Уголовный кодекс италии на русском языке

Рубрики Новости

Уголовный Кодекс Италии На Русском Языке

Программа Graver. Есть ли у кого Уголовный кодекс Итальянской республики на русском языке? Или может кто.

Вы думаете, кто-нибудь переводил за десяток лет? Ведь воспользоваться всё равно можно только на итальянском.:) Хотя — наверное, для каких-нибудь учебных заведений юр.профиля? Ну, поиском Вы наверняка пользоваться умеете, так что вряд ли этим Вам что-то открою: вот здесь по-русски статьи 380 и 381 (с формулировками преступлений, осуждённые по которым даже с правом обжалования — не имеют права на въезд, вид на жительство и гражданство Италии): Здесь — Конституция: (просто на всякий случай, если кому вдруг нужна по-русски). Вам, возможно, проще было бы скачать на итальянском (ссылок — полно), а затем найти в тексте и перевести только то, что конкретно интересует.

Уголовный кодекс италии на русском языке

Источники по уголовному праву

Уголовный кодекс Аргентины (на испанском): 1, 2.

Уголовный кодекс Бразилии (на португальском): 1, 2.

Уголовное законодательство Колумбии на испанском языке (Уголовный кодекс, Военный уголовный кодекс, закон № 589 от 6 июля 2000 года об особо опасных преступлениях)

Уголовный кодекс Мексики (на испанском): 1, 2.

Уголовный кодекс Российской Федерации (на русском): 1, 2.

Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия (на немецком: 1, 2, параллельно на немецком и английском).

Уголовный кодекс Швейцарской Конфедерации (на немецком:1, 2 *.PDF , на французском, на итальянском).

Если Вы хотите добавить ссылку на эту страничку, какая-то из ссылок не работает или у Вас есть вопросы напишите мне .

Уголовный кодекс италии на русском языке

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Уголовное право Италии :

Уголовное право Италии : Основные институты : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертационного исследования

Изучению зарубежного уголовного законодательства в плане сравнительного правоведения уделяется все большее внимание в Российской юридической науке.

В высших юридических учебных заведениях вводятся специальные курсы «Уголовное право зарубежных государств». Взаимный обмен правовыми идеями России с другими развитыми государствами мира способствует организации взаимодействия в борьбе с преступлениями международного характера, организованной преступностью, сближению и совершенствованию национального уголовного законодательства различных стран.

Следует отметить, что законодательный опыт развитых стран Европы в области уголовного права был использован при подготовке Уголовного кодекса Российской Федерации. Законодательный опыт России также изучается и используется юристами зарубежных стран.

Современное уголовное право Италии представляет интерес, т.к. отражает реализацию уголовно-правовых идей различных школ и направлений, в первую очередь, классической и социологической школ права.

УК Италии 1930 года, принятый в период фашистской диктатуры Муссолини, подвергся существенным изменениям после окончания 2-ой мировой войны. Многие нормы, характерные для государства тоталитарного типа, были исключены из кодекса. УК был дополнен нормами, отражающими современные проблемы борьбы с преступностью (ответственность за деятельность организованных группировок мафиозного типа, за незаконный оборот наркотиков и др.).

Однако позиции тоталитарного правового порядка нашли отражение в частности, в системе особенной части УК Италии, в ряде норм о государственных преступлениях.

Уголовное право Италии оказало влияние на развитие уголовного права Эфиопии и ряда латиноамериканских государств.

Сохраняя многие положения, характерные для уголовного законодательства романского направления континентальной системы права, итальянское уголовное право имеет и существенные отличия.

Изучение уголовного права Италии, отличающегося определенной спецификой, имеющего богатые традиции и создавшего правовую базу борьбы с организованной преступностью, представляет в современных условиях значительный интерес для российских юристов. И в этом заключается актуальность данной темы.

Несмотря на то, что европейское уголовное право обстоятельно анализировалось в трудах ряда российских ученых: Дьякова С.Н., Дьяченко А.П.,

Козочкина И.Д., Кузнецова И.Н., Кузнецовой И.Ф., Крыловой Н.Е., Решетникова Ф.М. и др., специальных исследований уголовного права Италии, кроме фрагментарных данных в отдельных статьях и учебных пособиях, не было.

Отсутствие в российской юридической литературе исследований уголовного права Италии является существенным пробелом в научных исследованиях зарубежного права, что и обусловило выбор темы диссертации.

Настоящая диссертация является первой работой, содержащей обобщенную характеристику современного уголовного законодательства Италии с показом тенденций его исторического развития.

Научная значимость работы определяется, прежде всего, введением в научный оборот не опубликованной ранее информации по наиболее важным проблемам общей и особенной части уголовного права Италии.

В данном диссертационном исследовании законодательства Италии рассматриваются такие важные современные идеи в области уголовного права, как основания уголовной ответственности, вопросы ответственности за соучастие, цели и система наказаний, ответственность за преступления против личности, собственности, в области налоговой системы, государственные преступления и должностные преступления и за организованную преступную деятельность.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать материалы исследования в законодательной и правоприменительной деятельности, в научных исследованиях в области сравнительного правоведения и в преподавании курса уголовного права зарубежных государств.

Теоретические и методические основы исследования.

Теоретической основой работы послужили труды российских и итальянских юристов по проблемам уголовного права, таких как Ф.М. Решетников, С.В. Дьяков, И.Д. Козочкин, И.Н. Кузнецов, Н.Ф. Кузнецова, А.Г. Пипия, Н.Е. Крылова, Ф. Антолизей, Ж. Фиандака, Э. Муско, Л. Мантоване, Ж. Вассали, П. Нуволоне, Б. Кассинелли, Ф. Палаццо.

При проведении исследования были использованы методы сравнительно-правового, системного, исторического и догматического анализа уголовного законодательства Италии, уголовного законодательства Франции, Российской Федерации и ряда других стран.

Целью исследования являлся анализ основных положений итальянского уголовного законодательства в их историческом развитии и сравнительном сопоставлении с законодательством и правовыми идеями России и других стран континентальной системы права.

В соответствии с поставленной целью были рассмотрены источники уголовного права Италии, показано развитие Итальянского уголовного законодательства, отражающего уголовно-правовые теории и идеи, проведен

анализ основных положений общей части действующего УК Италии, а также ответственности за преступления против личности, собственности, в области налоговой системы, государственные и должностные преступления и законодательства по борьбе с организованной преступностью.

Основные положения выносимые на защиту.

