Статья 99 налогового кодекса

Рубрики Новости

Содержание:

Статья 99 НК РФ — Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Протоколы составляются на русском языке.

2. В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

3. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

4. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

5. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Статья 99 НК РФ. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля

СТ 99 НК РФ.

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при проведении действий по
осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Протоколы составляются на русском
языке.

2. В протоколе указываются:
1) его наименование;
2) место и дата производства конкретного действия;
3) время начала и окончания действия;
4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего
при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли
он русским языком;
6) содержание действия, последовательность его проведения;
7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

3. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или
присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие
внесению в протокол или приобщению к делу.

4. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а
также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его
проведении.

5. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и
другие материалы, выполненные при производстве действия.

Комментарий к Ст. 99 Налогового кодекса

Положения комментируемой статьи устанавливают общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля. Приводим некоторые виды протоколов:

1) протокол допроса свидетеля;

2) протокол осмотра помещений, документов, предметов;

3) протокол выемки документов и предметов;

4) протокол об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав и т.д.

В соответствии с пунктом 1 статьи 99 НК РФ протоколы составляются на русском языке. Однако это не препятствует тому, чтобы он был одновременно составлен и на иностранном языке.

В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи в протоколе указываются:

1) его наименование (например, «Протокол допроса свидетеля»);

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия (например, «Допрос был начат в 12 час. 00 мин. и окончен в 14 час. 30 мин. 11 ноября 2014 года»);

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол. Протокол составляется должностным лицом, непосредственно осуществляющим то или иное действие в ходе проведения налогового контроля;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица (например, свидетеля, понятого, эксперта, специалиста, переводчика, а также лица, в отношении которого осуществляется та или иная форма налогового контроля), участвовавшего в действии (например, в качестве специалиста) или присутствовавшего при его проведении (например, понятых), а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком. Обязательный порядок указания названных реквизитов особо подчеркивает ФНС России (письмо ФНС России от 25 октября 2012 года N АС-3-2/[email protected]);

6) содержание действия, последовательность его проведения. Например, если производится выемка документов, то нужно охарактеризовать как процесс самой выемки, так и очередность тех или иных действий по фактическому изъятию документов;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства. Например: «В ходе допроса свидетеля были выявлены следующие факты. » (и далее следует их подробное описание). В протокол заносятся сведения о фактах и обстоятельствах, имеющие значение для рассмотрения дела.

Указание названных реквизитов в протоколе имеет большое значение, так как несоблюдение общих требований, предъявляемых к протоколу, лишает его силы процессуального документа, а значит, и возможности использования при рассмотрении дела о нарушении законодательства о налогах и сборах в суде. Доказательственное значение такого процессуального документа, как протокол, составленный при производстве действий по осуществлению налогового контроля, подчеркивает и судебная практика. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 8 июля 2013 года по делу N А56-55516/2012 признал позицию налогового органа, считающего, что факт отсутствия налогоплательщика по определенному адресу подтверждается актом осмотра, неправомерной. Суд указал, что на момент проведения осмотра должностные лица налогового органа располагали информацией о том, в каком из помещений в строении находится налогоплательщик. Однако, как следует из акта, это помещение они не осматривали, указав, что проверено здание в целом. Протокол осмотра в материалы дела не представлен. Суд указал, что акт осмотра протоколом не является. В нем не приведена информация о содержании проведенных налоговым органом действий и последовательности их исполнения, как того требует подпункт 6 пункта 2 статьи 99 НК РФ. К нему не приложены пояснения собственника. Указанное в акте время осмотра ограничено 50 минутами (с 10.10 до 11.00), в то время как у налогоплательщика установлен режим рабочего времени с 11.30 до 20.00.

Пункты 3 и 4 комментируемой статьи, являясь правилами-гарантиями, устанавливают:

1) прочтение протокола всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении;

2) право указанных лиц делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу;

3) подписание протокола составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

В соответствии с пунктом 5 комментируемой статьи к протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Статья 99. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Протоколы составляются на русском языке.

2. В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

3. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

4. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

5. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Статья 99. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Протоколы составляются на русском языке.

2. В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

3. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

4. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

5. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Комментарий к Ст. 99 НК РФ

В соответствии с п. 1 ст. 99 НК РФ в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы.

Таким образом, при проведении отдельных процессуальных действий и в предусмотренных Налоговым кодексом РФ случаях в ходе осуществления налогового контроля предусмотрено составление протокола. Основная цель его составления — фиксация хода, содержания и результатов проведения процессуального действия.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ протокол должен быть составлен при проведении следующих действий по осуществлению налогового контроля:

а) при получении показаний свидетеля (ст. 90 НК РФ);

б) при проведении осмотра (ст. 92 НК РФ);

в) при проведении выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ);

г) при назначении экспертизы (ст. 95 НК РФ).

