Требования к рекламе медицинской техники

Рубрики Новости

«Медицинская» реклама без предупреждений

Планируется разместить в печатном издании рекламу медицинской деятельности, в которой будут содержаться наименование медицинской организации, описание медицинской организации без указания медицинских услуг, оказываемых данной организацией. Должна ли в таком случае реклама сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста?

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон о рекламе) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 закона о рекламе). В силу ч. 7 ст. 24 закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Соответственно, по смыслу приведенных норм применение ограничений, установленных ст. 24 закона о рекламе, связано именно с рекламой конкретных лекарственных средств или медицинских услуг. Это подтверждается правоприменительной практикой, в которой суды, делая вывод о нарушении законодательства при рекламировании медицинских услуг, основываются на наличии в рекламе информации о конкретных медицинских услугах (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 марта 2010 года по делу № А29-7249/2009, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 июня 2011 года № Ф08-3473/11, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2010 года по делу № А19-6472/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2011 года № 04АП-1560/11, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2011 года № 05АП-1057/11). Определение понятия «медицинская услуга» приведено в отраслевом стандарте № 91500.01.0005-2001 (утв. приказом Минздрава РФ от 22 января 2001 года № 12), в соответствии с которым медицинская услуга – мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость (в свою очередь, перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 года № 1664н).

Отметим, что требования ч. 7 ст. 24 закона о рекламе не распространяются на рекламу, распространяемую, в частности, в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях (см., например, постановление Управления ФАС по Республике Татарстан от 29 марта 2012 года № А08-137/2012).

В рассматриваемом случае, несмотря на то, что планируется размещение в печатном издании информации, которая хоть и указывает на то, что организация осуществляет свою деятельность в области медицины, она не будет содержать сведений ни о конкретных медицинских услугах, ни о методах лечения или об использовании конкретных лекарственных средств либо медицинской техники при оказании услуг. Следовательно, указанная рекламная информация может не сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Указанной позиция отражена и в судебной практике. Как следует из п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга», в связи с этим судам необходимо учитывать, что правила, установленные ч. 7 ст. 24 закона о рекламе, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 мая 2013 года № Ф02-1311/13 по делу № А19-14728/2012, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2013 года № 07АП-1073/13).

Отметим, также, что, если в рекламе отсутствует информация о конкретных медицинских услугах, суды, как правило, отказывают в привлечении рекламодателей (рекламопроизводителей, рекламораспространителей) к ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Это относится и к ситуациям, когда реклама содержит информацию о конкретном исполнителе и о его виде деятельности, но без детализации услуг (п. 24 Обзора практики ФАС Западно-Сибирского округа по рассмотрению споров, связанных с участием антимонопольных органов, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 октября 2009 года № Ф04-6133/2009, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 декабря 2007 года № А29-2133/2007). В частности, суды в конкретных ситуациях основывают свой вывод на том, что в рекламе не приведены и не описаны ни виды, ни перечни медицинских услуг, ни методы лечения, а также не указано на применение конкретных лекарственных средств или медицинской техники (постановление Президиума ВАС РФ от 22 мая 2012 года № 15805/11, постановление ФАС Поволжского округа от 22 марта 2010 года по делу № А72-4187/2009, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2010 года № 17АП-12066/2010).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Главная | ФЗ «О рекламе» | Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения

1. Реклама лекарственных средств не должна:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
2. Требования пункта 6 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных средств, применяемых для профилактики заболеваний.
3. Требования пункта 1 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности. Требования пунктов 2 — 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.
(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 320-ФЗ)
4. Требования пунктов 1 — 8 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинской техники.
5. Требования пунктов 2 и 3 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
6. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных средств и медицинской техники допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.
7. Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
8. Реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
9. Реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
10. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, запрещается.
11. Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины и не должна размещаться:
1) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
2) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
4) на всех видах транспортных средств общего пользования и на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэропортах, станциях метрополитена и других подобных объектах);
5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
6) в детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
(часть одиннадцатая в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 320-ФЗ)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

О рекламе медицинских изделий и БАДов

ВНИМАНИЮ УЧАСТНИКОВ РЕКЛАМНОГО РЫНКА!

Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области информирует, что 22 октября 2013 года вступит в силу Федеральный закон от 23.07.2013 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 200-ФЗ).

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «О рекламе», а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Считаем необходимым обратить внимание участников рекламного рынка на следующее:

1. Понятия «изделия медицинского назначения» и «медицинская техника» объединены в рамках понятия «медицинские изделия» в соответствии с терминологией, содержащейся в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Также внесены изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе» в соответствии с которыми в частях 2, 6, 7 и 8 указанной статьи понятие «лекарственные средства» заменено на понятие «лекарственные препараты».

2. Статья 25 Федерального закона «О рекламе» дополнена частью 1 1, устанавливающей, что реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Продолжительность такого предупреждения в рекламе, распространяемой в радиопрограммах, должна составлять не менее чем три секунды, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

3. Законом № 200-ФЗ дополнена статья 38 Федерального закона «О рекламе», устанавливающая ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, на рекламодателя возложена ответственность за нарушение статьи 30 1 Федерального закона «О рекламе», закрепляющей требования к рекламе деятельности медиаторов по обеспечению процедуры медиации.

Кроме того, значительно расширена сфера ответственности рекламораспространителя за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

Часть 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» дополнена нормами, устанавливающими ответственность рекламораспространителя за нарушение следующих положений Федерального закона «О рекламе»:

— пункта 6 части 5 статьи 5, устанавливающего запрет на указание в рекламе на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники;

— частей 2-4 и 9 статьи 19, закрепляющих порядок установки и эксплуатации рекламной конструкции;

— части 5 статьи 21, устанавливающей запрет на распространение рекламы о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции;

— части 9 статьи 24, закрепляющей, что реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях;

— статьи 25, устанавливающей требования к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания;

— частей 1 и 2 статьи 30 1 , устанавливающих требования к рекламе деятельности медиаторов по обеспечению процедуры медиации, в части наличия у медиаторов необходимых для осуществления деятельности по обеспечению процедуры медиации документов о прохождении соответствующего обучения и указания в рекламе медиаторов сведений о таких документах, а также в части необходимости указания в рекламе организации, осуществляющей деятельность по обеспечению процедуры медиации, источника информации об утвержденных этой организацией правилах проведения процедуры медиации, стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов.

4. Статьей 2 Закона № 200-ФЗ вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с которыми нарушение установленных законодательством Российской Федерации о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок выделяется в качестве самостоятельного состава правонарушения, за которое устанавливается ответственность, повышенная по сравнению с нарушением общих требований Федерального закона «О рекламе» к рекламе. Таким образом, нарушение требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Указанная норма направлена на повышение ответственности за размещение рекламы лекарственных препаратов и биологически активных добавок и усиление контроля в этой сфере в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Требования к рекламе медицинской техники

Официальный сайт первого в России, странах СНГ и Балтии просветительного журнала «Вместе против рака», посвящённого проблемам профилактики, диагностики, лечения онкологических заболеваний и реабилитации онкобольных

Что допустимо в рекламе лекарств, медицинских изделий и услуг.

И.И. Василенкова

От редакции. В первом номере нашего журнала за этот год мы опубликовали решение комиссии Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), созданной для рассмотрения вопроса о «Витуриде». Комиссия, сформированная отделом контроля рекламного законодательства МАП России, в соответствии с предоставленными законом полномочиями признала «ненадлежащей, распространенную в средствах массовой информации рекламу незарегистрированного препарата «Витурид» и медицинских услуг Центра Тамары Воробьевой (ООО «Витурид плюс»)…, предписала ООО «Витурид-плюс» и СМИ, разместившим рекламу «Витурида», прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а также направило материалы на рассмотрение в Минздрав России и Генеральную прокуратуру России.

Ситуация с «Витуридом» – это частный случай недобросовестного рекламирования. В жизни подобные ситуации встречаются, к сожалению, достаточно часто. Чтобы наши читатели могли ориентироваться в этом вопросе, мы попросили начальника отдела контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства Федеральной антимонопольной службы Ирину Ивановну Василенкову рассказать что допустимо и что запрещено законом в рекламе лекарств, медицинских изделий и услуг.

