Тк рф ст328

Рубрики Без рубрики

Тк рф ст328

Комментарий К. Я. Ананьевой

В отличие от КЗоТа, который в ст. 252 подробно не регламентировал особенности регулирования труда работников транспорта (и других отраслей), применяя отсылочную норму, ТК содержит статьи, определяющие особенности приема на работу, рабочего времени и отдыха, условий труда и дисциплины работников транспорта. Данные особенности касаются тех работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, и учитывают особый характер труда и повышенные требования к указанным работникам в связи с влиянием результатов их работы на безопасность движения транспорта. Отдельные особенности, затрагивающие иные трудовые права и обязанности работников, а также ряд установлений нормативных актов, соглашений, коллективных договоров, трудовых договоров, относящиеся к содержанию статей комментируемой главы, ухудшающие положение данных работников по сравнению с нормами, предусмотренными ТК, не могут применяться. Исключения из этого правила могут содержаться в международных договорах РФ (см. комм. к ст. 10 ТК).

Комментируемая статья устанавливает особенности приема работников на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств: обязанность прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки и обязательный предварительный медицинский осмотр. Порядок прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта, а обязательного предварительного медицинского осмотра – федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и в области соответствующего вида транспорта.

Особенности приема на работу работников данной категории соответствуют положениям специального законодательства (ст. 53 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. с изм. от 8 июля 1999 г., ст.ст. 54, 55 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. с изм. и доп. от 26 мая 2001 г., ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г., ст. 16 ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г., ст.ст. 20, 23, 26 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г., ст. 21 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. с изм. и доп.), международным обязательствам РФ (Конвенция МОТ № 73 о медицинском освидетельствовании моряков 1946 г., Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., Конвенция о дорожном движении 1968 г. и иные международные соглашения). Их обоснованность подтверждается судебной практикой (в частности, решением Верховного Суда РФ от 22 февраля 2000 г. «О рассмотрении дела о признании незаконными пунктов 8, 12.7.3, 14.3 и 18.2 «Положения о порядке проведения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте», утвержденного приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г.). Целями установления данных особенностей являются обеспечение безопасности на транспорте, создание условий для роста профессионализма и уменьшения вероятности неблагоприятных последствий движения транспортных средств (источников повышенной опасности), в том числе недопущения аварий и чрезвычайных происшествий, забота о сохранении здоровья работников. Установление особенностей приема на работу работников транспорта соответствует положениям статей 65, 69 и 213 ТК (см. комм. к ним).

В областях следующих видов транспорта действуют: I ) железнодорожного – Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам (утвержден постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г.), приказы, указания и инструкции МПС РФ;

2) водного – постановления Правительства РФ от 4 августа

1999 г., 28 июля 2000 г.;

3) автомобильного – приказы Министерства транспорта РФ (в частности, от 22 июня 1998 г.);

4) воздушного – постановления Правительства РФ от 23 мая

2000 г., 20 ноября 2001 г., приказ ФАС РФ от 24 октября 1997 г. с изм., методические указания МГА СССР от 7 мая 1991 г.; иные нормативные акты.

Медицинские осмотры работников транспорта регламентируются приказами Минздрава, приказом МЗМП и ГСЭН РФ от 5 октября 1995 г. и другими актами. Несоблюдение работником предусмотренных этими актами требований, влечет отказ в приеме на работу, который является обоснованным (см. комм. к ст. 64 ТК). Если же трудовой договор был заключен в нарушение порядка, определенного комментируемой статьей, он подлежит прекращению согласно ст. 84 ТК по п. 11 ст. 77 ТК (см. комм. к этим статьям).

Комментарий К. Н. Гусова

§ 1. Требования ч. 1 ст. 328 ТК о необходимости прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки по соответствующему виду транспорта перед приемом работника на работу относятся лишь к тем категориям работников, трудовая деятельность которых связана с движением транспортных средств. Перечень таких категорий указан в постановлениях министерств и ведомств РФ, курирующих соответствующий вид транспорта.

