Судебная власть японии

Рубрики Публикации

Судебная власть Японии

Статья 76. Вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и таким судам низших инстанций, которые будут учреждены законом.

Не могут учреждаться никакие особые суды. Административные органы не могут осуществлять судебную власть с правом вынесения окончательного решения.

Все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести; они связаны только настоящей Конституцией и законами.

Статья 77. Верховный суд наделен властью устанавливать правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами.

Прокуроры должны следовать правилам, устанавливаемым Верховным судом. Верховный суд может делегировать судам низших инстанций право устанавливать правила своей работы.

Статья 78. Судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда судья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. Административные органы не могут применять к судьям дисциплинарные взыскания.

Статья 79. Верховный суд состоит из главного судьи и такого числа судей, которое устанавливается законом; все судьи, за исключением главного судьи, назначаются Кабинетом.

Назначение судей Верховного суда подлежит пересмотру народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и повторному пересмотру — при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии десяти лет; эта процедура повторяется в дальнейшем в таком же порядке.

Если в случаях, упомянутых в предыдущем абзаце, большинство избирателей высказывается за смещение какого-либо судьи, этот судья смещается.

Все вопросы, относящиеся к пересмотру, решаются законом. Судьи Верховного суда выходят в отставку по достижении возраста, установленного законом.

Судьи Верховного суда в установленные сроки получают определенное вознаграждение. Размер вознаграждения не может быть уменьшен в период пребывания судьи в должности.

Статья 80. Судьи судов низших инстанций назначаются Кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным судом. Все такие судьи занимают должность в течение десяти лет и могут затем быть назначены вторично. Однако по достижении возраста, установленного законом, они выходят в отставку.

Судьи судов низших инстанций в установленные сроки получают определенное вознаграждение. Размер вознаграждения не может быть уменьшен в период пребывания судьи в должности.

Статья 81. Верховный суд является судом высшей инстанции, полномочным решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта.

Статья 82. Разбирательство дел в судах и объявление решений производится в открытых заседаниях.

Если суд единогласно решает, что гласность представляет опасность для публичного порядка или морали, разбирательство может вестись при закрытых дверях. При этом дела о политических преступлениях, о преступлениях, связанных с печатью, или дела, в которых затрагиваются права граждан, гарантированные главой III настоящей Конституции, всегда должны разбираться в открытых заседаниях.

Высшие органы государственной власти Японии. Парламент в Японии является самым квалифицированным и профессиональным в мире.

Именно потому, что в Японии были различные виды камикадзе, американцы решили
когда японцы внесли свою идею о судебной системе: верховный суд (у которого есть функция.

Высшие органы государственной власти Японии. Конституция, отдавая дань японскому традиционализму, на первое место ставит императора, ему посвящено 8-мь статей, но уже в.

Особенности судебной власти

Япония / Особенности судебной власти

Судебная власть представлена в Японии развитой системой судов, состоящей из Верховного суда, 8 региональных Высших Судов, 50 окружных судов и судов низших инстанций.

Судебная власть независима.

Главный судья Верховного суда назначается императором по представлению главы правительства. Остальные 14 судей назначаются кабинетом. Ответственность судей перед народом выражается в форме голосования по кандидатурам конкретных судей (каждые 10 лет). Судьи Верховного суда не являются пожизненными и «выходят в отставку по достижении возраста, установленного законом» (ст. 79).

Верховный суд решает вопросы о соответствии законов конституции и определяет конституционность административных действий. Верховный суд имеет право интерпретировать конституцию и принимать окончательные решения обжалованных судебных вопросов.

«Судьи судов низших инстанций назначаются кабинетом министров из списка лиц, предложенных Верховным судом. Все такие судьи занимают должность в течение десяти лет и могут затем быть назначены повторно» (ст. 80).

Разбирательство дел в судах и объявление решений производятся в открытом режиме.