Развитие рыночных отношений невозможно без рекламы как способа продвижения товаров, работ и услуг. Предоставляя хозяйствующим субъектам свободу предпринимательской деятельности, государство не может стоять в стороне от правового регулирования рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и услуг, поскольку это чревато серьезными негативными последствиями для здоровья и жизни граждан.

В целях защиты потребителей от недобросовестной рекламы законодательство Российской Федерации о рекламе устанавливает определенные требования к рекламе данных товаров и услуг.

Так, реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на оказание таких услуг, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, не допускается, в том числе и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области.

Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускается только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Требования к рекламе лекарственных средств дополняются Федеральным законом «О лекарственных средствах»:
  • независимо от формы содержания рекламы, она должна соответствовать объективной информации о фармакологических свойствах лекарственных средств, полученной в ходе их клинических исследований, а также требованиям государственного информационного стандарта;
  • реклама не должна представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов, не должна вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства;
  • реклама не должна подрывать репутацию предприятий — производителей лекарственных средств, веру потребителей в действие лекарственных средств;
  • при рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта;
  • реклама не должна создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций;
  • реклама не должна содержать утверждений о том, что излечение в результате действия лекарственного средства гарантировано.

Помимо специальных требований реклама медицинских товаров и услуг должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе любых товаров и услуг, то есть должна быть достоверной, этичной, не вводить в заблуждение. Содержание данных требований раскрывается в Федеральном законе «О рекламе».

Рынок лекарственных препаратов и медицинских услуг активно развивается. Практически все средства массовой информации рекламируют медицинские товары и услуги. Доля рекламы этих товаров и услуг в общем объеме рекламы постоянно увеличивается. Все это приводит к тому, что потребитель становится незащищенным перед растущим валом рекламной информации.

В то время как реклама медицинских товаров и услуг должна являться продолжением принципов государственной политики, утверждающей приоритет государственного контроля качества, эффективности и безопасности, недобросовестные рекламодатели нередко осуществляют рекламу без соблюдения правовых и этических требований безопасности, заложенных в законодательстве Российской Федерации.

Основную массу нарушений составляет невыполнение рекламораспространителями требований к порядку размещения рекламы лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача. В нарушение законодательного запрета реклама рецептурных препаратов появляется не только в печатных средствах массовой информации, не предназначенных непосредственно медицинским и фармацевтическим работникам, но допускается в программах телевизионных компаний, в сети Интернет. Между тем, воздействие рекламной информации на потребителей может иметь своим результатом использование лекарств не по назначению, что способно причинить вред здоровью людей.

В ряде случаев производители лекарств прибегают к недопустимым методам в рекламе, указывая показания к применению своих товаров, которые не были подтверждены клиническими испытаниями.

Другой разновидностью недостоверной рекламы является реклама биологически активных добавок, когда рекламодатель рекламирует производимый им препарат как способный излечить те или иные заболевания. Такие сведения не соответствуют действительности, поскольку данные препараты не являются лекарственными средствами.

Государственный контроль соблюдения рекламного законодательства осуществляет федеральный антимонопольный орган. В настоящее время эти контрольные и надзорные функции возложены на Федеральную антимонопольную службу, в структуру которой входят территориальные управления, находящиеся в субъектах Российской Федерации.

В полномочия антимонопольных органов входит право:
  • предупреждать и пресекать факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
  • направлять рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства, решения об осуществлении контррекламы;
  • направлять материалы о нарушениях рекламного законодательства в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
  • направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы;
  • предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением законодательства о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.
Кроме того, антимонопольные органы вправе:
  • требовать у субъектов рекламной деятельности (рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей) документы и информацию, необходимые для осуществления контрольных функций;
  • приостановить ненадлежащую рекламу в случае не исполнения нарушителем предписанной обязанности распространить контррекламу.
  • сотрудники антимонопольного органа имеют право беспрепятственного доступа ко всем необходимым документам и другим материалам рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Это типичные нормы административного права, главным образом регулирующие административные правоотношения в связи с предотвращением и пресечением ненадлежащей рекламы.