§ 2. На сегодняшний день соответствующие постановления министерств еще не приняты. До момента вступления в силу ТК указанные документы принимались постановлениями Правительства РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г было утверждено Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1993 г. в ред. от 8 февраля 1999 г. (САПП РФ. 1992. № 9. Ст. 608; 1999. К° 42. Ст. 4008). При таких обстоятельствах следует полагать, что принятые Правительством РФ до введения в действие ТК документы продолжают действовать.

§ 3. Одним из условий приема работников на работу, связанную с движением транспортных средств, является предварительный медицинский осмотр, производимый в специальном порядке, установленном соответствующими постановлениями Министерства здравоохранения РФ и министерств, курирующих соответствующий вид транспорта (Министерства путей сообщения РФ, Министерства гражданской авиации РФ, Министерства морского и речного транспорта РФ).

Комментарий С. А. Панина

1. Транспортные средства – это источник повышенной опасности, поэтому лица, претендующие на работу, связанную с управлением транспортными средствами, должны пройти профессиональный отбор. Этот отбор проводится на стадии поступления в соответствующее учебное заведение, в процессе обучения и при окончании учебного заведения. Порядок профессионального отбора определяет федеральный орган исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

2. При приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, работодатель обязан потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки (диплом, удостоверение и т. д.).

3. Заключение трудового договора допускается только после прохождения работником обязательного предварительного медицинского осмотра.

В соответствии со ст. 213 настоящего Кодекса работники, чья трудовая функция связана непосредственно с движением транспортных средств, должны проходить периодические медицинские осмотры.

Работника, не прошедшего в установленном порядке периодический медицинский осмотр, работодатель обязан отстранить от работы, связанной непосредственно с движением транспортных средств (см. комментарий к ст. 76 Кодекса).

Статья 328 ТК РФ. Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

Новая редакция Ст. 328 ТК РФ

Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Комментарий к Статье 328 ТК РФ

Поскольку транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности, трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств. Цель этих требований — свести к минимуму возможность причинения ущерба лицам, пользующимся транспортными средствами, иным лицам и окружающей среде. Необходимостью обеспечения круглосуточной деятельности соответствующих служб, разъездным характером работы, невозможностью ежедневного возвращения к месту постоянного жительства, а также особенностями условий труда обусловлено введение особых режимов труда для данной категории работников.

В законодательстве отсутствует понятие работы, непосредственно связанной с движением транспортных средств. Чаще всего под работой, связанной с движением транспортных средств, понимается работа, состоящая в управлении транспортным средством либо техническом обслуживании транспортного средства, относящегося к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту или городскому электротранспорту.

Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утверждается федеральными органами исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития (Постановление Правительства от 14 января 2003 г. N 13).

Порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, определяется федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

В частности, порядок профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Для железнодорожного транспорта порядок профессионального отбора, определения психофизиологических качеств, профессиональной пригодности установлен Положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах (Приказ МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц). Для помощников машиниста — Положением, утвержденным Приказом МПС России от 28 октября 1999 г. N 39Ц.

Вопросы профессионального отбора и профессиональной подготовки работников авиационного транспорта решаются Воздушным кодексом РФ и системой подзаконных нормативных актов, изданных в развитие положений Кодекса.

Работодатель обязан, при приеме на работу, связанную с движением транспортных средств потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки. Таким документом может быть диплом, удостоверение, свидетельство.

Обязательным условием для заключения трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, является прохождение работником обязательного предварительного медицинского осмотра, в соответствии со статьями 69, 213 ТК.

Лица, не прошедшие предварительный медицинский осмотр в установленном порядке, не могут быть допущены к работе, непосредственно связанной с движением транспортных средств.

Другой комментарий к Ст. 328 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности. Поэтому трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

2. В общем виде под работой, связанной с движением транспортных средств, следует понимать работу, которая состоит в управлении (вождении, пилотировании и т.п.) транспортным средством либо техническом обслуживании транспортного средства, относящегося к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту или городскому электротранспорту.

3. Порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должен определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области соответствующего вида транспорта. В настоящее время этот порядок для различных видов транспорта регулируется нормативными правовыми актами разного уровня.