1. Систему источников итальянского права вообще и уголовного в частности характеризует их строгая иерархичность и ведущее значение кодифицированного законодательства.

Источником уголовного права Италии является любой закон, содержащий уголовно-правовые нормы, даже если он относится к другой отрасли права (гражданский кодекс, законы о банковских операциях и таможенных правилах, кодекс правил дорожного движения и др.)

2. В иерархии источников уголовного права Италии главенствующее положение занимает Конституция, содержащая определение ряда основных положений уголовного права.

Так, в Конституции Италии закреплены: принцип законности (ч. 1 и 3 ст. 25), принцип наказуемости виновного на основании закона, действовавшего во время совершения преступления (ч.2 ст. 25), принцип персональной уголовной ответственности (ч. 1 ст. 270), принцип презумпции невиновности (ч.2 ст. 27), принцип гуманности наказания (ч. 3 ст. 27), принцип запрещения экстрадиции за политические преступления (ст.ст. 10, 26).

3. Основным источником уголовного права Италии является уголовный кодекс. Однако, в последнее время в Италии сложилась тенденция издания законодательных актов, содержащих нередко целую систему уголовно-правовых норм, которые действуют помимо УК. Это, в частности, относится к вопросам ответственности за терроризм, организованную преступность, наркобизнес.

Спецификой Итальянского уголовного права является включение в число источников подзаконных актов, т.е. правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти. Итальянская Конституция наделяет правительство правом издавать акты, обладающие силой закона (ст. 76).

4. В современном итальянском уголовном праве нашли отражение идеи как классического, так и социологического (позитивистского) направления. Так, ст. 1 УК Италии формулирует принцип nullum crimen nulla poena sine lege, ст. 42 УК указывает на ответственность при наличии вины, характерной для классического направления в уголовном праве. В то же время Итальянский УК придерживается дуалистической системы реализации уголовной ответственности, а именно, — применения наказания или мер безопасности, или того и другого вместе. Причем меры безопасности применяются только к общественно опасным лицам, в том числе, и к не совершившим преступления (ст.ст. 202, 203 УК Италии).

5. Система Особенной части УК Италии, сложившаяся еще в 1930 г. су-

щественно отличается от системы особенной части современных уголовных кодексов стран романского направления континентальной системы права (УК Франции 1992 г., УК Испании 1995 г.). Так, преступления против личности, которые в этих кодексах находятся на первом месте, в УК Италии занимают лишь двенадцатое место. Придание приоритетного значения интересам государства, а не личности, характерно для тоталитарных государств, каким и являлась Италия в 1930 г.

6. Особое значение придается в Италии борьбе с организованной преступностью, которая глубоко проникла во все сферы жизнедеятельности, включая государственный аппарат и правоохранительные органы.

Уголовно-правовые нормы, направленные на борьбу с организованной преступностью, в Италии достаточно многочисленны и содержатся в общей и особенной частях УК и в специальных законах.

В общей части УК среди обстоятельств, отягчающих ответственность, выделяется участие в преступлении пяти или более лиц и создание кооперации в преступлении (ст. 112).

В особенной части содержатся нормы, предусматривающие ответственность за создание преступных сообществ и участие в них в различных формах (ст.ст. 416, 416-2, 416-3 УК Италии).

В специальных законах предусматривается полицейский контроль за лицами, подозреваемыми в принадлежности к мафии, возможность применения к таким лицам превентивных мер в виде запрещения проживания в определенной местности, ряд процессуальных мер и др.

Такая разбросанность норм, посвященных организованной преступности, создает определенные трудности при изучении данного материала. Однако, детализация признаков организованной преступности заслуживает внимания и может быть использована в законодательной деятельности России.

7. На основе изучения опыта итальянского уголовного законодательства и разработок российских ученых вносятся предложения по совершенствованию уголовного законодательства Российской Федерации.

Так, предлагается часть четвертую ст. 35 УК РФ изложить в следующей редакции: «Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной, устойчивой, иерархически структурно организованной группировкой, созданной в целях извлечения доходов путем совершения преступлений в любой сфере общественной жизни».

Предлагается дополнить УК РФ статьей 42, сформулированной следующим образом: Согласие потерпевшего.

«Причинение личного или имущественного вреда лицу, которое в пределах своих законных прав дает добровольное согласие на причинение такого вреда, не влечет уголовной ответственности, если при этом не нарушаются права и законные интересы других лиц, общества или государства».

Также предлагается дополнить УК РФ частью второй ст. 110 в следующей редакции: «Подстрекательство к самоубийству несовершеннолетнего или содействие ему, если последовали самоубийство или покушение на него наказывается. »

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации нашли отражение в опубликованных работах, а также использовались при преподавании специального курса «Уголовное право зарубежных государств» в Международном Университете и Московском институте экономики, политики и права.

Материалы исследования были доложены на заседаниях отдела уголовного законодательства зарубежных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы по теме.

Первая глава «Этапы развития уголовного законодательства Италии» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе содержится общая характеристика уголовного кодекса Итальянского королевства 1889 года. Этот кодекс был первым после образования единого Итальянского королевства в 1870 году на создание которого оказали влияние идеи просветителей XVIII века, доктрина классической школы уголовного права и уголовный кодекс Франции 1810 года.

Характеризуя этот кодекс, видный итальянский юрист Вассали писал: «законодатель обращал взгляд в прошлое, стремился устранить во имя либеральных принципов, интересов и нового унитарного государства, принципов гуманизма и справедливости, рационального права, недостатки предшествующего уголовного законодательства» (Vassali Voce Codice penale, Enciclopedia Liritto, vol. VII, Milano, 1960, p 269).

УК 1889 года состоял из трех книг. Первая книга, состоящая из 9 разделов, содержала положения общей части. Вторая и третья книги относились к особенной части, описывая конкретные виды преступлений и проступков.

Этот кодекс оказался более последовательным, чем УК Франции 1810 года, в законодательном воплощении идей просветителей гуманистов, выражавших четкую позитивную программу преобразований в сфере законодательства и создании новой системы правосудия, основанной на принципах законности, справедливости, равноправия и гуманности[1].

Уголовный кодекс Италии 1889 года отказался от применения смертной казни и членовредительских наказаний, установив за наиболее тяжкие преступления абсолютно определенную санкцию в виде бессрочной каторги, а за остальные преступления — относительно определенные санкции. Кодекс закрепил принцип виновной ответственности (ст. 45). Рассматривая содержание итальянского УК 1889 года, следует отметить, что этот кодекс воплотил в себе ряд прогрессивных принципов, провозглашенных просветителями, соединив с разработкой основных институтов уголовного права в рамках классического направления и уделив значительное внимание проблеме индивидуализации наказания.