← Назад | Особенности судебной власти | Вперёд →

  • Главная страница
  • Страны мира
  • Азия
  • Восточная Азия
    • Год образования
    • Географическое положение, площадь, границы
    • Население
    • Индекс развития человеческого потенциала в 1980–2005 годах
    • Язык (языки)
    • Доисторический период
    • Период Кофун (курганный) (III–VI века)
    • Период Асука (592–710 годы)
    • Период Нара (710–794 годы)
    • Период Хэйан (794–1185 годы)
    • Период Камакура (сёгунат Минамото) (1192–1333 годы)
    • Период Муромати (сёгунат Асикага) (1333–1573 годы)
    • Период объединения страны (1568–1603 годы)
    • Период Эдо (сёгунат Токугава) (1603–1867 годы)
    • Период Мэйдзи (1868–1912 годы)
    • Период Тайсё (1912–1926 годы)
    • Период Сёва (1926–1989 годы)
    • Период Хэйсэй (1989 годы — наше время)
    • Конституционные основы, характеристика формы правления
    • Разделение и взаимодействие различных ветвей власти
    • Особенности исполнительной власти
    • Главы правительства (премьер-министры) в 1946–2012 годах
    • Особенности законодательной власти
    • Особенности судебной власти
    • Территориально-государственное устройство
    • Местное управление и самоуправление
    • Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов
    • Внутренние конфликты и расколы
    • Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты
    • Религия и государство, роль религии в политике
    • Особенности партийной системы
    • Политическая роль военных/силовых структур
    • Положение и роль СМИ
    • Положение Японии в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002–2009 годах
    • НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния
    • Гендерное равенство/неравенство
    • Национальное хозяйство в контексте мировой экономики
    • Основные показатели экономики в 1990–2008 годах
    • Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы
    • Вес в мировой экономике в 1990–2008 годах
    • Военные расходы в 1990–2008 годах
    • Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией
    • Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
    • Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий
    • Экономические угрозы
    • Угрозы безопасности человека

Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции. Сайт не является средством массовой информации. Аудитория — 16+.

Представленная информация адресована не только экспертам,
политикам и журналистам, но и широкому кругу читателей,
интересующимся политическим устройством современного мира.

Судебная система Японии

Несмотря на современную структуру и механизм функционирования, примирительный характер остается главной характеризующей чертой японского судопроизводства, которая связана с конфуцианской этикой.
Согласно японской правовой культуре, японскому менталитету обращение в суд считается признаком социального неблагополучия. Необходимо отметить, что обращение в суд для удовлетворения своих претензий мало отличается в правосознании японцев от вымогательства. По мнению японцев, понятие субъективного права обезличивает человеческие отношения. В случае нарушения субъективных прав пострадавшие стараются обращаться к услугам опытного посредника для реализации своих требований, всячески стремятся избежать вмешательства судьи. То есть, предпочтение отдается традиционной форме примирительного посредничества при разрешении споров.
Выделяют две основные сферы наиболее эффективного приме- нительного разрешения споров: споры по возмещению ущерба при дорожно-транспортных происшествиях и семейные споры. Соответственно существуют два типа судебной процедуры: гражданское примирение и семейное примирение.
Современное японское право наряду с судебной процедурой предоставляет сторонам возможность выбрать специальную, закрепленную Гражданско-процессуальным кодексом Японии, примирительную процедуру.
Орган, осуществляющий гражданское примирение, — примирительная комиссия, в которую входят в настоящее время два примирителя, назначаемые из числа рядовых граждан (присутствие юристов и экспертов зависит от природы споров).
Примирительные комиссии существуют на территории всей Японии при судах соответствующего уровня и действуют на

основании «Правил примирительной процедуры по гражданским делам».
Предусматриваются следующие виды мировых соглашений: мировое соглашение на досудебной стадии, в достижении которого значительная роль отводится полиции; отказ от иска и мировое соглашение в суде, при этом судья способствует примирению; обращение сторон с просьбой к суду не выносить решения, но создать примирительную комиссию. При этом судья не участвует в заседаниях комиссии и если стороны не согласны с предложениями посредников, они вправе в течение двух недель обратиться в суд, который вправе решить спор строго на основании закона или подтвердить вариант урегулирования, предложенный посредниками.
С конца 1950-х гг. в Японии осуществляется интенсификация судопроизводства, что предполагает проведение «предварительной подготовки» за неделю до судебного рассмотрения, а именно, совещание судьи, прокурора и адвоката. Цель этого совещания заключается в ускорении отправления правосудия. Это также способствует заключению мировых соглашений досудебного разбирательства.