Для железнодорожного транспорта порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, установлен Положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и мотор-вагонным подвижным составом на российских железных дорогах (Приказ МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц). Аналогичное Положение утверждено Приказом МПС России от 28 октября 1999 г. N 39Ц и для помощников машиниста.

Порядок профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Вопросы профессионального отбора и профессиональной подготовки работников авиационного транспорта решаются Воздушным кодексом РФ и системой подзаконных нормативных актов, изданных в развитие положений Кодекса.

4. По общему правилу при приеме на работу, связанную с движением транспортных средств, работодатель обязан потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки (диплом, удостоверение, свидетельство) (см. ст. 65 ТК РФ и комментарий к ней).

Заключение трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, допускается только после прохождения работником обязательного предварительного медицинского осмотра (см. ст. ст. 69, 213 ТК РФ и комментарий к ним).

Лица, не прошедшие в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, не могут допускаться к работе, непосредственно связанной с движением транспортных средств.

Статья 328. Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Комментарий к Ст. 328 ТК РФ

1. Положения настоящей статьи являются отсылочными, поскольку она не содержит конкретных норм, а лишь указывает на то, что работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном Минтрансом России (см. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3342).

2. Поскольку такой порядок пока не установлен, то в настоящее время вопросы профессионального отбора и профессиональной подготовки работников на транспорте регулируются различными нормативными правовыми актами применительно к тому или иному виду транспорта.

3. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, подлежат обязательному (не только предварительному, но и текущему) медицинскому осмотру (обследованию) с учетом особенностей его проведения на основании специальных нормативных правовых актов для работников соответствующего вида транспорта, а также обязательному (не реже одного раза в пять лет) психиатрическому освидетельствованию.

См. также комментарий к ст. 213 ТК РФ.

4. При регулировании труда работников транспорта следует, кроме того, иметь в виду такие документы, как:

— Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (СЗ РФ. 2008. N 27. Ст. 3280);

— Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (БНА РФ. 2003. N 48).

Второй комментарий к Статье 328 Трудового кодекса

1. Требования ч. 1 ст. 328 ТК РФ о необходимости прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки по соответствующему виду транспорта перед приемом работника на работу относятся лишь к тем категориям работников, трудовая деятельность которых связана с движением транспортных средств. Перечень таких категорий указан в постановлениях министерств и ведомств РФ, курирующих соответствующий вид транспорта.

2. На сегодняшний день соответствующие постановления министерств еще не приняты. До момента вступления в силу ТК РФ указанные документы принимались постановлениями Правительства РФ. Так, Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. было утверждено Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1993 г., в ред. от 8 февраля 1999 г. (САПП РФ. 1992. N 9. Ст. 608; 1999. N 42. Ст. 4008). При таких обстоятельствах следует полагать, что принятые Правительством РФ до введения в действие ТК РФ документы продолжают действовать.

3. Одним из условий приема работников на работу, связанную с движением транспортных средств, является предварительный медицинский осмотр, производимый в специальном порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 328 ТК РФ

Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

В статье 328 ТК РФ говорится о приеме на работу, связанную с движением транспортных средств. В соответствии со статьей 328 ТК РФ работники, принимаемые на такую работу, обязаны проходить профессиональный отбор, профессиональное обучение и медицинский осмотр в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.

Статья 328 ТК РФ. Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

Ст 328 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 551-20-23 — Это быстро и бесплатно !

Комментарий к статье 328 ТК РФ:

1. К гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки, состояния здоровья, которые вытекают из специальных законов и иных нормативных правовых актов.

2. Работники, принимаемые на должности, непосредственно связанные с движением поездов, должны пройти профессиональный отбор, иметь соответствующую подготовку и здоровье, необходимое для исполнения должностных обязанностей.

Порядок профессионального отбора, в т.ч. определения психофизических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (п. 3 ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте).

Так, Приказом МПС России от 11 ноября 1997 г. N 23Ц (БНА РФ. 1998. N 1) утверждено Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах.