С другой стороны, в УК 1889 года сохранились и некоторые нормы, отступавшие от прогрессивных идей того времени. Так, имелось большое число так называемых усеченных составов, что вело к расширению уголовной ответственности. Была воспринята из английского права конструкция преступного сговора. Очень широко устанавливалась ответственность за преступления против государя и государства (ст.ст. 125, 126, 127, 135, 247).

Итальянский уголовный кодекс 1889 года оказал большое влияние на развитие европейского уголовного права, на законодательство стран Латинской Америки (Бразилии, Уругвая, Венесуэлы) и был почти полностью воспринят Турцией в 1926 году.

Во втором параграфе показано развитие уголовного законодательства Италии после первой мировой войны и периода установления фашистской диктатуры.

В это время получает развитие позитивистское направление и тенденции усиления уголовной ответственности за государственные преступления. Так, законом от 25 ноября 1926 года устанавливалась ответственность за ряд политических деяний, не известных ранее итальянскому уголовному законодательству, предусматривалась смертная казнь за политические преступления и учреждался специальный суд для защиты государства.

В этот период началась работа по подготовке нового уголовного кодекса Италии. В 1921 году был опубликован проект УК, разработанный министром юстиции Ферри. Проект базировался на идеях антрополого-социологического направления в уголовном праве и был в достаточной мере реакционен. Он не был принят, и с 1925 года началась работа над новым проектом уголовного кодекса, которую возглавил министр юстиции А. Рокко. В 1930 году был принят новый уголовный кодекс Италии и 1 июля 1931 года вступили в силу уголовный и уголовно-процессуальный кодексы.

УК 1930 года, который в литературе называют Кодексом Рокко, сочетает принципы классической школы и позитивного направления. В нем сохранились такие принципы предшествующего законодательства, как законность, отсутствие обратной силы неблагоприятного уголовного закона, виновная ответственность, вменяемость. Вместе с тем, УК был дополнен но-

выми положениями об ответственности за «опасное состояние» и о применении мер безопасности, в том числе и к лицам, не совершившим преступления (ст. 202, ст. 205).

Таким образом, в области ответственности сложилась дуалистическая система: применение наказания и мер безопасности. УК 1930г. усилил уголовную репрессию по сравнению с УК 1889 года.

УК 1930 года имеет общую и особенную части. Книга первая «О преступлениях в целом» содержит положения общей части. Книга вторая «О преступлениях в частности» предусматривает ответственность за различные виды преступлений и состоит из 13 разделов. Книга третья «О проступках в частности» содержит нормы об уголовных полицейских проступках и уголовных проступках, касающихся социальной деятельности публичной власти.

После падения фашистского режима Муссолини УК 1930 года неоднократно подвергался значительным изменениям, однако они не затронули его основную структуру.

Третий параграф посвящен характеристике источников современного уголовного права Италии. Источником уголовного права Италии, как и других стран континентальной системы права является закон. Систему источников уголовного права характеризует их строгая иерархичность и ведущее значение кодифицированного законодательства. Высшей юридической силой обладает Конституция, принятая в 1947 году и конституционные законы.

Основная и наиболее существенная часть уголовно-правовых норм сосредоточена в уголовном кодексе.

Кроме того, уголовно-правовые нормы содержатся в отдельных законах и в законодательстве, относящемся к другим отраслям права.

Хотя судебный прецедент не относится в Италии к числу источников уголовного права, толкование правовых положений в судебных постановлениях имеет большое значение для правоприменительной деятельности. Так, суды на практике признают нормативную силу за решениями Верховного кассационного суда по конкретным делам.

В настоящее время продолжается активная работа по реформе уголовно-правовой системы Италии. В итальянской юридической литературе постоянно указывается на несоответствие во многих случаях УК 1930 года прогрессивной Конституции страны, несмотря на внесенные в него многочисленные изменения. В Италии ведется работа по подготовке нового уголовного кодекса на основе современных уголовно-правовых идей.

Во второй главе диссертации, состоящей из 6 параграфов рассматриваются положения Общей части уголовного кодекса Италии, такие как понятие преступления и его элементы; признаки характеризующие субъекта преступления и субъективную сторону; обстоятельства, исключающие уголов-

ную ответственность; стадии совершения преступления; соучастие; понятие и виды наказания; назначение наказания, освобождение от наказания и меры безопасности.

В первом параграфе анализируется понятие преступления, его элементы и признаки. В Итальянском уголовном законодательстве, как и в законодательстве стран континентальной системы права романского направления, не содержится определение преступления. Статья 39 Уголовного кодекса Италии определяет только категоризацию преступных деяний, указывая, что «уголовные правонарушения делятся на преступления и проступки в зависимости от различных видов наказания, назначаемых за их совершение в соответствии с данным Кодексом».

Однако в уголовно-правовой доктрине Италии делались попытки дать определение преступления и формального и материального характера. Так, Ж. Фиандака и Э. Муско определяли преступление как «человеческое действие, которое посягает на благо, охраняемое законом и входящее в круг конституционных ценностей; при этом степень агрессии столь велика, что делает неизбежным применение уголовного наказания, поскольку не уголовные санкции не гарантируют эффективной защиты»[2].

В действующем уголовном кодексе Италии к преступлениям отнесены деяния, за которые могут быть назначены пожизненное лишение свободы, срочное лишение свободы и штраф в размере от 10 тысяч лир до 10 миллионов лир. Проступками являются деяния, наказуемые арестом или денежным взысканием в размере от 4 тысяч лир до 2 миллионов лир (ст. 17 УК)[3].

В общей части Итальянского УК содержится понятие политического преступления. В части третьей статьи 8 УК политическое преступление определяется как «любое преступление, которое посягает на политический интерес государства или на политические права гражданина. Политическим преступлением признается также общественно-опасное деяние, совершенное в целом или в части по политическим мотивам». Таким образом, итальянский УК различает два вида политического преступления.

Понятие политических мотивов раскрывается в судебной практике. Так, для признания общеуголовного преступления политическим, требуется установить, что преступник действовал с целью получить политическую власть, или своими действиями повлиять на существование или функционирование государства либо путем содействия или напротив, воспрепятствования распространению идей, политических, социальных, религиозных течений реализовать свою политическую идею.