Судебная система Японии

Статья 76 Конституции Японии определила, что вся полнота судебной власти в стране принадлежит Верховному суду и другим судам, которые будут образованы законом. Действующая судебная система Японии состоит из Верховного суда, Высоких судов, окружных судов, судов суммарного (упрощенного) производства и судов по семейным делам.

Суды суммарного (упрощенного) производства рассматривают гражданские дела с ценой иска до 1 400 000 иен. Юрисдикция этой категории судебных органов по уголовным делам распространяется на преступления небольшой тяжести. Суды суммарного производства, рассматривая уголовные дела, имеют право назначать наказание в виде штрафа, ареста и в определенных законом случаях приговаривать к заключению на срок, который не превышает 3 года. Рассмотрение дел в судах суммарного производства осуществляется судьей единолично, а общее количество этих судов в Японии составляет 438.

Окружной суд функционирует в каждой из префектур Японии за исключением префектуры Хоккайдо, где, учитывая размер территории, таких судов образовано четыре. В крупных городах соответствующей префектуры окружные суды имеют свои отделения. Численность окружных судов и их отделений в Японии составляет соответственно 50 и 203. Окружные суды выступают апелляционной инстанцией в отношении большинства решений судов суммарного производства, а также рассматривают гражданские и уголовные дела по первой ин• станции. Юрисдикция окружных судов распространяется на все категории дел, кроме тех, которые прямо отнесены к юрисдикции других категорий судов.

Подавляющее большинство дел в окружных судах рассматриваются судьей единолично, и лишь определенные категории дел – в составе коллегии из трех судей (например, дела в апелляционном производстве и уголовные дела где наказанием может выступать смертная казнь или пожизненное заключение). С 2009 г. дела в окружных судах могут рассматриваться также в коллегиях, состоящих из шести народных заседателей и трех судей или четырех народных заседателей и одного судьи.

Суды по семейным делам территориально организованы так же, как и окружные суды, насчитывая 50 судов и 203 отделения. Кроме того, в 77 судах суммарного производства дополнительно образованы местные представительства соответствующих судов по семейным делам.

Суды по семейным делам специализируются на рассмотрении дел, вытекающих из семейных отношений, и дел, касающихся несовершеннолетних правонарушителей. Примерами семейных дел, которые рассматривает эта категория судебных органов, является опека и попечительство, усыновление, взыскание алиментов, раздел имущества, развод и т. п. Рассмотрение дел в судах по семейным делам происходит судьей единолично или коллегией в составе трех судей.

Восемь Высоких судов расположены в крупнейших городах Японии – Токио, Осака, Нагоя, Хиросима, Фукуока, Сендай, Саппоро и Такамацу. Некоторые из Высоких судов имеют отделения, общее количество которых равно шести. Отдельно следует упомянуть Высокий суд по интеллектуальной собственности, образованный в 2005 г. как отделение Высокого Суда Токио. Основной функцией Высоких судов является пересмотр решений нижестоящих судов в апелляционном порядке по всем категориям дел, кроме тех, которые прямо отнесены к юрисдикции других категорий судов (преимущественно Верховного суда). В целом же апелляционная юрисдикция Высоких судов распространяется на решения по гражданским и уголовным делам, которые были приняты окружными судами и судами по семейным делам, отдельные категории решений судов суммарного производства. Слушание дел в Высоких судах осуществляется коллегией в составе трех судей. По некоторым категориям дел в состав коллегии входит пять судей, например, касающиеся вопросов выборов, некоторых государственных преступлений, привлечения судей к дисциплинарной ответственности и т. п.

Верховный суд Японии является высшей судебной инстанцией страны и наделен правом принимать окончательные решения по делам, которые рассматривались судами государства. Верховный суд Японии является судом права и не рассматривает вопрос факта.