В Положении определен порядок прохождения профессиональной подготовки, закреплены требования, которые предъявляются к лицам, направляемым на профессиональную подготовку и допускаемым к теоретическим и практическим испытаниям.

В соответствии с п. 4 Положения профессиональная подготовка машинистов локомотивов проводится с отрывом от производства в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку. Для лиц с высшим и средним специальным образованием по тяговым специальностям разрешается проводить профессиональную подготовку машинистов локомотивов без отрыва от производства в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.

Лица, направляемые на профессиональную подготовку, должны иметь группу профессиональной пригодности в соответствии с медицинскими указаниями по проведению психологических обследований в локомотивном хозяйстве, утв. указанием МПС России от 25 ноября 1993 г. N 226у.

К теоретическим испытаниям на право управлять локомотивом (электровоз, тепловоз, паровоз, газотурбовоз) и моторвагонным подвижным составом (электропоезд, дизель-поезд) на путях общего пользования допускаются лица не моложе 18 лет при наличии: квалификации слесаря по ремонту локомотива, моторвагонного подвижного состава не ниже 3 разряда; стажа работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива, установленного названным Положением; свидетельства о присвоении профессии машиниста локомотива установленного образца, которое выдается по окончании специализированного учебного заведения (п. 2 Положения).

3. Приказом МПС России от 28 октября 1999 г. N 39Ц (БНА РФ. 2000. N 3) утверждено Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации.

Согласно п. 4 Положения профессиональная подготовка помощников машинистов локомотивов проводится с отрывом от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.

К профессиональной подготовке на профессию «помощник машиниста локомотива» допускаются лица, имеющие:

  • а) медицинскую карту с фотографией и медицинское заключение о пригодности к работе помощником машиниста локомотива;
  • б) заключение о психологической профессиональной пригодности не ниже 1 группы по результатам профессионального отбора, проводимого в соответствии с нормативными актами МПС России, утвержденными в установленном порядке.

Лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по специальностям «Локомотивы», «Электрический транспорт», «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог», могут допускаться к сдаче испытаний на профессию «помощник машиниста локомотива» (при представлении документов, перечисленных в подп. «а» и «б» п. 4 Положения) без дополнительного обучения. Для этой категории лиц разрешается также проводить подготовку помощников машинистов локомотивов без отрыва от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.

Лица, имеющие неоконченное высшее или среднее профессиональное образование по указанным выше специальностям, могут допускаться к сдаче испытаний на профессию помощника машиниста после профессиональной подготовки без отрыва от производства в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.

4. В трудовом договоре, заключаемом с водителем автотранспортного средства, сторонам необходимо предусмотреть: будет ли он работать на автомобиле определенной грузоподъемности или на любом автомобиле из числа имеющихся с учетом наличия у водителя прав на управление соответствующими транспортными средствами.

Условия получения права на управление транспортными средствами определены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873).

Право на управление транспортными средствами предоставляется:

  • мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») — лицам, достигшим 16-летнего возраста;
  • автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»), — лицам, достигшим 18-летнего возраста;
  • автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест (категория «Д»), — лицам, достигшим 20-летнего возраста;
  • составами транспортных средств (категория «Е») — лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», — при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
  • трамваями и троллейбусами — лицам, достигшим 20-летнего возраста.

К сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами допускаются граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории. Допускается также самостоятельная подготовка водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ.

Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. ст. 25, 26 Закона).

5. Как предусмотрено ст. 53 ВК, лица из числа авиационного персонала гражданской авиации допускаются к деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельности по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения при наличии сертификата (свидетельства).

Подготовка специалистов соответствующего уровня проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты (ст. 54 ВК).

6. Повышенные требования установлены при приеме на работу членов экипажей судов: проведение освидетельствования, истребование документов о необходимом образовании (для занятия должностей командного состава, например капитана, штурмана, требуется наличие двух документов — о соответствующем специальном образовании и о праве на управление судном конкретной группы, а также определенный стаж плавания).

Статья 57 КТМ обязательным условием приема на работу на судно всех членов экипажа предусматривает получение согласия капитана судна.