В УК Италии нет нормы, определяющей основание уголовной ответственности, как это сделано в УК РФ (ст. 8). Однако ряд положений, содержащихся в УК Италии, позволяет установить основания, на которых базируется уголовная ответственность.

В УК Италии закреплен принцип «nullum crimen sine lege» и поэтому не допускается аналогия. Таким образом, для признания деяния преступлением необходим признак уголовной противоправности.

Большое влияние на судебную практику по уголовным делам оказывает уголовно-правовая доктрина, в которой различаются материальный и субъективный или психологический элементы преступления. Материальный элемент включает в себя все объективные признаки деяния, т.е. действия или бездействие, причинную связь и вредные последствия. Субъективным или психологическим элементом преступления является вина, т.е. психическое отношение лица к своему действию (бездействию) и вредному результату. В ст. 42 УК Италии указывается: «никто не может быть наказан за действие или бездействие, предусмотренное законом как уголовное правонарушение, если оно не совершено осознанно и по своей воле».

Основной формой вины по итальянскому уголовному праву является умысел. Ответственность за деяние, совершенное по неосторожности наступает только в случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 42 УК Италии). Аналогичное положение установлено в ст. 24.2 УК РФ. Кроме умысла и неосторожности уголовное законодательство Италии предусматривает третью форму вины — претеринтенциональность. Деяние признается претеринтенциональным, когда действие или бездействие порождает результат более тяжкий, чем тот, который желал субъект. Такая формулировка напоминает понятие смешанной или двойной формы вины, предусмотренной ст. 27 УК РФ. В отличие от российского УК в итальянском уголовном законе нет указания на то, что отношение субъекта к более тяжким последствиям должно быть неосторожным. В итальянской уголовно-правовой доктрине претеринтенционность рассматривается как сочетание умышленной вины и объективной ответственности за результат. Объективное вменение, не соответствующее современным уголовно-правовым идеям, подвергается критике в итальянской юридической литературе.

Следует отметить, что в уголовном законодательстве ряда стран Латинской Америки (Колумбия, Сальвадор), признающих претеринтенционную форму вины, она понимается так, что исключает объективное вменение.

Субъектом преступления, согласно УК Италии, является вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста (ст. 85 и ст. 97 УК). Итальянский УК предусматривает полную вменяемость и уменьшенную вменяемость. В отличие от УК РФ, УК Италии (ст. 89) в случае уменьшенной вменяемости предусматривает обязательное смягчение наказания, тогда как в соответствии со ст. 22 УК РФ суд может только учесть эти обстоятельства при определе-

нии меры наказания. Позиция итальянского УК по этому вопросу представляется предпочтительной и заслуживает отражения в УК РФ.

Особое внимание уделено в УК Италии проблеме ответственности за рецидив. Наряду с рецидивистами различаются «привычные» преступники, «профессиональные» преступники и «преступники по склонности». Эти понятия являются очевидным влиянием идей позитивистского и социологического направления в уголовном праве.

В УК Италии дается широкое определение рецидивиста как лица, которое после осуждения за одно преступление, совершает другое преступление (ч. 1 ст. 99 УК). Лицам, признанным рецидивистами, привычными и профессиональными преступниками назначается повышенное наказание за совершенное преступление. Преступниками по склонности могут быть признаны судом лица, которые не являясь ни рецидивистами, ни привычными, ни профессиональными преступниками, совершили преступление против жизни или здоровья, кроме неосторожного, которое по тяжести обстоятельствам совершения, стойкости умысла свидетельствует о склонности виновного к преступной деятельности (ст. 108 УК). Современные итальянские юристы критикуют понятие «преступника по склонности», как не соответствующее современным правовым взглядам и сложное для практического применения в силу его «приблизительной формулировки»[4]. С этим мнением нельзя не согласиться.

Во втором параграфе рассматриваются обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. К обстоятельствам, исключающим уголовную ответственность итальянское уголовное законодательство относит непредвиденный случай и непреодолимую силу (ст. 45), физическое принуждение (ст. 46), согласие лица, право которого нарушено (ст. 50), осуществление законного права или исполнение обязанности (ст. 51), правомерную оборону (ст. 53) и крайнею необходимость (ст. 54).

В третьем параграфе рассматриваются стадии преступления и соучастие. На определение ответственности за соучастие в преступлении в итальянском уголовном праве оказала значительное влияние французская теория акцессорной природы соучастия. В УК Италии отсутствует определение соучастия, его форм и видов соучастников. В ст. 110 УК указывается, что «когда несколько лиц соучаствуют в одном и том же уголовном правонарушении, каждый из них подлежит наказанию за это правонарушение» таким образом, не делается различия между исполнителями, подстрекателями и пособниками. В ст. 117 отмечается, что если в силу условий или качеств личности виновного, либо в силу отношений между виновным и потерпевшим, меняется квалификация уголовного правонарушения в отношении какого-либо из соучастников, то и все соучастники должны нести ответственность

за это уголовное правонарушение. Это положение отражает акцессорную связь между соучастниками. Допускает УК Италии и соучастие в неосторожном преступлении (ст. 113). Это положение несомненно расширяет пределы уголовной ответственности.

В четвертом параграфе рассматриваются понятия и виды наказания. Проблема уголовной ответственности решается в УК Италии дуалистически. Это означает, что наряду с уголовным наказанием закон предусматривает возможность применения мер безопасности. Наказание применяется к вменяемым лицам, признанным виновными в совершении преступления, а к лицам, признанным судом социально опасными, применяются предусмотренные законом меры безопасности. Понятие наказания и цели наказания в УК Италии не определяются. Однако в Конституции Италии указывается, что «наказания не могут состоять в мерах, противных чувству гуманности и должны быть направлены на перевоспитание осужденного» (ст. 27).

Таким образом, Конституция Италии указывала на перевоспитание как на цель наказания. Между тем, итальянские юристы считают, что основной целью наказания является возмездие о чем свидетельствуют суровые санкции за многие преступления. После отмены смертной казни в Италии в 1944 году основными наказаниями являются:

— лишение свободы на срок от 15 дней до 25 лет;

— штраф в размере от 10 тысяч лир до 10 миллионов лир;

— арест на срок от 5 дней до 3 лет;

— денежное взыскание в доход государства в размере от 4 тысяч лир до 2 миллионов лир.

Дополнительными наказаниями являются: бессрочное и срочное запрещение занимать должности в государственном аппарате, запрещение заниматься определенной профессией или ремеслом на срок до 5 лет; правовой запрет, влекущий утрату основных политических и личных прав, утрата родительских прав и их приостановление и др.

