Суды общей юрисдикции состав структура полномочия

Рубрики Публикации

Структура суда общей юрисдикции среднего звена

1. Суды общей юрисдикции среднего звена состоят из председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий, членов суда (судей) и народных заседателем. Точная штатная численность конкретного суда
определяется исходя из объема судебной работы.
Структура суда обшей юрисдикции среднего звена:

— судебная коллегия по гражданским делам;
— судебная коллегия по уголовным делам;
— президиум суда.

2. В каждом суде общей юрисдикции среднего звена создаются судебньц коллегии по гражданским делам и по уголовным делам, распределение судей по которым осуществляет председатель соответствующего суда. Председатели судебных коллегий являются заместителями председателя суда. Судебные коллегии рассматривают соответственно гражданские и уголовные дела по первой инстанции и в кассации. Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, ранее рассмотренные этой же коллегией. Составы судебных коллегий при рассмотрении судебных дел:

• по первой инстанции:

а) судья-профессионал и два народных заседателя;
б) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей (рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ);
в) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции (рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ);

• в кассационной инстанции — три судьи-профессионала.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании. В крупных судах общей юрисдикции среднего звена судебные коллегии делятся на судебные составы, председателей которых назначает председатель соответствующего суда. Председатель судебного состава председательствует на заседаниях состава и распределяет судебные дела между судьями — членами состава.

3. Состав президиума суда общей юрисдикции среднего звена:
• председатель суда;
• заместители председателя суда;
• наиболее квалифицированные и опытные судьи (члены суда). Численность и персональный состав президиума конкретного суда общей юрисдикции среднего звена утверждается Президентом РФ. Кандидатуры судей для утверждения их в качестве членов президиума представляются Председателем Верховного Суда РФ при положительном заключении коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Заседания президиума суда обшей юрисдикции среднего звена проводятся не реже двух раз в месяц при участии прокурора соответствующего субъекта РФ. Постановления принимаются при открытом голосовании большинством присутствующих членов президиума (президиум вправе принимать постановления при присутствии на заседании более половины его членов). Полномочия президиума суда обшей юрисдикции среднего звена:

• проверка законности и обоснованности в порядке надзора по протестам Генерального прокурора РФ, его заместителей, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, прокурора субъекта РФ, председателя соответствующего суда общей юрисдикции среднего звена:
а) вступившего в законную силу приговора, определения либо решения районного суда;
б) постановления районного судьи о назначении судебного заседания;
в) кассационного определения судебных коллегий соответствующего суда общей юрисдикции среднего звена;
• разрешение вопросов организационного характера: заслушивание и обсуждение судебной практики, заслушивание отчетов о работе судебных коллегий, аппарата суда, работе с населением, данных о состоянии законности и преступности в субъекте РФ и т. п.

Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена

1. К судам общей юрисдикции среднего звена относятся: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Эти суды являются вышестоящими по отношению к районным судам и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

2. Полномочия судов общей юрисдикции среднего звена:

• в качестве судов первой инстанции они рассматривают:
а) дела, связанные с государственной тайной;
б) дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ;
в) дела о приостановлении деятельности или ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; дела о ликвидации местных и централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; дела о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;
г) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательной комиссии республики, края, области, города федерального значения автономной области, автономного округа, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной BiacTii. органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, должностных лиц этих комиссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий);
д) определенные категории уголовных дел о преступлениях, которые указаны в ст. 31 УПК РФ (убийства при отягчающих обстоятельствах, преступления против личности, против общественной безопасности и общественного порядка, преступления против правосудия, против мира и безопасности человечества и т. д.);
• в качестве судов кассационной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена рассматривают уголовные и гражданские дела, решения по которым приняты районными судами;
• в качестве судов надзорной инстанции суды общей юрисдикции среднего звена проверяют приговоры и иные судебные решения районных судов (по уголовным и гражданским делам), а также кассационные определения судебных коллегий судов обшей юрисдикции среднего звена;
• суды общей юрисдикции среднего звена пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам приговоры и определения, постановления районных судов по уголовным делам, а также решения и иные постановления, вынесенные по гражданским делам судами общей юрисдикции среднего звена;
• рассматривают ходатайства прокуроров о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей для окончания ознакомления обвиняемых с материалами уголовного дела, а также о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей в случае необходимости удовлетворения ходатайств обвиняемых или их защитников о дополнении предварительного следствия;
• рассматривают дела о необходимости ограничения конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена

Штатная численность краевого, областного и других судов этого уровня определяется исходя из:

· объема и характера судебной работы;

· количества проживающего насе­ления;

· национального состава и занятости населения;

· числа районов и рай­онных судов, объема их работы и т.п.

Ст. 24 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» устанавливает, что суды среднего звена действуют в составе:

1. президиума суда;

2. судебной коллегии по гражданским делам;

3. судебной коллегии по уголовным делам.