Реализуя полномочия по пресечению фактов недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращению и пресечению ненадлежащей рекламы, антимонопольные органы в пределах своей компетенции издают и направляют хозяйствующим субъектам различные юридические акты, обязательные для исполнения:

  • решения, устанавливающие факт нарушения рекламного законодательства, в рамках которого могут приниматься решения о применении в соответствии с полномочиями мер воздействия на нарушителя;
  • предписания о прекращении нарушений рекламного законодательства, представляющее собой обязательное для исполнения письменное требование антимонопольного органа прекратить нарушение закона;
  • решения об осуществлении контррекламы, обязывающие распространить контррекламу в установленный срок;
  • решения о полном или частичном приостановлении любой рекламы нарушителя.

Эти акты, применяя норму права, являются мерой пресечения нарушений рекламного законодательства и выносятся по конкретному делу. Они налагают обязанности и служат юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

С помощью их осуществляется защита публичных интересов, они относятся к средствам антимонопольного реагирования и являются мерами административного воздействия на нарушителей, в них оценивается правомерность действий или бездействия нарушителей.

В зависимости от роли каждого субъекта в процессах производства, размещения и распространения рекламы распределяется ответственность между субъектами рекламной деятельности. Так, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства и подготовки рекламы, рекламораспространитель — в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы, а рекламодатель – в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение рекламного законодательства и невыполнение предписаний антимонопольных органов. Дела об административных правонарушениях рекламного законодательства рассматривает руководитель (его заместители) антимонопольного органа.

Антимонопольные органы наделены также полномочиями издавать ведомственные нормативные акты, которые могут входить в состав рекламного законодательства при условии их соответствия положениям Федерального закона «О рекламе».

К таким нормативным актам относится «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», который определяет процедуру принятия обязательных для исполнения решений и предписаний антимонопольных органов, определяет порядок и сроки возбуждения дел по признакам нарушения рекламного законодательства, а также подготовку их к рассмотрению на заседании Комиссии.

Основанием для рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе является не само правонарушение, а лишь признаки его совершения. Дела по признакам нарушения законодательства о рекламе рассматриваются антимонопольным органом по заявлениям юридических и физических лиц, чьи права и законные интересы нарушены распространенной рекламой, а также по собственной инициативе.

Заявления представляются в антимонопольные органы в письменной форме. В заявлении в обязательном порядке должны содержаться сведения:

  • наименование заявителя (для физических лиц — фамилия, имя, отчество);
  • место нахождения заявителя (для физических лиц — место жительства);
  • наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которого содержат признаки нарушения законодательства о рекламе;
  • описание фактов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе;
  • существо требований.

При отсутствии указанных сведений заявление к рассмотрению не принимается. К заявлению могут быть приложены дополнительные сведения: материалы, документы в подлинниках или надлежаще заверенных копиях, а также вещественные доказательства (в том числе видео- и звукозаписи), свидетельствующие о признаках нарушения законодательства о рекламе.

При недостаточности или отсутствии дополнительных сведений, позволяющих прийти к выводу о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства о рекламе, они могут быть затребованы у заявителя, а также у рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя.

Для рассмотрения каждого конкретного дела образуется персональная Комиссия, в состав которой включаются специалисты антимонопольного органа. Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, Комиссия вправе привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и специалистов.

Дела по признакам нарушения законодательства о рекламе рассматриваются в присутствии заявителя, рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, в отношении которых возбуждено данное дело, или их доверенных представителей, а также с участием заинтересованных лиц, на объем прав и обязанностей которых может повлиять решение Комиссии.

Стадия рассмотрения дела по существу завершается вынесением решения, в котором излагаются обстоятельства дела, установленные Комиссией, и выводы, к которым приходит Комиссия. На основании мотивированного решения Комиссия выдает предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе и (или) решение об осуществлении контррекламы, в которых содержатся указания на срок исполнения, а также на порядок обжалования.