Основные аспекты организации Верховного суда Японии были приведены выше в разделе, посвященном Конституции Японии. Следует добавить только, что кроме так называемой «большой скамьи», в состав которой входят все 15 судей Верховного суда, в составе суда действуют три так называемых «малых скамьи» в составе пяти судей каждая.

Судебная система Японии

Исходным началом правовой и судебной системы Японии является действующая Конституция Японии. Провозглашенная 3 ноября 1946 года она вступила в силу 3 мая 1947 года. Важнейшее значение для правовой системы имеют три статьи: статья о законодательной власти устанавливает, что Парламент является единственным законодательным органом государства; статья о исполнительной власти устанавливает, что исполнительная власть осуществляется Кабинетом; и статья о судебной власти устанавливает, что вся полнота судебной власти принадлежит Верховному Суду, и судам низших инстанций, которые будут учреждены законом. В совокупности эти конституционные положения формируют государственную структуру Японии, основанную на западной концепции разделения властей и призванной обеспечить систему сдержек и противовесов между тремя органами власти государства. При этом Верховный суд был наделен полномочиями судебного надзора. Условная иллюстрацией японской судебной системы, представлена на схеме ниже.

Верховный суд.

Верховный суд является высшим судебным органом в стране. Хотя Верховный суд наделен полномочиями судебного рассмотрения, он не является конституционным судом в том смысле, в каком этот термин используется в европейском праве. Верховный суд Японии ограничивается слушанием споров в порядке апелляционного производства. Верховный суд осуществляет апелляционную юрисдикцию в отношении апелляций и специальных обжалований судебных решений в соответствии с Гражданским процессуальным кодекс и Уголовно-процессуальным кодексом. Кроме того, Верховный суд имеет первоначальную и окончательную юрисдикцию в отношении любых процедур, связанных с импичментом комиссаров Национального кадрового управления.

Верховный суд выносит окончательные решения по обращениям в следующих случаях.

  1. апелляция подана в отношении приговора, вынесенного высоким судом в качестве первой инстанции или в качестве второй инстанции по гражданским и уголовным делам;
  2. допускается непосредственное обращение в порядке обжалования судебного решения, вынесенного в первой инстанции в окружном суде или суде по семейным делам, или решению суда первой инстанции, вынесенного суммарным судом по уголовному делу;
  3. апелляция по особым основаниям, поданная в высокий суд, может быть передана на рассмотрение Верховный суд;
  4. допускается дальнейшее обжалование в Верховный суд приговоров, вынесенных высоким судом, действующим в качестве суда последней инстанции, в гражданских делах, если решение предполагает ошибочное толкование конституции или любое другое нарушение конституции;
  5. Генеральным прокурором может быть подана чрезвычайная апелляция в отношении окончательного и обязательного судебного решения по уголовному делу.

Возможность опротестовывать судебные решения в Верховном суде допускается по гражданским и семейным делам, если в ходатайстве оспаривается конституционность решения или если высокий суд разрешает ходатайство в связи с наличием в деле значимых вопросов, касающийся толкования законов и нормативных актов. Кроме того, в уголовном деле может быть подана специальная жалоба в Верховный суд на распоряжение суда или постановление судей, которые, как правило, не допускают обжалования, если основанием для апелляции являются конституционное нарушение или существенное противоречие судебному прецеденту.

Верховный суд состоит из главного судьи и четырнадцати других судей. Он делится на три Малых скамьи, и в большинстве случаев обжалование дела ведется в одной из них. Три судьи составляют кворум для проведения судебного разбирательства. Если апелляция предполагает существенные вопросы, затрагивающее толкование конституции, то решение выносит Большая скамья, состоящая из главного судьи и четырнадцати других судей. Для слушания Большой скамьи кворум составляет девять судей.

