военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. На лиц, несущих такого рода службу, возложены конституционно значимые функции, что предполагает неукоснительное, в режиме жесткой военной дисциплины осуществление поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья. Этим предопределяется необходимость установления государством гарантий адекватного возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 17-П и от 17 мая 2011 года N 8-П ).

2.1. Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим, а также вытекающую из статей 7 (часть 2) , 39 (часть 1) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, обязательное государственное страхование жизни и здоровья указанных лиц, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, предназначение которых — в максимальной степени компенсировать последствия изменения материального и социального статуса военнослужащего, обеспечив уровень возмещения вреда, соразмерный денежному довольствию, которое он получал на момент увольнения с военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 18-П и от 17 мая 2011 года N 8-П ).

Преследуя цель наиболее полно компенсировать военнослужащим, здоровью которых был причинен вред в связи с исполнением обязанностей военной службы, неблагоприятные материальные последствия, вызванные увольнением с военной службы, обусловленным невозможностью дальнейшего исполнения обязанностей военной службы, законодатель наряду с ежемесячными денежными выплатами, непосредственно направленными на восполнение утраченного денежного довольствия, предусмотрел для них также выплату единовременного пособия при увольнении в связи с признанием их не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы.

Выплата указанного единовременного пособия была предусмотрена пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», положения которого являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В Постановлении от 17 мая 2011 года N 8-П, развивая правовые позиции, выраженные в Постановлении от 20 октября 2010 года N 18-П, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данное единовременное пособие, будучи направленным на возмещение вреда здоровью, представляет собой дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.

В процессе реформирования системы денежного довольствия военнослужащих такая мера социальной поддержки была сохранена. С 1 января 2012 года пункт 3 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» признан утратившим силу в связи со вступлением в силу Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», частью 12 статьи 3 которого предусмотрена выплата единовременного пособия при увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы. При этом размер указанного единовременного пособия определен в твердой сумме, а не в соотношении с размерами окладов военнослужащих, как это было предусмотрено пунктом 3 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Вместе с тем основания и условия выплаты единовременного пособия изменений не претерпели. Следовательно, не изменилась также его правовая природа и целевое предназначение как элемента публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы.

2.2. Право на единовременное пособие в соответствии с частью 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» возникает у военнослужащего при наличии двух условий: признания его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе вследствие военной травмы и увольнения с военной службы по данному основанию. Порядок определения категории годности к военной службе устанавливается Положением о военно-врачебной экспертизе. Содержащиеся в приложении к названному Положению Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, включают в себя раздел II «Расписание болезней», в котором в зависимости от степени выраженности нарушений функций органов и систем организма, обусловленных заболеваниями, травмами или состояниями, устанавливаются категории годности к военной службе. При этом учитываются результаты проведенного лечения, клинические прогнозы, вероятность восстановления способности исполнять обязанности военной службы, а также иные значимые обстоятельства, характеризующие степень годности к военной службе.

Исходя из этого гражданин может быть признан годным к военной службе без ограничений либо с незначительными ограничениями, а также ограниченно годным, временно не годным или не годным к военной службе.

При этом категория «Д» — «не годен к военной службе» устанавливается гражданам, имеющим заболевания, увечья со значительными или резко выраженными нарушениями функций органов и систем организма, быстро прогрессирующие, не поддающиеся или трудно поддающиеся лечению и приводящие к стойкой утрате способности исполнять обязанности военной службы.

В случае признания военнослужащего военно-врачебной комиссией не годным к военной службе он в обязательном порядке подлежит увольнению в отставку по состоянию здоровья без постановки на воинский учет и освобождается от исполнения воинской обязанности ( пункт 4 статьи 23 , пункт 2 и подпункт «а» пункта 3 статьи 50 , подпункт «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Таким образом, обусловливая право военнослужащих, получивших военную травму, на единовременное пособие фактом увольнения с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием не годными к военной службе, законодатель преследовал цель предоставить им дополнительную компенсацию вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением обязанностей военной службы, с учетом степени и характера такого вреда.

2.3. Наряду с признанием не годными к военной службе основанием для увольнения военнослужащих по состоянию здоровья является также признание их военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе . Категория «В» — «ограниченно годен к военной службе » предусматривает медленно прогрессирующие, не поддающиеся или трудно поддающиеся лечению заболевания, увечья с умеренным нарушением функций органов и систем, ограничивающие способность исполнять обязанности военной службы . Уволенные по данному основанию зачисляются в запас и подлежат воинскому учету ( пункт 1 статьи 8 , пункт 1 статьи 10 , пункт 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе «). При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае признания их ограниченно годными к воинской службе имеют право на досрочное увольнение с военной службы , за исключением проходящих военную службу на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, в отношении которых с учетом уровня их образования и квалификации установлено иное регулирование, предполагающее обязательность их увольнения.

Тем самым, как полагает заявитель, военнослужащие, проходившие военную службу на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, получившие военную травму и признанные ограниченно годными к военной службе , при увольнении по данному основанию оказываются в таких же условиях, как и военнослужащие, признанные не годными к военной службе.

Однако, вопреки его утверждению, указанные лица не могут быть отнесены к одной категории военнослужащих — получателей возмещения вреда исходя из различий в степени вреда, причиненного их здоровью в связи с исполнением обязанностей военной службы.