4. судебной коллегии по административным делам

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Кроме того, у этих судов, естественно, имеются аппараты, призван­ные выполнять организационно-вспомогательные функции.
Каждая из судебных коллегий возглавляется ее председателем, который, как правило, является и заместителем председателя суда.

Судебные коллегии рассматривают дела (ст. 28 закона):

· в качестве суда первой инстанции;

· в качестве суда апелляционной инстанции (в части производства в судах апелляционной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам — с 1 января 2013 г.);

· в качестве суда кассационной инстанции (в части производства в судах кассационной инстанции по гражданским делам применяется с 1 января 2012 г., а по уголовным делам — с 1 января 2013 г.);

· дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

Рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой ин­станции в судебных коллегиях может осуществляться, как прави­ло, единоличным судьей (им может быть председатель, его замести­тель или судья данного суда). Некоторые категории гражданских дел, подсудных судам данного уровня, а также подсудные этим судам уго­ловные дела — при наличии ходатайств обвиняемых — могут рассмат­риваться коллегиями, состоящими из трех судей-профессионалов. Для разбирательства уголовных дел может быть (тоже по ходатайству об­виняемого) образован суд с участием присяжных заседателей (один судья-профессионал и 12 присяжных заседателей).

При рассмотрении дела в кассационном порядке су­дебная коллегия суда среднего звена действует в составе председа­тельствующего и двух членов суда. Распределение членов суда по коллегиям производится президиу­мом суда. При этом учитываются знания, опыт работы и индивиду­альные склонности каждого из членов суда.

В судах со значительным объемом работы и достаточным количе­ством судей каждая коллегия подразделяется на судебные составы. Председатель суда назначает председателя каждого из составов, кото­рый, в свою очередь, распределяет дела для подготовки и рассмотре­ния между членами данного состава и председательствует в судебных заседаниях.

В судебный состав поступают дела из определенных районов рес­публики, края, области, округа. Внутри составов каждый член суда зак­репляется за конкретными районами. Такой порядок распределения дел, поступающих для рассмотрения, способствует эффективности над­зора за судебной деятельностью нижестоящих судов, дает возможность членам суда лучше изучать работу каждого из районных судов в от­дельности и всех судов такого рода соответствующего района в це­лом.

Президиум суда образуется в составе председателя, заместителя председателя суда и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации. Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Президиум суда рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Наряду с рассмотрением в таком порядке конкретных судебных дел президиум решает вопросы организационного характера. Он зас­лушивает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи районным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и судимости, от­четы председателей судебных коллегий, вопросы работы аппарата суда, состояния работы по разрешению жалоб и заявлений граждан, перс­пективные и текущие планы судебной работы. На рассмотрение пре­зидиума могут вноситься доклады (сообщения) председателей район­ных судов по вопросам деятельности возглавляемых ими судов.

СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ПМР (основное звено)

Ст. 5 п.2 «б» КЗ «О судебной системе ПМР» определяет судебные органы, составляющие систему судов общей юрисдикции: Верховный суд Приднестровской Молдавской Республики, городские (районные) суды, а также мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции
1. Городской (районный) суд в пределах своей компетенции рассматривает все дела, за исключением дел, отнесенных законом к компетенции иных судов, а именно:

а) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений;

б) дела, возникающие из административно-правовых отношений;

в) дела особого производства;

г) уголовные дела, подсудные городским (районным) судам.
2. Городской (районный) суд изучает и обобщает судебную практику, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.
3. Городской (районный) суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
4. Районный суд образуется в административных центрах районов ПМР. Городской суд образуется в городах, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами ПМР. Президентом ПМР по совместному представлению руководителя органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы юстиции, и Председателя Верховного суда ПМР может быть образован один районный (городской) суд на район и город.

1. Афанасьев С., Савельева Т. Производство у мирового судьи нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. 2002. №5

2. Бахичева Г. Что мешает быстрому становлению института мировых судей? // Российская юстиция. 2001. № 8.

3. Баландин В.Н., Павлушина А.А. К вопросу о восстановлении института мировых судей в России. // Правоведение. 1998. №3.

4. Быков В.М. Новый закон о судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Научный комментарий // Право и политика. 2012. № 1, 2.

5. Учебники по курсу «Правоохранительные органы» после 2014года.