Разбирательство в Верховном суде заключаются в следующем. Апелляционное производство начинается, когда заявитель подает ходатайство об окончательной апелляции (по гражданским делам) или письменное прошение об окончательной апелляции (по уголовным делам) по приговору или решения суда низшей инстанции – чаще всего высокого суда. Верховный суд рассматривает вопросы права, а не вопросы, касающиеся фактической стороны дела, основываясь только отчетах судов, связанных с делом, после чего выносит свое решение. Если Верховный суд устанавливает, что для обжалования нет основания, он может отклонить апелляцию без устного слушания. Если же наличие основания для апелляции будет установлено, в суде проводится устные слушания и выносится решение.

Суды низших инстанций.

Согласно конституция парламент наделяется правом принять законодательство на предмет учреждения судов низшей инстанции. В соответствии с этим правомочием 16 апреля 1947 года был принят Закон о судах, установивший четыре типа судов: высокие суды, районные суды, суды по семейным делам, а также суммарные суды. Конституция Японии запрещает учреждение особых судов.

Высокий суд.

Высокие суды расположены в восьми крупных городах Японии: Токио, Осака, Нагоя, Хиросима, Фукуока, Сендай, Саппоро и Такамацу. Так же имеется шесть отделений, подчиненных какому-либо из высших судов. Кроме того, в апреле 2005 года был учрежден Высокий суд по интеллектуальным правам в качестве специализированного отделения Высокого суда Токио. Каждый высокий суд состоит из одного председателя и нескольких судей.

В целом, высокие суды обладают юрисдикцией в отношении обжалования решений со стороны окружных судов, судов по семейным делам, а также суммарных судов. Они также рассматривают апелляции по судебным решениям низшей инстанции. Высокие суды имеют юрисдикцию в отношении любого обжалования постановления, если процессуальным кодексом специально не предусматривается юрисдикция Верховного суда. В подобном случае, гражданские дела и уголовные дела отличаются апелляционными процедурами по решениям первой инстанции в суммарном суде: по уголовным делам, заявитель может обжаловать решения суммарного суда непосредственно в Верховный суд, тогда как в гражданских делах, обжалование суммарного суда сначала подается в окружной суд, а затем передается в высокий суд.

Также, высокий суд имеет специальную юрисдикцию в нескольких вопросах. Он имеет первичную юрисдикцию как суд первой инстанции при рассмотрении административных дел, связанных с выборами, уголовных дел, связанных с беспорядками, а также мер по аннулированию решений квази-судебных органов, таких как Трибунал по морским происшествиям Японии. Кроме того, вышеупомянутый Высокий суд по интеллектуальным правам обладает исключительной первичной юрисдикцией в отношении обжалования решений окружных судов, которые касаются патентных прав, и по решениям, принятым Патентным бюро Японии.

В принципе, дела в высоком суде разбираются коллегией из трех судей. В случаях, связанных с беспорядками или дисциплинарными и другим проступками судей, судебный процесс ведется под председательством коллегии из пяти судей. Процесс против судебных решений Патентного бюро Японии может вестись коллегией в составе пяти судей.

Окружные суды.

Окружные суды расположены в 50-ти городах – по одному в каждой префектуре за исключением Хоккайдо, который разделен на четыре района, и имеют 203 отделения по всей стране. Окружные суды, как правило, являются судами первой инстанции по гражданским и уголовным делам, за исключением вопросов, относящихся исключительно к первичной юрисдикции судов других видов. Окружные суды также обладают юрисдикцией в отношении обжалования решений и постановлений по гражданским делам суммарных судов.

Как правило, в окружном суде на судебном процессе председательствует один судья, но в следующих случаях требуется коллегия из трех судей:

  1. если суд постановил, что дело должно вестись коллегией из трех судей;
  2. при рассмотрении преступления, по которому в виде наказания предусматривается смертная казнь или тюремное заключение с или без исправительно-трудовых работ на срок от одного года или выше, включая пожизненное тюремное заключение, с некоторыми исключениями (например, разбой и т.д.);
  3. для обжалования решений, вынесенных суммарными судами, или обжалования судебных постановлений и распоряжений суммарных судов;
  4. другие дела, которые в соответствии с положениями, установленными законом, должны рассматриваться коллегией.