Предписание или решение исполняется лицом, обязанным совершить определенные действия, добровольно и в установленный срок. Предписание в данном случае является способом пресечения распространения рекламы, нарушающей действующее законодательство. Контрреклама служит для ликвидации последствий, вызванных ненадлежащей рекламой.

ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ О РЕКЛАМЕ РУКОВОДИТЕЛЮ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ?

То, что реклама — двигатель продаж, знает каждый. С помощью всевозможных средств массовой информации рекламируется все подряд, в том числе медицинские услуги и лекарственные средства, причем последние — весьма активно. В здании поликлиники, в кабинете у врача можно увидеть всевозможные брошюры, проспекты, призывающие покупать то или иное лечебное средство. Что следует знать руководителю, размещающему рекламу о том или ином товаре или услуге в медицинском учреждении? Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства о рекламе? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в статье.

Российское законодательство о рекламе

Нормативно-правовым актом, устанавливающим правила размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Согласно ст. 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.

Особенности размещения рекламы лекарственных средств, методов лечения, медицинской техники регламентированы ст. 24 Закона о рекламе. В соответствии с ее нормами такая реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к применению лекарственных средств и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Реклама лекарственных средств, в частности, не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования, создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования (пп. 2, 3 и 4 п. 1 ст. 24 Закона о рекламе).

Более того, Федеральным законом от 17.12.2009 N 320-ФЗ ст. 24 Закона о рекламе была дополнена п. 3, в котором отмечено, что требования, перечисленные в пп. 1 п. 1 данной статьи, распространяются также на рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, а пп. 2-5 п. 1 — на рекламу медицинских услуг, в том числе рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.

Не следует забывать, что в соответствии с п. 11 ст. 24 Закона о рекламе реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины и не должна размещаться:

— в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

— на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

— в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

— на всех видах транспортных средств общего пользования и на объектах транспортной инфраструктуры (вокзалах, аэропортах, станциях метрополитена и других подобных объектах);

— с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

— в детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Исключением из вышеперечисленных требований является размещение рекламы лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях (п. 8 ст. 24 Закона о рекламе).

При размещении рекламы лекарственных средств, медицинских услуг, медицинской техники следует учитывать общие требования, предъявляемые ст. 5 Закона о рекламе ко всем объектам рекламы независимо от названия и назначения товара, работы либо услуги. Перечень довольно обширный, поэтому остановимся только на некоторых объектах. Так, в частности, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, медицинской техники должна быть добросовестной и достоверной. В ней не допускается:

— использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации (пп. 1 п. 5 ст. 5 Закона о рекламе);

— использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников (пп. 4 п. 5 ст. 5 Закона о рекламе);

— указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека (пп. 5 п. 5 ст. 5 Закона о рекламе);

— указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники (пп. 6 п. 5 ст. 5 Закона о рекламе).

Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (п. 7 ст. 5 Закона о рекламе).

При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе гражданского законодательства, законодательства о государственном языке РФ (п. 11 ст. 5 Закона о рекламе).

О контроле в области рекламы

В соответствии со ст. 33 Закона о рекламе, а также пп. 5.3.1.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» контроль и надзор за соблюдением Закона о рекламе возложены на Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Осуществляя государственный контроль в сфере рекламы, антимонопольный орган действует в пределах полномочий, установленных вышеприведенной статьей Закона о рекламе, в частности он вправе применять меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях (пп. 7 п. 2 ст. 33 Закона о рекламе).

Поэтому, посетив учреждение здравоохранения, контролер ФАС обязательно обратит внимание на информацию об оказываемых медицинских услугах и лекарственных средствах, размещенную в рекламных проспектах, брошюрах, на стендах, щитах.

Обратите внимание, что это контролирующее ведомство в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, а также Административным регламентом ФАС имеет право предъявлять в суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства РФ о рекламе.