§ 3. СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Задачи судов общей юрисдикции: обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юри
дических лиц, а также прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, ее субъектов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений; защита основ конституционного строя РФ, ее целостности и безопасности.
Всей своей деятельностью суд способствует формированию уважительного отношения к праву и суду, к правам, чести и достоинству граждан, честного отношения к государственному и общественному долгу, воспитывает граждан в духе точного и неуклонного соблюдения закона, ответственности за свою Родину.
На основе демократических принципов осуществления судебной власти, закрепленных в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», в соответствии с возложенными на них задачами суды общей юрисдикции выполняют следующие функции: осуществление правосудия; контроль законности и обоснованности решений и действий государственных органов и должностных лиц; изучение и обобщение судебной практики; ведение и анализ судебной статистики; разъяснение действующего законодательства (по вопросам их ведения); обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке закона или иного соответствующего нормативного акта, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом судом деле; разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов (по вопросам их ведения); иные функции в соответствии с законодательством РФ.
Осуществляя правосудие, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают: в порядке уголовного судопроизводства — все уголовные дела; в порядке гражданского судопроизводства — все гражданские дела, за исключением дел, подведомственных другим судебным органам (Конституционному Суду РФ, арбитражным судам);
в порядке административного судопроизводства — дела об административных правонарушениях.
Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции; дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Этот суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ,
КРАЕВОЙ (ОБЛАСТНОЙ) СУД,
СУД ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ,
СУД АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ,
СУД АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Федерации.

РАЙОННЫЙ СУД
Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Федерации. />Такой суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Федерации.
Районный суд в пределах свой компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции (по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района) и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ
Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».
ВОЕННЫЕ СУДЫ
Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (о системе военных судов см. схему 29).
Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита: нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов местного самоуправления; нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.
Военным судам подсудны: гражданские и административным дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов; дела об административные правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Охрана военных судов, лиц, содержащихся в дисциплинарные воинских частях, под стражей на гауптвахтах, а также конвоирование таких лиц осуществляются соответственно воинскими частями или военными комендатурами гарнизонов.
Российское законодательство о военных судах находится в полном соответствии с конституционными нормами. Военные суды осуществляют судебную власть на началах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Они организованы и действуют на основе принципов, определенных Конституцией РФ и реализуемые в законодательстве о судоустройстве и судопроизводстве, единых для всех судов Российского государства.

МИРОВЫЕ СУДЬИ
Новым судебным органом в Российской Федерации являются мировые судьи. Порядок их организации и деятельности определяется Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», другими федеральными законами, а также нормативными актами субъектов Федерации.
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Федерации и входят в единую судебную систему РФ.
Они осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются из расчета численности населения на одном участке: от 15 до 23 тысяч человек. В административнотерриториальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Федерации, исходя из общего числа мировых судей и количества судебных участков в субъекте Федерации, определенных федеральным законом.
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации.
Первичный срок их полномочий устанавливается законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем на 5 лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на 5 лет.
Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые установлены Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
Мировой судья рассматривает в первой инстанции подсудные ему дела (см. схемы), а также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Схема 12. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации
(ст. 4, 22, 26 Закона о судебной системе, ст. 2 Закона о военных судах)

Схема 13. Состав Верховного Суда Российской Федерации
(ст. 54, 63—67, 78 Закона о судоустройстве РСФСР)

Кроме того, в ВС РФ создана еще одна судебная коллегия для рассмотрения вопроса о даче заключения о наличии в действиях судьи признаков преступления.
Должностной состав ВС РФ
Судьи: Председатель ВС РФ первый заместитель Председателя ВС РФ заместители Председателя ВС РФ (в том числе председатели судебных коллегий ВС РФ) председатели судебных составов судебных коллегий ВС РФ судьи ВС РФ Работники аппарата суда[II]
/>Схема 14. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации
(ст. 93, 126 Конституции РФ, ст. 56 Закона о судоустройстве РСФСР и положения ряда других законов)
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции

Состав и структура судов среднего звена общей юрисдикции.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Суды общей юрисдикции — это система судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. Деятельность судов общей юрисдикции направлена на: укрепление законности и правопорядка; предупреждение преступлений и правонарушений. Задачей данных судов является охрана от всяких посягательств: закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией РФ и законами; прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций.

Федеральные суды общей юрисдикции (включая военные) подразделяются на три звена. Среднее звено образуют: верховные суды республик, краевые суды, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области и суды автономных округов. Вторым звеном военных судов являются военные суды военных округов, флотов.

В качестве суда первой инстанции может действовать любой суд любого звена судебной системы. Суды второго звена судов общей юрисдикции могут выступать в качестве и кассационной, и надзорной инстанции.

Еще по теме:

  • Комментарий ст 1216 коап Комментарии к СТ 12.16 КоАП РФ Статья 12.16 КоАП РФ. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги Комментарий к статье 12.16 КоАП РФ: 1. […]
  • Исполнение административных наказаний в виде штрафа Последствия неисполнения административного наказания в виде штрафа Предлагаем вашему вниманию консультационную статью судьи Змеиногорского суда Виталия Крупского В связи с […]
  • Украинское свидетельство о собственности Что нужно знать, если документы на вашу квартиру украинского образца Бессрочное право По просьбе читателей «Крымская газета» напоминает о том, что в соответствии со статьёй 8 Закона […]
  • Ч 1 ст 46 жк рф Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме См. Энциклопедии и […]
  • Ст 46 ч 3 жк рф Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на […]