Все окружные суды и некоторые их отделения проводят уголовные слушания по отдельным серьезным делам с участием saiban-in (судебных заседателей). В рамках данной системы для рассмотрения дел, учреждается коллегия в составе шести saiban-in и трех профессиональных судей.

Суды по семейным делам.

Суды по семейным делам расположены в тех же местах, где окружные суды и их отделения. Кроме того, существует 77 местных отделений в тех же местах, где расположены суммарные суды. Суд по семейным делам был учрежден 1 января 1949 года для рассмотрения семейных споров и создание благоприятных условий для здорового развития несовершеннолетних. Они обладают исключительной юрисдикцией в отношении дел, связанных с внутрисемейными отношениями и преступности среди несовершеннолетних. Закон о личном статусе судопроизводства, принятый 16 июля 2003 года (вступивший в силу 1 апреля 2004 года), расширил юрисдикцию суда по семейным делам на судебные разбирательства, касающиеся отношений между мужем и женой, родителями и детьми, и т. д. Типичными примерами юрисдикции суда по семейным делам являются: опека и попечительство над взрослыми, судебное разрешение на усыновление ребенка, раздел имущества и супружеские отношения при разводе (например, требования на выплату алиментов, назначение лица с полномочиями родителей, и т. д.). Кроме того, в соответствии с Законом по реализации Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей, вступившим в силу 1 апреля 2014 года, дела о возвращении детей находятся под юрисдикцией Суда по семейным делам Токио и Суда по семейным делам Осаки.

В рамках разбирательства в суде по семейным делам суд в праве принять меры по примирению сторон прежде чем запускать процесс по расторжению брака, споры между родителями и детьми и другие споры согласно Закона о личном статусе судопроизводства. Примирение основана на идее о том, что лучше уделять больше внимания на рассмотрение окружающих семейную жизнь обстоятельств.

Суды по семейным делам также имеют дело с нарушениями несовершеннолетних. Они обладают юрисдикцией в отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 19 лет, которые совершили или могут совершить преступление, а в отношении лиц в возрасте до 14 лет, которые нарушили или могут нарушать положения уголовного кодекса. Меры, принимаемые в отношении таких несовершеннолетних, не являются карательными, а носят скорее защитный или образовательный характер.

Дела, доведенных до суда по семейным делам, рассматриваются одним судьей или коллегией из трех судей, в полной мере используя отчеты, подготовленные сотрудниками службы пробации суда, а также данных обследований проведенных, медицинскими специалистами в области психиатрии.

Суммарный суд.

Самыми доступными для людей являются суммарные суды, которых в Японии насчитывается 438. Суммарные суды обладают юрисдикцией в отношении гражданских дел, в которых оспариваемая сумма не превышает 1,400,000 иен, и над уголовным делами с предусмотренным наказанием в виде штрафа или мягкими видами наказаний и установленных законом преступлений, таких как кражи и хищения. Суммарные суды не наделены полномочиями налагать срок тюремного заключения без исправительно-трудовых работ или более суровые наказания. Тем не менее, в соответствии специальных положение закона, может быть наложено тюремное заключение с исправительно-трудовыми работами на срок не более трех лет. Если суммарный суд сочтет целесообразным наказание в виде лишения свободы с исправительно-трудовыми работами на срок три года и более, дело передается на рассмотрение в окружной суд. Все судебные процессы в суммарном суде ведутся одним судьей.

Судебные чиновники.

В соответствии с конституцией, наиболее важным обстоятельством является то, что «все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести, и связаны только настоящей Конституцией и законами.» Судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда судья в судебном порядке объявляется умственно или физически неспособным исполнять свои служебные функции. Кроме того, должны приниматься все дисциплинарные меры, связанные с нарушение служебного долга или неправомерными действиями, в соответствии с решением Верховного суда или высокого суда.

Судьи Верховного суда.

Главный судья в структуре правительства имеет ранг Премьер-министра и назначается императором по представлению Кабинета. Другие судьи, равные по рангу министрам, назначаются Кабинетом, а затем их назначение подтверждается императором. Претенденты должны быть «людьми широких взглядов и глубокого знания закона.» Судьи Верховного суда не обязательно должны быть профессиональные судьями. Однако, по крайней мере десять судей Верховного суда должны быть выбраны из числа судей, прокуроров, адвокатов и профессоров права университета и высшей школы.