Протокол составляется либо в ходе процессуального действия, либо непосредственно после его окончания.

Применяя правила п. 1 комментируемой статьи, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

а) к случаям, когда в соответствии с Налоговым кодексом РФ необходимо составить протоколы, в частности, относятся:

занесение свидетельских показаний в протокол (ст. 90 НК РФ);

протокол об осмотре (ст. 92 НК РФ);

протокол о производстве выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ);

протокол, составленный при проведении экспертизы (ст. 95 НК РФ);

протокол о проведении налогового действия с участием переводчика (ст. 97 НК РФ);

б) в п. 1 ст. 99 НК имеются в виду лишь такие протоколы, которые составляются при проведении действий по налоговому контролю (ст. ст. 82 — 89 НК РФ);

в) протоколы составляются на русском языке. Однако это не препятствует тому, чтобы он был одновременно составлен и на иностранном языке.

В правилах п. 2 комментируемой статьи указаны те сведения, которые должны быть отражены в протоколе в любом случае. Отсутствие хотя бы одного из них обесценивает протокол, и он не может служить процессуальным доказательством (ибо нарушается принцип допустимости доказательств: не может служить доказательством документ, составленный с нарушением закона). В протоколе указываются:

а) его наименование (например: «Протокол о выемке документов и предметов»);

б) место и дата конкретного действия (например: «Осмотр производится в г. Москве, в доме N 112а по улице Озерная, в кабинете 537, 17 декабря 2013 г.»);

в) время начала и окончания действия (например: «Осмотр был начат в 11 час. 00 мин. и окончен в 15 час. 30 мин. 24 марта 2013 г.»);

г) должность и Ф.И.О. лица, составившего протокол.

Протокол составляется должностным лицом, непосредственно осуществляющим то или иное действие в ходе проведения налогового контроля;

д) Ф.И.О. каждого лица (например, понятого, эксперта, переводчика, а также лица, в отношении которого осуществляется та или иная форма налогового контроля), участвовавшего в действии (например, в качестве эксперта) или присутствовавшего при его проведении (например, понятого). Кроме того, в необходимых случаях должностное лицо, составляющее протокол, указывает также адрес, сведения о том, владеет ли оно русским языком;

е) содержание действия и последовательность его проведения. Например, если производится выемка документов, то нужно охарактеризовать как процесс самой выемки, так и очередность тех или иных действий по фактическому изъятию документов;

ж) выявленные при производстве действия факты и обстоятельства. Например: «В ходе осмотра были выявлены следующие факты» (и далее следует их подробное описание). В протокол не следует заносить сведения о фактах и обстоятельствах, не относящихся к делу либо имеющих несущественный характер, не влияющих на исход дела.

В правилах п. 3 комментируемой статьи императивно установлено, что протокол должен быть прочитан всеми:

лицами, участвующими в производстве данного действия (т.е. не только должностными лицами налогового органа, лицами, в отношении которых осуществляется налоговый контроль, но и участвующими в проведении действия, например в качестве переводчика);

лицами, присутствующими при проведении действия (например, в качестве понятого).

К лицам, которые вправе делать замечания (подлежащие внесению в текст протокола или приобщению к протоколу в качестве приложений), относятся эксперты (п. п. 6, 8 ст. 95 НК РФ), понятые (п. 5 ст. 98 НК РФ), переводчики (п. 4 ст. 97 НК РФ), специалисты (ст. 96 НК РФ).

Характеризуя правила п. 4 комментируемой статьи, нужно иметь в виду:

а) протокол должен быть подписан не только должностным лицом налогового органа, составившим протокол, но и другими должностными лицами налогового органа, непосредственно участвовавшими в проведении конкретных действий;

б) кроме того, протокол подписывается лицом, в отношении которого осуществляется налоговый контроль (либо его представителем, ст. ст. 26 — 29 НК РФ), а также иными лицами, участвующими либо присутствующими при проведении налогового действия.

Комментируя правила п. 5 комментируемой статьи, следует указать:

а) решение о необходимости видео-, кино-, фотосъемки и т.п. принимает должностное лицо, производящее то или иное конкретное действие по осуществлению налогового контроля. При этом учитываются конкретные обстоятельства дела (характер проводимого действия, техническая оснащенность налогового органа, время суток и т.д.);

б) другие материалы (упомянутые в п. 5 ст. 99 НК РФ) — это, например, комплект кассет для магнитофонов, ленты магнитофонов, слепки со следов, слайды, рисунки, эскизы и т.п., составляемые в ходе проведения налогового действия.