Приказ ФАС России от 28.12.2007 N 453 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Нормы Закона о рекламе устанавливают следующую цепочку от производства рекламы до ее размещения:

¦ (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект ¦

¦ рекламирования и (или) содержание рекламы лицо) ¦

¦ (лицо, полностью или частично осуществляющее приведение информации ¦

¦ в готовую для распространения в виде рекламы форму) ¦

¦ (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой ¦

¦ форме и с использованием любых средств) ¦

Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель осуществляют свою деятельность с одной целью — оказать влияние на потребителей, заинтересовать их в приобретении товара, работы или услуги. Если реклама распространяется с нарушением требований законодательства и причиняет ущерб интересам потребителей, то каждый из субъектов может нести гражданскую или административную ответственность.

Гражданская ответственность выражается в возмещении убытков, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Административная ответственность представляет собой штрафы, накладываемые в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы. Максимальный размер штрафа для юридических лиц составляет 500 тыс. руб. При этом уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Арбитражная практика по делам о нарушениях

Закона о рекламе

Учреждение здравоохранения, непосредственно участвующее в процессе оказания медицинских услуг, может быть одновременно как рекламодателем, так и рекламораспространителем. На практике мы чаще всего сталкиваемся с ним как рекламораспространителем. Различные фармпроизводители, аптечные оптовые базы в целях продвижения новых лекарственных форм активно предлагают медучреждениям участвовать в распространении того или иного лекарственного средства.

Данный факт не означает, что рекламораспространитель может бездумно принимать от рекламодателя любую рекламную информацию о реализуемом лекарственном средстве без привлечения его к административной ответственности. Следует знать, что в соответствии с п. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований к распространению рекламы — как общих, так и касающихся непосредственно рекламы лекарственных средств, медицинских услуг и медицинской техники, установленных ст. 24 Закона о рекламе.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что рекламораспространитель обязан проверять размещаемую у него рекламу на предмет ее соответствия законодательству о рекламе. Если в ходе проверки антимонопольным органом по субъекту РФ будет установлено, что у медицинского учреждения имелась возможность для соблюдения правил и норм в части размещения рекламы, оно в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ будет признано виновным и привлечено в административной ответственности.

Данный вывод подтвержден арбитражной практикой (Постановление ФАС УО от 13.04.2009 N Ф09-2073/09-С1). Арбитры привлекли организацию к административной ответственности по факту непринятия ею мер по предотвращению распространения ненадлежащей рекламы. Как следует из материалов дела, в ходе проверки управлением ФАС было установлено, что организация в помещении принадлежащей ей аптеки распространяла рекламу лекарственных средств, таких как «Фервекс» для взрослых, «Фервекс» для детей, «Эффералган» для детей, UPSARIN UPSA — в форме увеличенных упаковок, «Аципол» — в форме наклейки на стеклянную витрину, которые не содержали предупреждения о наличии противопоказаний к их применению, использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по их применению или получения консультации специалистов. Вместе с тем в силу ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия законодательству о рекламе. Доводы организации, изложенные в кассационной жалобе, о том, что факт непринятия ею мер по предотвращению распространения ненадлежащей рекламы не может служить основанием для признания ее рекламораспространителем, поскольку она не совершала каких-либо действий, направленных непосредственно на размещение и распространение рекламы, а также о том, что Законом о рекламе не предусмотрена обязанность юридических лиц по предотвращению распространения ненадлежащей рекламы, распространяемой третьими лицами, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права. В связи с этим арбитры вынесли решение о привлечении общества к ответственности согласно ст. 14.3 КоАП РФ.

В Постановлении от 21.08.2007 по делу N А55-3841/2007 судьи ФАС ПО рассмотрели дело о наложении на организацию штрафа в размере 200000 руб. Он был наложен в связи с распространением нарушителем с помощью плакатов и буклетов рекламы витаминов Vitrum Beauty и назального спрея «Аква-Марис», которые являются лекарственными средствами, без предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Организация обжаловала решение арбитражного суда в Одиннадцатом арбитражном суде Самарской области, и он подтвердил точку зрения УФАС по Самарской области, признав, что данный вид рекламы является ненадлежащим, а постановление о наложении штрафа, вынесенное Самарским УФАС, законно.