Назначение судей Верховного суда подлежит пересмотру народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей. Такой пересмотр повторяется каждые десять лет. Судьи, отставка которых поддерживается большинством избирателей автоматически увольняются, но до сих пор этого ни разу не происходило. Возраст отставки для судей Верховного суда 70 лет.

Судьи судов низших инстанций.

Судьи судов низших инстанций подразделяются на председателей высоких судов, судей, помощников судей, а также судей суммарных судов. Все они назначаются Кабинетом из списка кандидатов, представленных Верховным судом. Назначение председателя высокого суда подтверждается императором. Как правило, назначение проводится в соответствии с рекомендациями Консультативного комитета по выдвижению судей судов низших инстанций. По состоянию на 2014 год в стране работает восемь председателей высших судов, 1921 судьи, 1000 помощника судей и 806 судей суммарного суда.

Судьи назначаются Кабинетом первоначально в качестве помощника судьи. Помощники судьи назначаются из числа людей, успешно сдавших экзамены на вхождение в Национальную ассоциацию судебных адвокатов, прошедших программу подготовки в Учебном и научно-исследовательском юридическом институте, а затем успешно сдавших выпускной квалификационный экзамен. Судьи назначаются на срок в 10 лет, затем они могут быть назначены вторично. Они выходят в отставку в возрасте 65 лет.

Помощники судей допускаются к слушаниям, но не имеют права выступать в качестве единственного судьи, рассматривающего дела. Они присутствуют в качестве члена коллегии из трех судей и помогают председательствующему судье. Судьи назначаются из числа помощников судей, прокуроров, адвокатов и преподавателей права, с профессиональным опытом работы не менее десяти лет.

Для назначения на должность судьи суммарного суда требуется опыт работы в течение трех или более лет в качестве помощника судьи, прокурора или адвоката, а также могут быть назначены Комитетом по отбору судей суммарных судов. Судей суммарных судов занимают должность в течении 10 лет, затем они могут быть назначены вторично. Они выходят в отставку в возрасте 70 лет.

Другие судебные чиновники.

Кроме судей судебные чиновники включают в себя судебных экспертов, секретарей судебных заседаний, сотрудников службы пробации суда по семейным делам, судебных стенографистов, судебных секретарей и судебных исполнителей.

  • Судебные эксперты набираются из специалистов в области интеллектуальных прав и других узкоспециализированных областей, а также из юристов. Их обязанности заключаются в проведении исследований и выдачей заключений по вопросам, поставленных перед ними судом.
  • Судебные клерки являются высокообразованными юридическими специалистами, в обязанности которых входит подготовка материалов дела к рассмотрению, вызов лиц, участвующих в судебном заседании, ведение протокола с целью обеспечения надлежащей правовой процедуры. Кроме того, они помогают судьям в исследовании законов, постановлений и судебных прецедентов, а также выполняют иные обязанности, предусмотренные соответствующими законами.
  • Сотрудники службы пробации суда по семейным делам проводят расследование фактов и обстоятельств, связанных с межличностными отношениями, после чего представляют отчеты судье, обеспечивая правильность судебных решений во внутрисемейных спорах, делах по возвращению детей, делах, касающихся личного статуса, а также по правонарушениям несовершеннолетних. Они являются специалистами в области поведенческих наук, таких как психология, социология и педагогика.
  • Судебные стенографисты ведут стенографические протоколы судебных разбирательств и выполняют другие связанные с этим работы.
  • Судебные секретари должны справляться с административной работой: оформление документации, регистрацией и учетом дел, составлению отчетов и т. д.
  • Судебные исполнители осуществляют принудительное исполнение решений по гражданским делам и некоторых постановлений судов по уголовным делам.

Прокуроры и адвокаты.