7. В ч. 2 ст. 328 в качестве обязательного требования приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, установлено прохождение предварительного медицинского осмотра.

Цель обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования, например, водителей транспортных средств и кандидатов в водители — определить у них медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности. В связи с этим они проходят предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом (ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств». Указанный документ регламентирует порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров и поможет работодателю правильно организовать этот участок работы, способствующий обеспечению безопасности дорожного движения (см. приложение к письму Минздрава России от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 // Новая аптека. 2004. N 7).

Пригодность к выполнению трудовых обязанностей при поступлении на работу работников плавсостава определяется на основании Инструкции о проведении обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров плавсостава морского, речного, рыбопромыслового флотов, флота других министерств и ведомств СССР и лиц, поступающих в учебные заведения по подготовке специалистов для работы на судах, утв. Приказом Минздрава СССР от 6 сентября 1989 г. N 511 «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства». Этим Приказом также утверждены Список профессий плавающего состава (по группам с учетом выполняемой работы), работники которых подлежат обязательным предварительным при поступлении на работу и периодическим медосмотрам (приложение 7), Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску на работу лиц плавсостава и поступлению в учебные заведения по подготовке специалистов для работы на судах (приложение 8), Перечень дополнительных медицинских противопоказаний к допуску на работу лиц плавсостава, дальнейшей их работе в плавсоставе, а также поступлению в учебные заведения по подготовке специалистов для работы на судах (приложение 9). (См. СПС «КонсультантПлюс».)

На железнодорожном транспорте действует Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020 (СЗ РФ. 1999. N 37. Ст. 4506). В нем профессии и должности работников распределены по шести группам: группа машинистов, водителей и их помощников; диспетчерско-операторская группа; станционно-маневровая группа; группа, обслуживающая поезда в пути следования; группа пути; группа энергоснабжения (электрификации), сигнализации, централизации, блокировки и связи.

Круг лиц, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, сроки проведения таких осмотров и основные обязанности должностных лиц, ответственных за их организацию, определены Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц (БНА РФ. 1999. N 18 — 19).

Согласно п. 9 Положения решение о профессиональной пригодности лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, принимает врачебно-экспертная комиссия ЛПУ МПС России, которая выдает заключение о соответствии состояния их здоровья требованиям, необходимым для выполнения работы, в т.ч. предусмотренной производственной практикой в период обучения в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта.

Лица, не прошедшие обязательный медицинский осмотр или имеющие заключение врачебно-экспертной комиссии о профессиональной непригодности, к работе (производственной практике) не допускаются.

Приказом Минтранса России от 28 марта 2007 г. N 36 утвержден Перечень профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования, подлежащих обязательным предрейсовым или предсменным медицинским осмотрам (БНА РФ. 2007. N 20).

Предрейсовые медицинские осмотры работников локомотивных бригад проводятся в целях осуществления комплексной оценки физического, психоэмоционального и, при необходимости, психологического состояния этих работников для предотвращения допуска к рейсу лиц в состоянии нетрудоспособности или пониженной работоспособности. Порядок их проведения регламентируется Инструкцией о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад, утв. МПС России 1 мая 1998 г. N ЦУВС-552 и введенной в действие указанием МПС России от 6 июля 1998 г. N В-788у (СПС «КонсультантПлюс»).

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работ, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 19 декабря 2005 г. N 796 (БНА РФ. 2006. N 9).

Еще по теме:

  • Протокол по ст1915 коап рф Статья 19.15 КОАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) 23 декабря 2013 26 апреля 2013 18 февраля 2013 10 января […]
  • Мировой суд ленинского района г Воронежа Мировые Судьи Ленинского района Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Согласно законодательной базе Российской Федерации, […]
  • Сколько времени занимает замена прав в гаи Как поменять водительские права за 20 минут в МФЦ Для чего менять права Срок действия водительских прав на территории РФ составляет 10 лет с даты выдачи. То есть раз в десять лет права […]
  • Ограничения по госслужбе Прокуратура Белгородской области В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и […]
  • Выплата морального вреда через суд Прокуратура Белгородской области В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и […]