Меры безопасности, которые рассматриваются в пятом параграфе, применяются к лицам, совершившим уголовное правонарушение (ст. 202 УК). Эти меры могут быть применены к осужденным в дополнение к наказанию, а также к невменяемым, несовершеннолетним и другим лицам, которым наказание не назначается. По мнению итальянских юристов меры безопасности, предусмотренные УК 1930 года, являются средством социальной защиты, предназначенным для осуществления превентивной функции, как в случае применения вместе с наказанием, так и в случае раздельного применения[5]. Социальная опасность лица определяется судом с учетом его склонности к совершению уголовных правонарушений, мотивов уже совершенного

преступления, характера преступника, его поведения и жизни до совершения уголовного правонарушения, привлечения в прошлом к уголовной или другой юридической ответственности. При назначении мер безопасности учитываются также личные, семейные и социальные условия жизни правонарушителя. Меры безопасности в УК Италии подразделяются на личные, связанные и не связанные с ограничением свободы и имущественные. Личными мерами безопасности, связанными с ограничением свободы являются:

1) направление в сельскохозяйственное поселение или в трудовое учреждение;

2) помещение в специальное лечебное учреждение;

3) помещение в специальное психиатрическое учреждение;

4) помещение в реформаторий.

Личными мерами, не связанными с ограничением свободы являются:

2) запрет на проживание в одной или нескольких коммунах или провинциях;

3) запрет на посещение таверн и мест, где производится торговля алкогольными напитками;

4) высылка иностранца из государства.

Минимальная продолжительность меры безопасности при направлении в сельскохозяйственные или трудовые учреждения устанавливается в один год, для привычных преступников в 3 года, для лиц, склонных к совершению преступления 4 года (ст. 217 УК). В специальные лечебные заведения помещаются лица, осужденные за умышленное преступление к уменьшенному наказанию вследствие психической болезни, хронического алкоголизма или наркомании или по причине глухонемоты (ст. 219 УК). Срок нахождения в лечебном заведении должен быть не менее одного года, если срок санкции за совершенное преступление — не менее пяти лет лишения свободы. Если за совершенное преступление наказание установлено в виде пожизненного лишения свободы, либо на срок не менее 10 лет, указанная мера безопасности назначается на срок не менее 3 лет. Таким образом, итальянский закон связывает длительность нахождения в лечебном заведении, в первую очередь, с тяжестью наказания, а не с состоянием здоровья лица.

К лицам, признанным невменяемыми, а также признанными оправданными по причине хронического алкогольного или наркотического опьянения, либо вследствие глухонемоты всегда применяется мера безопасности в виде помещения в специальное психиатрическое учреждение на срок не менее двух лет. Меры безопасности, которые дополняют наказание, связанные с ограничением личной свободы, исполняются после того как наказание отбыто или иным образом снято.

Имущественными мерами безопасности являются: залог, как гарантия надлежащего поведения, и конфискация (ст. 236 УК).

Пятый параграф посвящен назначению наказания и освобождению от наказания. По итальянскому уголовному закону судья может назначить наказание в пределах установленных законом по своему усмотрению. При вынесении приговора судья должен оценить все элементы преступления и все обстоятельства его совершения и указать мотивы своих дискреционных полномочий (ст.ст. 132—133.1 УК). Предусмотрены в УК Италии условное осуждение и досрочное освобождение от наказания (ст.ст. 176—177 УК).

Третья глава диссертации содержит характеристику основных положений особенной части итальянского уголовного права. В этой главе пять параграфов. В первом параграфе рассматриваются преступления против личности. Несмотря на существенные изменения и дополнения, внесенные в уголовный кодекс, система особенной части сохранилась в прежнем виде. Поэтому интересы личности, охрана которых оценивается современными уголовно-правовыми взглядами, как приоритетная, и в новых уголовных кодексах европейских государств преступления против личности располагаются на первом месте, в УК Италии находятся в двенадцатом разделе. Этот раздел содержит три главы. Следует отметить, что преступления в сфере половых отношений, которые обычно рассматриваются как посягательства на личность, в УК Италии помещены в девятом разделе особенной части и названы «преступления против общественной морали и добрых обычаев». Структурно раздел двенадцатый сконструирован следующим образом. Первая глава «преступления против жизни и личной невредимости» содержит составы всех видов убийств, подстрекательство к самоубийству или содействие в нем, составы причинения вреда здоровью, побоев и оставления без помощи.

Вторая глава «преступления против чести» предусматривает ответственность за клевету и оскорбление.

Третья глава «преступления против личной свободы» делится на пять подразделов и содержит описание таких видов преступлений, как обращение в рабство и работорговля, незаконное лишение свободы, незаконное ограничение свободы должностным лицом, незаконный арест, незаконный обыск, злоупотребление властью в отношении лиц, находящихся под стражей, проникновение в жилище, незаконное вмешательство в частную жизнь, перлюстрация корреспонденции, незаконное ознакомление с телеграфными и телефонными переговорами и др.

В итальянском УК выделяются три основных вида убийств: умышленное, непреднамеренное и претеринтенционное. В итальянской теории уголовного права и судебной практике значительно шире, чем в российском уголовном праве, понимается субъективная сторона покушения на убийство. Так, если виновный, допуская возможность или вероятность наступления смерти потерпевшего от своих действий, причиняет ему только телесные повреждения, его действия квалифицируются как покушение на

убийство[6]. Квалифицированные виды убийств предусмотрены отдельными статьями (ст.ст. 576 и 577 УК). В УК Италии предусмотрены в частности, такие квалифицированные виды как убийство родственника по восходящей или нисходящей линии (отцеубийство), использование отравляющего вещества или другого коварного средства, преднамеренно, которых нет в законодательстве России. Очень строго наказывается убийство матерью, оставленной без материальной и моральной поддержки своего новорожденного ребенка. Санкция за это преступление — лишение свободы на срок от 4 до 12 лет. Убийство с согласия потерпевшего наказывается лишением свободы на срок от 6 до 14 лет. Следует отметить, что проблема эфтаназии обсуждается во всем мире и решение ее в уголовном праве неоднозначно. В УК РФ эфтаназия не получила регламентации, а этот вопрос заслуживает правового решения.