Прокуроры являются независимыми должностными лицами, которые имеют право судебного преследования. В сферу их обязанностей входит: расследование преступлений, поддерживание государственного обвинения, проведение слушаний, а также контроль и надзор за исполнением судебных решений и т.п. относительно уголовного дела. Кроме того, прокуроры участвуют в административных процессах, в соответствии законами и постановлениями, выступая в качестве представителей защиты общественных интересов, например, становясь на сторону ребенка в деле о его признании.

Прокуроры наделены исключительными полномочиями возбуждать государственное обвинение. Вопрос о том, следует ли предъявить обвинение или нет, полностью оставляется на усмотрение прокурора, и он может воздержаться от возбуждения публичного обвинения, даже при наличии достаточных оснований по факту состава преступления (принцип дискреционного преследования).

Для должности государственного прокурора требуется такая же квалификации как для помощника судьи. В отличие от государственных прокуроров в западных странах, государственные прокуроры в Японии занимают должность пожизненно.

Адвокаты участвуют в судебном разбирательстве в качестве либо адвоката одной их сторон в гражданском деле, либо защитника в уголовном процессе. В круг их обязанностей входит:

  • представление интересов клиентов в судебных процессах;
  • решение различных споров иными, чем судебные разбирательства средствами (консультации в центрах юридической консультации, деятельность в арбитражных центрах);
  • составление превентивных мер для предупреждения правовых споров (действуя в качестве адвоката при подготовке контрактов или завещаний, предлагая все виды юридических консультаций, а также действуя в качестве адвоката на переговорах и т.д., направленных на восстановление отношений между противными сторонами);
  • по уголовным делам – работа в уголовном суде, а также защита подозреваемых в ходе расследования (например, в государственной системе бесплатной юридической помощи).

Большинство из адвокатов также сдавали экзамены на поступление в Национальную ассоциацию судебных адвокатов, проходили программу подготовки в Учебном и научно-исследовательском юридическом институте, а затем успешно сдали выпускной квалификационный экзамен. После сдачи итогового квалификационного экзамена, они регистрируют в качестве адвоката в одной местных ассоциаций адвокатов. После регистрации, адвокат имеет право вести дела в любом суде Японии.

Участие граждан в судебных процессах.

Участие граждан является ключевой идеей судебно-правовых реформ 21-го века. Активное участие граждан в судебном процессе позволяет отразить их мнения в деятельности судов, а, с другой стороны, углубляет у людей понимание судебной системы и усиливает ее общественную поддержку. Такое взаимодействие является устойчивым демократическим основанием для функционирования государства в рамках правового развития. Судебные реформы ведутся с твердой убежденностью в важности доступа населения к правосудию.

Еще до начала реформы, на местном уровне существовали системы, позволяющие гражданам участвовать в судебном процессе. В июне 2001 года Совет по судебной реформе провел конференцию и опубликовал краткое изложение предлагаемых реформ. В соответствии с обсуждением на конференции, 21 мая 2009 год вступила в действие система saiban-in (судебных заседателей), введена новая система технических советников, были расширены системы согласительных комиссаров, судебных комиссаров, консультантов и Комитета прокурорского дознания.

Еще по теме:

  • Пункт 11 ст77 тк рф Трудовой кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 77 § 1. Прекращение трудового договора - окончание действия трудовых отношений работника с работодателем. Этим оно отличается от […]
  • Статья 77 п4 тк рф Статья 77. Общие основания прекращения трудового договора Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса); 2) истечение срока […]
  • Ст77 п3 тк рф с комментариями 2018 Статья 77 ТК РФ. Общие основания прекращения трудового договора Основаниями прекращения трудового договора являются: 1) соглашение сторон (статья 78 настоящего Кодекса); 2) истечение […]
  • Фз-44 статья 61 44 фз в таблицах и схемах ст. 61-114 § 3. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок. Статья 72. Проведение запроса котировок. Статья 73. […]
  • Выписка егрп тюмень Где заказать выписку из ЕГРН (ЕГРП) в Тюмени Для получения официальной справки ЕГРН в электронном виде, введите кадастровый номер или адрес объекта, выберите тип выписки и […]