Принимая во внимание такого рода различия в характере оснований для возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, законодатель предоставил право на единовременное пособие, выступающее дополнительной социальной гарантией, только тем из них, которые были уволены с военной службы как признанные не годными к ней, притом что в рамках публично-правового механизма возмещения такого вреда всем гражданам, признанным инвалидами вследствие военной травмы, — независимо от того, на какой воинской должности они проходили военную службу и по какой категории была определена их годность к военной службе после получения при исполнении обязанностей военной службы ранения, контузии, увечья или заболевания, — назначаются пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», выплачиваются страховые суммы по нормам Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», а также устанавливаются ежемесячные денежные компенсации, предусмотренные частью 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Следовательно, установленная законодателем дифференциация объема возмещаемого вреда основана на объективных критериях и не может считаться произвольной, а закрепляющие ее (во взаимосвязи с вышеназванными нормами) положения части 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не лишают военнослужащих, проходивших военную службу на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, получивших военную травму и уволенных с военной службы в связи с признанием ограниченно годными к военной службе, права на возмещение вреда, причиненного их здоровью, посредством пенсионного обеспечения, выплаты страховых сумм и ежемесячных денежных компенсаций, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Разрешение же вопроса о распространении на указанную категорию инвалидов вследствие военной травмы права на единовременное пособие, предусмотренное частью 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», поскольку составляет дискрецию федерального законодателя, который в процессе совершенствования механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы, вправе — учитывая финансово-экономические возможности государства и основываясь на принципах правового государства, справедливости, гуманизма, равенства — установить для военнослужащих, проходивших военную службу на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, получивших военную травму и уволенных с военной службы в связи с признанием ограниченно годными к военной службе, дополнительные социальные гарантии с учетом особенностей их правового статуса.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лаврова Никиты Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ
«Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 30 июня, 7 июля 2003 г., 21 июня 2004 г., 2 февраля 2006 г., 11 июня 2008 г., 21 апреля, 11 июля, 8 ноября 2011 г., 2, 23 июля 2013 г., 4 июня 2014 г., 6 апреля, 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г.

Принят Государственной Думой 13 февраля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья застрахованных лиц см. приказы федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов)

Утратила силу с 1 января 2014 г.

Информация об изменениях:

Президент Российской Федерации

28 марта 1998 года

Законом установлено, что если жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц подлежат обязательному государственному страхованию также в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, то указанным лицам или членам их семей страховые суммы выплачиваются по их выбору только по одному основанию. Страхователями являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрены военная служба, служба, военные сборы. Страховщиками могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования, выдаваемые при условии соответствия организации требованиям по защите государственной тайны, и заключившие со страхователями соответствующие договоры. Законом также установлены другие требования, предъявляемые к страховщику. Выгодоприобретателями помимо застрахованных лиц в случае смерти застрахованного лица являются супруг, состоящий на день смерти застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, его родители (усыновители), дедушка и бабушка — при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха застрахованного лица — при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет, дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, подопечные застрахованного лица. Законом устанавливаются размеры страховых сумм, сроки их выплаты и основания освобождения страховщика от их выплаты. Закон вступает в силу с 1 июля 1998 года.

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 1998 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 7 апреля 1998 г., в Собрании Законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 13, ст. 1474

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июня 2018 г. N 24-П пункт 1 статьи 7 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение — по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, — допускает отказ выгодоприобретателю, представившему в страховую организацию, уполномоченную, по имеющейся у него (сообщенной ему страхователем) информации, на осуществление страховой выплаты, а при отсутствии такой информации — страхователю необходимые для принятия решения об этой выплате документы, в выплате неустойки за необоснованную задержку выплаты суммы в возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью, при наступлении страхового случая, предусмотренного названным Федеральным законом, если договор обязательного государственного страхования со страховой организацией своевременно не заключен

Постановлением Конституционного суда от 17 мая 2011 г. N 8-П статья 5 настоящего Федерального закона признана не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца девятого пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца девятого пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца девятого пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 165-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июня 2008 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июня 2004 г. N 56-ФЗ

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 114-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Еще по теме:

  • Трудовой кодекс рк пункт 1 статья 54 Трудовой кодекс РКСтатья 54. Ограничение возможности расторжения трудового договора по инициативе работодателя 1. Не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя в […]
  • Жк радужный 15 корпус ЖК "Радужный" от 52 776 a за м² В микрорайоне Южный Всеволожского района ГСК ведется квартальная застройка под названием ЖК "Радужный". Проект представляет […]
  • 6 статья фз о порядке выезда Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 6 Федерального […]
  • Адвокат вправе отказаться от защиты РАЗЪЯСНЕНИЕ СОВЕТА АДВОКАТСКОЙ ПАЛАТЫ г. МОСКВЫ. ОБ ОСНОВАНИЯХ ПРЕКРАЩЕНИЯ УЧАСТИЯ АДВОКАТА-ЗАЩИТНИКА В УГОЛОВНОМ ДЕЛЕ. Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты. (Пп. 6 п. […]
  • Площадь поверхности радиатора отопления Площадь окраски чугунных радиаторов Красоту отопительного устройства можно легко вернуть, окрасив поверхность чугунной батареи. Расчет площади радиатора В самом начале нужно выяснить, […]