Оценивая итальянское уголовное законодательство об охране жизни, следует отметить достаточно подробную детализацию признаков, влияющих на ответственность и весьма строгие санкции за совершение преступлений, повлекших смерть потерпевшего. В числе преступлений против здоровья в УК Италии предусмотрены такие виды, как умышленные и неосторожные телесные повреждения, побои, драка. Различаются также телесные повреждения по степени тяжести.

Во втором параграфе рассматриваются преступления против собственности и в сфере экономических отношений. Во всех государствах с рыночной экономикой большое внимание уделяется всем видам собственности. Не составляет исключения в этом отношении и Италия. В УК Италии преступлениям против собственности посвящен раздел тринадцатый. В первой главе этого раздела предусмотрена ответственность за такие преступления как кража, присвоение, ограбление, мошенничество, вымогательство. В отличие от УК РФ итальянский уголовный кодекс не выделяет такие виды похищения имущества как грабеж и разбой. Кража понимается как похищение чужого имущества без насилия, независимо от того тайно или открыто. Предметом кражи по уголовному праву Италии как и Франции может быть электрическая или любая другая энергия обладающая экономической ценностью. В УК Италии подробно регламентируется совершение кражи при отягчающих обстоятельствах, что облегчает индивидуализацию ответственности (ст. 625 УК).

Ограбление (ст. 628 УК) определяется как похищение имущества с насилием или угрозой его применения, а также как применение насилия после кражи с целью удержать похищенное имущество. Квалифицированным ограбление будет в случаях совершения преступления группой лиц, лицом, состоящим в мафиозной организации, с использованием оружия или приве-

дения кого-либо путем насилия в состояние неспособности действовать и выражать свою волю. Ограбление при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы от четырех с половиной до двадцати лет и штрафом. Вымогательство (ст. 629) заключается в принуждении кого-либо путем насилия или угрозы сделать что-либо или совершить нарушение для извлечения прибыли вымогателем или третьими лицами. В отличие от ограбления, предметом которого может быть только движимое имущество, вымогательство может совершаться с целью завладения как движимым, так и недвижимым имуществом. В ст. 630 УК предусматривается насильственное похищение лица с целью вымогательства. Законодатель относит похищение человека с целью получения выкупа не к преступлениям против личности, как УК РФ, а к преступлениям против собственности, отдавая приоритет охране собственности и рассматривая похищение человека как средство незаконного обогащения. Позиция УК РФ по определению места такого преступления в системе особенной части представляется более правильной.

Санкция ст. 630 УК Италии достаточно суровая — лишение свободы на срок от двадцати пяти до тридцати лет, если же совершается убийство похищенного лица, то назначается пожизненное лишение свободы.

Мошенничество (ст. 640 УК) не рассматривается в Италии как тяжкое преступление и влечет наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до трех лет и штрафа. Интерес представляет определение обстоятельств квалифицирующих мошенничество. Так, ими являются: совершение действия в ущерб государству, либо под предлогом освобождения кого-либо от военной службы. А также совершение мошенничества путем внушения потерпевшему страха перед воображаемой опасностью, либо ложным внушением убежденности, что потерпевший должен выполнить предписания органов власти. Специальная повышенная ответственность установлена за обман недееспособных лиц (ст. 643). В данной главе УК Италии предусматривается также ответственность за ростовщичество (ст. 644 УК), вторжение на чужую территорию или в здание с целью извлечения выгоды (ст. 633 УК), отвод течения вод и изменение состояния местности (ст. 632 УК), а также за уничтожение или повреждение чужого движимого и недвижимого имущества (ст. 635 УК).

В восьмом разделе «О преступлениях против государственной экономики, промышленности и торговли» предусмотрена ответственность за широкий круг экономических преступлений. К этой категории УК Италии относит и деяния в сфере трудовых отношений (локаут, стачка с целью изменения договорных отношений и др.). В итальянском УК предусматривается ответственность за две группы преступлений в сфере экономики: преступления, посягающие на государственную экономику и преступления, посягающие на интересы промышленности и торговли.

К преступлениям, посягающим на государственную экономику, отно-

сятся: уничтожение сырья, сельскохозяйственной продукции и средств производства (ст. 499 УК), мошенническое поведение либо понижение цен на государственном рынке (ст. 501.1 УК), спекулятивные операции на рынке (ст. 501.2 УК), заражение растений или животных (ст. 500 УК). Установлена ответственность за различные виды мошенничества в промышленной и коммерческой деятельности (ст.ст. 514, 515 УК), а также за ведение незаконной конкуренции с применением угроз и насилия (ст. 513.3 УК). В 1990 году в раздел УК о преступлениях против собственности были включены нормы об уголовной ответственности «за отмывание преступных денег», что на наш взгляд относится к экономическим преступлениям, как это решено и в УК РФ. Легализация преступных доходов или «отмывание грязных денег» во всем цивилизованном мире признается тяжким преступлением. По УК Италии (ст. 648-2) данное преступление наказывается лишением свободы на срок до 10 лет и штрафом. Статья 648-3 предусматривает ответственность за использование в экономической и финансовой деятельности денег, вещей и других ценностей, полученных от совершения различных преступлений в виде лишения свободы на срок от 4 до 12 лет и штрафа.

В структуре экономических преступлений в Италии, как и в других странах Запада, значительную долю составляют налоговые преступления. Ответственность за налоговые преступления в Италии устанавливается не нормами УК, а специальными нормативными актами, входящими в систему налогового законодательства. К налоговым преступлениям по итальянскому законодательству относятся такие деяния как уклонение от уплаты налогов, подделка налоговых документов, представление в налоговых документах ложных сведений, уничтожение бухгалтерских документов.

Отдельную группу экономических преступлений составляют деяния в сфере банковской и кредитной деятельности, а также преступное банкротство, ответственность за которое предусмотрена королевским декретом 1942 года №267 в действующей редакции. Злостное банкротство наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 10 лет. К лицам, осужденным за банкротство, применяется дополнительное наказание в виде лишения права заниматься коммерческой деятельностью и руководить каким-либо предприятием. Ответственность за валютные преступления регулируются законом 1976 года «Об уголовно-правовых нормах в сфере валютных нарушений» с последующими изменениями и дополнениями. К валютным преступлениям относятся: незаконный вывоз национальной или иностранной валюты, акций, облигаций, кредитных документов. За это преступление может быть назначено наказание до 6 лет лишения свободы и штраф в размере от двукратной до четырехкратной стоимости вывозимых ценностей.