Протокол представляет собой процессуальный документ, к которому предъявляются определенные требования.

1. Протокол должен быть составлен на русском языке. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки. Такие языки могут употребляться наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях. Требование п. 1 ст. 99 НК РФ об использовании русского языка при составлении протокола, хотя формально и может рассматриваться как нарушение права субъектов на использование своего государственного языка, все-таки является целесообразным, поскольку русский язык — государственный язык на всей территории Российской Федерации и он является наиболее эффективным средством общения на межнациональном уровне, характерным для централизованной системы налоговых органов.

2. В протоколе должны быть указаны:

наименование протокола, т.е. указание на процессуальное действие, в отношении которого составляется протокол;

место и дата производства конкретного действия;

время начала и окончания действия;

должность, фамилия, имя и отчество должностного лица налогового органа, составляющего протокол;

фамилии, имена и отчества (а при необходимости — и дополнительные сведения) всех лиц, участвующих в действии либо присутствующих при его проведении. В отношении каждого из этих лиц в протоколе должна быть сделана пометка о том, что им разъяснены их права и обязанности;

содержание действия и последовательность его проведения;

выявленные при производстве действия существенные факты и обстоятельства.

3. Если составляется протокол о выемке, то изымаемые документы и предметы должны быть перечислены и описаны либо непосредственно в протоколе, либо в прилагаемых к протоколу описях. Описание должно содержать точное указание наименования предмета, количества и индивидуальных признаков, а по возможности — и стоимости предмета.

4. Если при проведении действия использовались фот- или киносъемка, видеозапись, другие технические средства, то об этом должна быть сделана запись в протоколе с обязательным указанием, какие технические средства были применены, об условиях и порядке их использования. Полученные фотографии и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия, должны прилагаться к протоколу.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвующими в производстве действия или присутствующими при его проведении. Во всех необходимых случаях лицам, не владеющим русским языком, должен быть предоставлен переводчик для ознакомления с содержанием протокола.

При проведении процессуальных действий, а также при последующем ознакомлении с содержанием протокола указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол либо приобщению к нему.

Протокол подписывается всеми лицами, участвующими и присутствующими при производстве процессуальных действий. Если какое-либо лицо отказывается подписать протокол, то об этом делается отметка с указанием причины отказа, которая удостоверяется подписью должностного лица налогового органа, составившего протокол, а также понятыми.

Если какое-либо лицо лишено возможности подписать протокол в силу физических недостатков или других причин, об этом также делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью составившего протокол должностного лица, а также понятыми.

Статья 99 НК РФ. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля

Новая редакция Ст. 99 НК РФ

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Протоколы составляются на русском языке.

2. В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

3. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

4. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

5. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Комментарий к Статье 99 НК РФ

При проведении отдельных процессуальных действий в ходе осуществления налогового контроля предусмотрено составление протокола. Основная цель его составления — фиксация хода, содержания и результатов проведения процессуального действия.

В соответствии с настоящим Кодексом протокол ведется при получении показаний свидетеля (ст. 90 НК РФ), при проведении осмотра (ст. 92 НК РФ), а также при проведении выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Протокол составляется либо в ходе процессуального действия, либо непосредственно после его окончания.

Применяя правила п. 1 комментируемой статьи, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

а) к случаям, когда в соответствии с настоящим Кодексом необходимо составить протоколы, в частности, относятся:

занесение свидетельских показаний в протокол (ст. 90 НК РФ);

протокол об осмотре (ст. 92 НК РФ);

протокол о производстве выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ);

протокол, составленный при проведении экспертизы (ст. 95 НК РФ);

протокол о проведении налогового действия с участием переводчика (ст. 97 НК РФ);

б) в п. 1 ст. 99 Налогового кодекса имеются в виду лишь такие протоколы, которые составляются при проведении действий по налоговому контролю (ст. ст. 82 — 89 НК РФ);

в) протоколы составляются на русском языке. Однако это не препятствует тому, чтобы он был одновременно составлен и на иностранном языке.

В правилах п. 2 комментируемой статьи указаны те сведения, которые должны быть отражены в протоколе в любом случае. Отсутствие хотя бы одного из них обесценивает протокол, и он не может служить процессуальным доказательством (ибо нарушается принцип допустимости доказательств: не может служить доказательством документ, составленный с нарушением закона). В протоколе указываются:

а) его наименование (например, «Протокол о выемке документов и предметов»);

б) место и дата конкретного действия (например, «Осмотр производится в г. Москве, в доме N 112а по улице Озерная, в кабинете 537, 17 декабря 2003 г.»);

в) время начала и окончания действия (например, «Осмотр был начат в 11 час. 00 мин. и окончен в 15 час. 30 мин. 24 марта 2003 г.»);

г) должность и ФИО лица, составившего протокол.