Как рекламодатель медицинских услуг учреждение здравоохранения выступает редко; это становится актуальным, когда открывается новое отделение либо поликлиника; в таком случае, как правило, дается рекламное объявление в СМИ. Руководитель порой даже не задумывается, что размещение подобного объявления следует сделать с учетом норм Закона о рекламе. Обратимся к одному из арбитражных решений, согласно которому медицинское учреждение привлекли к ответственности за рекламные объявления, размещенные с нарушениями.

Ситуация, изложенная в Постановлении ФАС ВВО от 03.06.2010 по делу N А29-13105/2009, заключалась в следующем. Поликлиника открыла новое отделение, о чем было сообщено в одной из газет города. Объявление содержало обычную информацию о месте нахождения медицинского учреждения и оказываемых медицинских услугах. Текст объявления был приведен в Постановлении ФАС. «Уважаемые жители. района! В августе 2008 г. поликлиника. открыла свое отделение по адресу: пр. Бумажников, 38. Для Вас: консультации врачей-специалистов для взрослых и детей; обслуживание в поликлинике и на дому; лабораторная диагностика; выписка больничных листов и справок. Отделение поликлиники. предлагает Вам различные варианты медицинского обслуживания. Вы можете разово обратиться в поликлинику или заключить договор на медицинское обслуживание взрослых и детей, что дает Вам право на получение 10% скидки от стоимости услуг и на бесплатное обслуживание у терапевта на весь период обслуживания. Напоминаем, что по итогам календарного года Вы имеете право получить социальный налоговый вычет в размере 13% от стоимости оплаченных медицинских услуг при подаче декларации по налогу на доходы физических лиц. Лицензия на осуществление медицинской деятельности N 11-01-000098 от 13.11.2008. телефон регистратуры 62-19-95. «.

Усмотрев в действиях организации признаки нарушения Закона о рекламе, антимонопольный орган возбудил дело. Решением от 28.10.2009 комиссия антимонопольного органа признала данную рекламу ненадлежащей и нарушающей требования п. 7 ст. 24 Закона о рекламе и составила протокол об административном правонарушении.

Арбитражный суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, установил, что информация, опубликованная организацией в газете, направлена на привлечение внимания потребителей к оказываемым учреждением медицинским услугам. Данная информация не содержит предупреждений, предусмотренных п. 7 ст. 24 Закона о рекламе, что является нарушением законодательства РФ о рекламе и, следовательно, свидетельствует о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ. Однако, учитывая разъяснения Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, сделан вывод, что данное правонарушение можно признать малозначительным, так как в его составе отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, следовательно, административное наказание в виде наложения штрафных санкций к учреждению можно не применять.

Однако такое решение (о признании правонарушения малозначительным) арбитры выносят не всегда, см, например, Постановление ФАС ВВО от 04.03.2010 по делу N А29-6012/2009. В нем суд вынес решение о привлечении организации к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение Закона о рекламе, так как рекламное объявление, размещенное организацией, содержало рекламу конкретных медицинских услуг, которая в соответствии со ст. 24 Закона о рекламе должна сопровождаться соответствующим предупреждением, что в рекламных материалах отсутствовало.

Из всего вышеприведенного можно сделать следующий вывод: размещая рекламу, руководитель учреждения должен внимательно изучить действующее законодательство, чтобы не попасть в неприятную ситуацию и тем более не быть привлеченным к административной ответственности за несоблюдение законодательства.

«Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Подписано в печать

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: доска обрезная по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Еще по теме:

  • Частная детективная сыскная деятельность Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I"О частной […]
  • Ст 24 фз о гос кадастре недвижимости Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ"О государственном кадастре недвижимости" С изменениями […]
  • Закон о рекламе 13 марта 2006 года n 38-фз Закон о рекламе 13 марта 2006 года n 38-фз Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]
  • Ст 141 2 коап рф Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций (ст.ст. 14.1 - 14.64) Информация об изменениях: Федеральным […]
  • Административное наказание лишение специального права Статья 3.8. Лишение специального права СТ 3.8 КоАП РФ 1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права […]