Как видно из анализа некоторых категорий экономических преступлений в Италии, составы таких преступлений многочисленны и находятся преимущественно в специальных законах комплексного характера, регули-

рующих отдельные сферы правоотношений. Анализ уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за экономические преступления, раскрывает недостатки УК Италии. Как справедливо указывают итальянские юристы Ж. Фиандако и Э. Муско, итальянский УК «с одной стороны не способен выполнить реальную функцию охраны экономических отношений во всем их комплексе», — «а с другой стороны, содержит составы преступлений, которые можно назвать «нормативные ископаемые», отражающие предшествующую идеологию и не совместимые с принципами демократического государства (например, преступные забастовки)[7].

Третий параграф содержит описание государственных преступлений. В УК Италии первый раздел особенной части посвящен преступлениям против государства и состоит из пяти глав. Всего этот раздел содержит 72 статьи. В разделе о государственных преступлениях наиболее ярко проявилось влияние авторитарного государства. И несмотря на то, что после окончания второй мировой войны этот раздел УК подвергся значительным изменениям, в нем сохранились нормы первоначальной редакции, такие как антинациональная деятельность гражданина за рубежом (ст. 289 УК), антинациональные объединения (ст. 271 УК), незаконное учреждение объединений, имеющих международный характер (ст. 273 УК) и незаконное участие в таких объединениях (ст. 274 УК). В этом разделе предусмотрены преступления против внешней безопасности государства (гл. 1), преступления против внутренней безопасности государства (гл. 2), преступления против политических прав гражданина (гл. 3) и преступления против иностранных государств, их глав и представителей (гл. 4).

В итальянском УК нет обобщенного состава государственной измены, как в УК РФ. Отдельные виды изменнических действий предусмотрены в качестве самостоятельных преступлений. Так, нанесение ущерба независимости государства, деяния, направленные на подрыв государства или на отделение от него любой территории наказывается пожизненным лишением свободы (ст. 241), также пожизненным лишением свободы наказывается гражданин Италии, выступающий с оружием против Италии или служащий в вооруженных силах воюющего с Италией государства (ст. 242 УК). Ряд статей (243, 244, 247, 248, 249, 250 УК) предусматривают ответственность за различные формы контактов с иностранцами во время войны или во враждебных Италии целях, за торговлю с военным противником Италии и т.п. Несколько статей посвящены шпионажу. Политический или военный шпионаж (ст. 257) влечет наказание на срок не менее 15 лет, а при отягчающих обстоятельствах — пожизненное лишение свободы. Сбор сведений, касающихся безопасности государства и являющихся секретными (ст. 256 УК) влечет наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет. При этом

не указывается цель сбора таких сведений, а следовательно не требуется доказывать умысел, направленный на причинение реального ущерба государству, что характерно для объективного вменения. Ст. 265 УК устанавливает ответственность в виде лишения свободы на срок на не менее 5 лет за распространение в военное время ложных слухов или сведений, которые могут вызвать общественное беспокойство. К преступлениям против внешней безопасности государства относятся такие как создание объединения, предназначенного для насильственного установления диктатуры одного общественного класса над другим, либо изменения экономической или общественной системы, существующей в государстве (ст. 270 УК). Создание объединения в целях насильственного подрыва демократического порядка в соответствии со ст. 270-1 УК наказывается лишением свободы на срок от 7 до 15 лет. В 1979 году в УК была включена статья 270-2, предусматривающая ответственность за создание и участие в объединениях, имеющих цели терроризма или подрыва демократического строя.

В главе о преступлениях против внутренней безопасности государства четыре статьи (276—279 УК) посвящены посягательствам на жизнь, физическую неприкосновенность, свободу, честь, достоинство, правовой иммунитет Президента республики. Организация вооруженного восстания против государственной власти или руководство восстанием наказывается пожизненным заключением (ст. 284 УК), также пожизненным заключением наказывается провоцирование гражданской войны (ст. 284 УК). Ряд статей этой главы предусматривают ответственность за различные виды террористической деятельности, устанавливая за них достаточно суровые наказания. Несколько статей предусматривают ответственность за оскорбление государства, его высших органов и символов, а также за оскорбление вооруженных сил (ч. 2 ст. 290 УК), за публичное оскорбление итальянской нации. Законодательный опыт Италии по защите чести нации, высших органов государства, армии, государственных символов заслуживает внимания. Предусмотрена ответственность и за оскорбление флага или другого символа иностранного государства (ст. 299 УК), чего нет в УК РФ. Специально охраняется жизнь, здоровье, честь и достоинство глав и представителей иностранных государств (ст.ст. 295—298 УК). В УК РФ нет аналогичных норм, что автору представляется пробелом закона, т.к. ранее предусматривалась специальная ответственность за террористический акт против представителей иностранного государства (ст. 67 в УК РСФСР). Что касается посягательств на честь и достоинство глав иностранных государств и их представителей (послов, консулов, ответственных работников посольств, министров и т.д.), то по уголовному кодексу РФ вопрос об ответственности за такие деяния должен решаться в порядке частного обвинения, так как и при оскорблении, клевете в отношении российских граждан. Такое законодательное решение на наш взгляд не является лучшим.

Четвертый параграф содержит описание должностных преступлений. Ответственность за должностные преступления предусмотрена в главе первой «О преступлениях против публичной администрации». К должностным преступлениям отнесены: присвоение (ст.ст. 314, 316 УК), взяточничество (ст. 317 УК), подкуп (ст.ст. 318—320 УК), подстрекательство к совершению подкупа (ст. 322 УК), злоупотребление служебным положением (ст. 323 УК), использование служебной тайны (ст. 326 УК) отказ от выполнения служебных обязанностей (ст. 328 УК), невыполнение служебных обязанностей по причине оставления государственного учреждения или прерывание государственной службы (ст. 332 УК) и др.

Закон 1990 года № 86 внес изменения в УК Италии и определил должностное лицо как лицо, которое выполняет законодательные, судебные либо административные государственные функции. Уголовная ответственность за указанные выше деяния распространяется также на служащих, исполняющих обязанности должностного лица (ст. 358 УК).

В пятом параграфе анализируется итальянское законодательство об ответственности за организованную преступность. Особое внимание в период после второй мировой войны уделялось итальянским законодательным вопросам уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью. Организованная преступность глубоко проникла во все сферы общественной жизни, установив связь с правоохранительными органами, государственным аппаратом и даже высшими эшелонами власти.