Протокол составляется должностным лицом, непосредственно осуществляющим то или иное действие в ходе проведения налогового контроля;

д) ФИО каждого лица (например, понятого, эксперта, переводчика, а также лица, в отношении которого осуществляется та или иная форма налогового контроля), участвовавшего в действии (например, в качестве эксперта) или присутствовавшего при его проведении (например, понятые). Кроме того, в необходимых случаях должностное лицо, составляющее протокол, указывает также адрес, сведения о том, владеет ли оно русским языком;

е) содержание действия и последовательность его проведения. Например, если производится выемка документов, то нужно охарактеризовать как процесс самой выемки, так и очередность тех или иных действий по фактическому изъятию документов;

ж) выявленные при производстве действия факты и обстоятельства. Например, «В ходе осмотра были выявлены следующие факты» (и далее следует их подробное описание). В протокол не следует заносить сведения о фактах и обстоятельствах, не относящихся к делу либо имеющих несущественный характер, не влияющих на исход дела.

В правилах п. 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса императивно установлено, что протокол должен быть прочитан всеми:

лицами, участвующими в производстве данного действия (т.е. не только должностными лицами налогового органа, лицами, в отношении которых осуществляется налоговый контроль, но участвующими в проведении действия, например, в качестве переводчика);

лицами, присутствующими при проведении действия (например, в качестве понятого).

К лицам, которые вправе делать замечания (подлежащие внесению в текст протокола или приобщению к протоколу в качестве приложений), относятся эксперты (п. п. 6, 8 ст. 95 НК РФ), понятые (п. 5 ст. 98 НК РФ), переводчики (п. 4 ст. 97 НК РФ), специалисты (ст. 96 НК РФ).

Характеризуя правила п. 4 комментируемой статьи, нужно иметь в виду:

а) протокол должен быть подписан не только должностным лицом налогового органа, составившим протокол, но и другими должностными лицами налогового органа, непосредственно участвовавшими в проведении конкретных действий;

б) кроме того, протокол подписывается лицом, в отношении которого осуществляется налоговый контроль (либо его представителем, ст. ст. 26 — 29 НК РФ), а также иными лицами, участвующими либо присутствующими при проведении налогового действия.

Комментируя правила п. 5 комментируемой статьи, следует указать:

а) решение о необходимости видео-, кино-, фотосъемки и т.п. принимает должностное лицо, производящее то или иное конкретное действие по осуществлению налогового контроля. При этом учитываются конкретные обстоятельства дела (характер проводимого действия, техническая оснащенность налогового органа, время суток и т.д.);

б) другие материалы (упомянутые в п. 5 ст. 99 НК РФ) — это, например, комплект кассет для магнитофонов, ленты магнитофонов, слепки со следов, слайды, рисунки, эскизы и т.п., составляемые в ходе проведения налогового действия.

Протокол представляет собой процессуальный документ, к которому предъявляются определенные требования.

1. Протокол должен быть составлен на русском языке. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки. Такие языки могут употребляться наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях. Требование п. 1 ст. 99 НК РФ об использовании русского языка при составлении протокола, хотя формально и может рассматриваться как нарушение права субъектов на использование своего государственного языка, все-таки является целесообразным, поскольку русский язык — государственный язык на всей территории Российской Федерации, и он является наиболее эффективным средством общения на межнациональном уровне, характерным для централизованной системы налоговых органов.

2. В протоколе должны быть указаны:

наименование протокола, т.е. указание на процессуальное действие, в отношении которого составляется протокол;

место и дата производства конкретного действия;

время начала и окончания действия;

должность, фамилия, имя и отчество должностного лица налогового органа, составляющего протокол;

фамилия, имя и отчество (а при необходимости — и дополнительные сведения) всех лиц, участвующих в действии либо присутствующих при его проведении. В отношении каждого из этих лиц в протоколе должна быть сделана пометка о том, что им разъяснены их права и обязанности;

содержание действия и последовательность его проведения;

выявленные при производстве действия существенные факты и обстоятельства.

3. Если составляется протокол о выемке, то изымаемые документы и предметы должны быть перечислены и описаны либо непосредственно в протоколе, либо в прилагаемых к протоколу описях. Описание должно содержать точное указание наименования предмета, количества и индивидуальных признаков, а по возможности — и стоимость предмета.

4. Если при проведении действия использовались фото- или киносъемка, видеозапись, другие технические средства, то об этом должна быть сделана запись в протоколе с обязательным указанием, какие технические средства были применены, условия и порядок их использования. Полученные фотографии и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия, должны прилагаться к протоколу.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвующими в производстве действия или присутствующими при его проведении. Во всех необходимых случаях лицам, не владеющим русским языком, должен быть предоставлен переводчик для ознакомления с содержанием протокола.

При проведении процессуальных действий, а также при последующем ознакомлении с содержанием протокола указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол либо приобщению к нему.

Протокол подписывается всеми лицами, участвующими и присутствующими при производстве процессуальных действий. Если какое-либо лицо отказывается подписать протокол, то об этом делается отметка с указанием причины отказа, которая удостоверяется подписью должностного лица налогового органа, составившего протокол, а также понятыми.

Если какое-либо лицо лишено возможности подписать протокол в силу физических недостатков или других причин, об этом также делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью составившего протокол должностного лица, а также понятыми.

Другой комментарий к Ст. 99 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пунктом 1 ст. 99 Кодекса установлено, что в случаях, предусмотренных Кодексом, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы.

Составление протоколов Кодексом предусмотрено при:

получении показаний свидетеля (п. 1 ст. 90);

производстве осмотра (п. 5 ст. 92);

производстве выемки, изъятия документов и предметов (п. 6 ст. 94);

ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы (п. 6 ст. 95).

Согласно п. 1 комментируемой статьи протоколы составляются на русском языке.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Согласно ч. 2 ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Как установлено п. 1 ст. 15 Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 126-ФЗ) , в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений Российской Федерации используются государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик и иные языки народов Российской Федерации. При этом согласно п. 1 ст. 16 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации.

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3804.

2. Пункт 2 ст. 99 Кодекса определяет перечень сведений, которые подлежат указанию в протоколе, составляемому при производстве действий по осуществлению налогового контроля. Так, в протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

3. Пунктом 3 ст. 99 Кодекса установлено, что все лица, участвовавшие в производстве действия по осуществлению налогового контроля или присутствовавшие при его проведении, прочитывают протокол. Указанным лицам также предоставляется право делать замечания, которые подлежат внесению в протокол или приобщению к делу.

Лицами, участвующими в производстве действия, могут быть специалист, переводчик, понятые, порядок участия которых определен соответственно ст. 96, 97 и 98 Кодекса (см. комментарии к ст. 96, 97 и 98 Кодекса).

Лицами, присутствующими при производстве действия, могут быть лицо, в отношении которого осуществляется действие по осуществлению налогового контроля, или его представитель, т.е. физическое лицо — налогоплательщик, плательщик сбора, налоговый агент или представитель организации — налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, а также физическое лицо или представитель организации, у которых производится выемка документов и предметов.

4. В соответствии с п. 4 ст. 99 Кодекса протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

При отказе лиц, участвовавших в производстве действия по осуществлению налогового контроля или присутствовавших при его проведении, должностным лицом налогового органа в протоколе делается соответствующая запись.

5. Как установлено п. 5 ст. 99 Кодекса, к протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Возможность производства фото- и киносъемки, видеозаписи прямо предусмотрена п. 4 ст. 92 Кодекса при осмотре территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Еще по теме:

  • Статья 18 закона 99-фз Статья 18 закона 99-фз Министерство природных ресурсов и экологии Российской ФедерацииФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ от 19 декабря 2011 года N ВК-08-03-36/16638 В […]
  • Имеет ли право судебный пристав снять деньги с зарплатной карты Вправе ли судебные приставы снимать 50% с зарплатной карты? В праве ли судебным приставам снимать с моей зарплатной карточки 50%,если я единственный кормилец(жена-в декрете,новорожденный […]
  • Реорганизация в форме преобразования ооо в оао Каков порядок проведения реорганизации в форме преобразования ЗАО в ООО? Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), который вступил в силу с 01.09.2014, были […]
  • Гражданский кодекс ст 102 Гражданский кодекс Российской Федерации : Статья 102 (в редакции, действующей по состоянию на 01.09.2018) НПА:Гражданский кодекс Российской Федерации:Статья 102 Статья 102. Ограничения […]
  • Соглашение о месте жительства ребенка при разводе родителей Соглашение о месте жительства ребенка при разводе родителей Если между супругами отсутствует спор о ребенке (детях), т.е. супруги заранее определили, что после развода (расторжения брака) […]