В современных условиях организованная преступность становится международным явлением. В России проблема борьбы с организованной преступностью является одной из наиболее важных задач государства и его правоохранительных органов. Несмотря на то, что УК РФ посвятил ряд норм ответственности за деятельность различных преступных организаций и сообществ нельзя признать, что законодательное решение проблемы уголовной ответственности за деятельность организованной преступности закончено. Представляется, что в процессе дальнейшего совершенствования уголовного законодательства в этой области может быть учтен опыт Италии. Наиболее опасной формой организованной преступности в Италии является мафия. Итальянская мафия самая старая и известная преступная организация, состоящая из сицилийской коза ностра, неаполитанской каморры, колабрианской ндрагеты. Итальянская мафия проникла в США, где играет значительную роль в преступном мире. Рассматривая организованную преступность в России проф.С.В. Дьяков определил ее как «деятельность устойчивых преступных сообществ (организаций), отличающихся иерархическим организационным построением, сплоченностью на конкретной преступной платформе (бандитский, антиконституционный, контрабандно-валютный, националистический и т.д.), отработанной системой конспирации и защиты от правоохранительных органов, коррумпированностью, мае-

штабностью преступной деятельности, включая выход за рубеж и связь с международной мафией[8]. Итальянский юрист Р. Минна указывал, что сущность преступной организации определяется непременным наложением в ней пяти признаков:

1) сбор и передача информации;

2) нейтрализация действий правоохранительных институтов;

3) использование основных социально-экономических служб;

4) существование внутренней структуры;

5) определенная, внешняя «законность» действий[9].

В Италии уголовно-правовые нормы, направленные на борьбу с организованной преступностью содержатся не только в УК 1930 года в действующей редакции, но и в специальных законах.

Значительную роль в правовой регламентации борьбы с мафией сыграл закон 1982 года № 646, который ввел в УК Италии статью 416.2. В этой главе сообществом типа мафии признается такая преступная организация, в которой ее члены прибегают к устрашению других лиц, чтобы добиться круговой поруки и хранения молчания с целью совершения преступления, обладая прямым или косвенным путем постами, дающими возможность управления, либо контроля над экономической деятельностью, распределением концессий, выдачей разрешений, заключением договоров подряда и коммунального обслуживания, а также для извлечения незаконных прибылей для себя или других лиц. Связь преступной деятельности с легальным бизнесом характерна и для итальянской мафии и для российской организованной преступности. И в этом процессе используется отмывание «грязных» денег, т.е. легализация преступных доходов. В ст. 416-2 УК Италии устанавливается ответственность членов различных преступных объединений от малочисленных до обладающих внутренней структурой и состоящих из большого числа участников. Организация преступных сообществ и участие в них рассматривается как самостоятельное преступление и влечет в наиболее опасных случаях наказание до 10 лет лишения свободы для участников и до 15 лет лишения свободы для организаторов и руководителей организации.

В 1992 году законом № 356 в УК Италии был включен состав политико-мафиозного обмана на выборах (ст. 416.3 УК) и дополнена ст. 416.2 еще одним направлением преступной деятельности мафии — затруднение или препятствование осуществлению права свободного голосования.

Серьезнейшей проблемой в Италии является проблема борьбы с наркобизнесом, давно уже приобретшим организованные и весьма масштабные формы. Закон №162 1990 года, вошедший в «Единый текст законов о нар-

котических средствах и психотропных веществах» специально выделил новый вид преступного сообщества — преступную организацию, созданную для осуществления незаконного оборота наркотических и психотропных веществ. Лицо, которое участвует в такой организации, наказывается лишением свободы на срок не менее 10 лет, а лица, которые учреждают, организуют, финансируют такую организацию или управляют, ею наказываются лишением свободы на срок не менее 20 лет. Если же эта организация носит вооруженный характер, то наказание для руководителей не менее 24 лет лишения свободы. Участники вооруженной организации наказываются лишением свободы на срок не менее 12 лет. Следует отметить, что законодательство России не содержит такой детализации ответственности и устанавливает значительно более мягкие санкции за наркобизнес. Заслуживает внимание идея, реализованная в уголовном законодательстве Италии о разделении организованной преступности на несколько видов, которые могут различаться по численности, например, свыше 10 членов и по направленности деятельности (в сфере экономики, финансов, наркобизнеса, вымогательства, проникновения во властные структуры и т.д.). Представляется, что в уголовном законодательстве России можно дать более развернутое определение преступного сообщества в ст. 35 УК, а именно «преступным сообществом (преступной организацией) является сплоченная, устойчивая, иерархически структурно организованная группировка, созданная в целях извлечения доходов путем совершения преступлений в любой сфере общественной жизни».

В заключении содержатся основные предложения разработанные на основе произведенного исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Игнатова М.А. Законодательство по борьбе с организованной преступностью в зарубежных странах // Законодательство зарубежных стран. Обзорная информация. Вып 3. М., 1989. — 0,4 п.л.

2. Игнатова М.А., Ф.М. Решетников. Налоговые преступления в Зарубежных странах // Закон. Окт. 1992. — 0,3 п.л.

3. Игнатова М.А., Ф.М. Решетников. Преступления против собственности по законодательству стран Запада // Закон. Февр. 1993. — 0,3 п.л.

4. Игнатова М.А. Ответственность за должностные преступления в Зарубежных странах (раздел — «Италия»). М., 1994. — 0,4 п.л.

5. Игнатова М.А. Уголовное право Зарубежных стран. Учебное пособие. Вып.1. (раздел — «Италия»). М., 1999. — 3,5 п.л.

6. Игнатова М.А. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть (раздел — «Уголовное право Италии»). М., 2001. — 3,5 п.л.

7. Игнатова М.А. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть (раздел — «Уголовное право Италии»). М., 2002. — 3,5 п.л. (в печати).

[1] См. Решетников Ф.М., Беккария. М., 1987 г., с.881

[2] Diritto penale, parte generale. Bologna , 1994. p. 132

[3] В связи с переходом стран Европейского Союза на общеевропейскую валюту «евро» размер штрафа должен определяться путем пересчета итальянской валюты на евро по официальному курсу.

[4] Bandini Т., Gatti U.,Verde A. Criminoligia. Milano. 1991. р. 257-259.

[5] Musco E. La misura di sicurezza detentiva. Milano. 1978. p. 104.

[6] Delpinil Up.Cit., p.412.

[7] Fiandaco G., Musco E. Diritto penale. Parte specale, vol.1. p. 463

[8] Организованная преступность — 2, М., 1993. с.201

[9] Минна Р. Мафия против закона. М., 1988. с. 260

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Еще по теме: