Ук ч 1 ст 156

Рубрики Публикации

Статья 156 УК РФ. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (действующая редакция)

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 156 УК РФ

1. Объективная сторона преступления выражается в форме бездействия, так как указанные в комментируемой статье лица либо не исполняют совсем (чистое бездействие), либо не исполняют должным образом (смешанное бездействие) свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию должно быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, которое может выражаться как в физическом и психическом насилии, так и в применении иных недопустимых способов воспитания, не связанных с насилием.

3. Физическое насилие может быть выражено в нанесении побоев, ограничении свободы, истязании, причинении вреда здоровью несовершеннолетнего. Надо иметь в виду, что умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, а также истязание ребенка образуют совокупность преступлений и требуют дополнительной квалификации по ст. ст. 111, 112 и 117 УК.

Психическое насилие — это воздействие непосредственно на психику. Оно способно вызвать либо психическую травму, либо подавить (ограничить) свободу волеизъявления. Данное насилие может выражаться в унижении, оскорблении, осмеянии, высказывании угроз, запугивании, травле и др.

Применение иных недопустимых способов воспитания может проявляться в лишении питания, одежды, сна и отдыха, неоказании медицинской и иной помощи и т.п.

4. Преступление признается оконченным с момента неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенного с жестоким с ним обращением.

5. Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого умысла.

6. Субъект преступления специальный. Круг специальных субъектов состоит из двух категорий лиц, на которых лежит обязанность по воспитанию несовершеннолетнего:

1) родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители;

2) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последними в силу профессиональных (служебных) обязанностей.

Не могут привлекаться к ответственности по ст. 156 УК лица, лишенные родительских прав. Случаи совершения ими насильственных действий в отношении своих несовершеннолетних детей должны расцениваться как преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК), свободы, чести и достоинства личности (гл. 17 УК).

Статья 156 УК РФ. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Новая редакция Ст. 156 УК РФ

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарий к Статье 156 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что причиняется вред духовному, нравственному и психическому развитию ребенка.

1.1. Комментируемая статья состоит из одной части, закрепляющей основной состав преступления. Деяние, предусмотренное ст. 156, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие по поводу воспитания несовершеннолетних. Факультативным объектом может быть честь, достоинство, здоровье несовершеннолетнего.

3. Объективная сторона состава преступления выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

3.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может выражаться в отсутствии должной заботы о благосостоянии, всестороннем развитии и воспитании несовершеннолетнего, неуважении его человеческого достоинства, игнорировании его интересов и т.д. (ч. 3 ст. 1, п. 2, 3 ч. 2 ст. 54 СК РФ). Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть в форме действия или бездействия.

3.2. Жестокое обращение с несовершеннолетним может проявляться в насилии или угрозе насилия в отношении ребенка, оскорблении его человеческого достоинства, лишении воды и пищи, тепла, света, содержании его взаперти, в клетке, на цепи и т.д.

4. Если жестокое обращение с несовершеннолетним повлекло причинение ему смерти или вреда его здоровью, то квалификация по коммент. статье исключается. При этом действия виновного в зависимости от наступивших последствий следует квалифицировать по ст. 105, 109, 111 — 112, 115, 117 — 118 (см. Определение ВС РФ от 14.07.2004 ).
———————————
БВС РФ. 2005. N 3.

5. Состав преступления по конструкции формальный. Преступление окончено в момент жесткого обращения с несовершеннолетним.

6. С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивы и цели жесткого обращения с несовершеннолетним на квалификацию деяния как преступления не влияют.

7. Субъект преступного посягательства специальный — родитель или иное лицо, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, педагог или другой работник образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанный осуществлять надзор за несовершеннолетним.

7.1. О родителе или ином лице, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а также педагоге см. коммент. к ст. 150.

7.2. Под другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения понимается работник, не обязанный по закону воспитывать несовершеннолетнего, но обязанный осуществлять за ним надзор.

Другой комментарий к Ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления выражается в форме бездействия, так как указанные в ст. 156 УК РФ лица либо не исполняют вовсе, либо не исполняют должным образом свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию должно быть соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, которое может выражаться как в физическом и психическом насилии, так и в применении иных недопустимых способов воспитания, не связанных с насилием.

Физическое насилие заключается в нанесении побоев, ограничении свободы, истязании, причинении любой степени вреда здоровью несовершеннолетнего. Совершение любого насильственного преступления является более тяжким, чем предусмотренное ст. 156 УК, и всегда требует квалификации по совокупности преступлений. Психическое насилие может выражаться в унижении, оскорблении, осмеянии, высказывании угроз, запугивании, травле и др. Применение иных недопустимых способов воспитания может проявляться в лишении питания, одежды, сна и отдыха, неоказании медицинской и иной помощи и т.п.

3. Состав преступления — формальный, оно признается оконченным с момента неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенного с жестоким с ним обращением.

4. Субъект преступления специальный: 1) родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители; 2) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последними в силу профессиональных (служебных) обязанностей.

Статья 156 УК РФ. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —

наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарии к ст. 156 УК РФ

1. В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. говорится (ст. 27), что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. В Конституции РФ подчеркивается: «Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» (ч. 2 ст. 38). Эти положения конкретизированы в Семейном кодексе РФ.

2. Объектом преступления являются права и законные интересы несовершеннолетнего (в частности, на нормальное психофизическое и нравственное развитие).

3. Объективная сторона характеризуется неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей означает либо полный отказ от выполнения лежащих на виновном обязанностей по воспитанию ребенка, возложенных на него нормативными правовыми актами (так называемое чистое бездействие), либо такое их выполнение (не в полном объеме, периодически и т.д.), которое не обеспечивает достижение целей воспитания (так называемое смешанное бездействие).

Однако надо иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего преступно не само по себе (в этом случае наступают иные меры государственного реагирования, например, лишение родительских прав, принятие мер дисциплинарного воздействия и т.д.), а лишь в том случае, если это соединено с жестоким обращением с ребенком.

Жестокое обращение — это система поведения виновного по отношению к потерпевшему, характеризующегося причинением ребенку мучений и страданий в связи с применением к нему физического или психического насилия, издевательства над потерпевшим. Это может проявляться в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью, угрозах расправы, глумлении, лишении пищи, воды, тепла, света и т.д.

При этом надо иметь в виду, что умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, а также истязание ребенка образуют совокупность преступлений и требуют дополнительной квалификации по ст. ст. 111, 112 и 117 УК.

Состав преступления формальный, преступление считается оконченным с момента совершения указанного в законе деяния.

4. Субъективная сторона предполагает вину в виде прямого умысла.

5. Субъект преступления специальный: родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, педагоги, а также другие работники образовательных, воспитательных или иных учреждений, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним.

Особенности расследования преступлений, предусмотренных статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации

(Мусеибов А. Г.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 156 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 декабря 2008 года

Мусеибов Абдула Гулиевич, доктор юридических наук, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России.

1. Особенности возбуждения уголовного дела

Статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК) предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Поводом к возбуждению уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст. 156 УК, совершенном родителем и иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (усыновителем, опекуном, попечителем), являются, как правило, сообщения органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, опеки и попечительства. Указанные органы и учреждения в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в пределах своей компетенции обязаны выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать органы внутренних дел о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния. ——————————— СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Такие сообщения, как правило, поступают либо передаются на рассмотрение в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, на которые согласно ст. 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 10 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» , п. 2.1.2 и 2.2 Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД России от 26 мая 2000 г. N 569, возложены обязанности проводить в отношении родителей или иных законных представителей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, индивидуальную профилактическую работу, рассматривать в установленном порядке заявления и сообщения о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних. Должностным лицом указанного подразделения, получившим и принявшим подобное сообщение, после его рассмотрения в соответствии со ст. 143 УПК составляется рапорт об обнаружении преступления. ——————————— СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1666; 2002. N 27. Ст. 2620; 2004. N 35. Ст. 3607.

Поводом к возбуждению уголовного дела могут быть сообщения лечебно-профилактических учреждений о поступлении (обращении) несовершеннолетнего с телесными повреждениями насильственного характера и травмами, полученными в быту. В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера, утвержденной совместным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 4/8, лечебно-профилактические учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, незамедлительно сообщают в дежурные части органов внутренних дел обо всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящимися в бессознательном состоянии. К телесным повреждениям, о которых информируются органы внутренних дел, в соответствии с п. 3 данной Инструкции относятся: телесные повреждения, связанные с огнестрельными, колото-резаными, рублеными ранами, переломами, обморожениями, ушибами, сотрясением мозга и так далее; телесные повреждения и отравления, связанные с покушением на самоубийство; телесные повреждения и отравления, полученные при ожогах кислотами и различными токсичными веществами; травмы и ранения, связанные с неосторожным обращением с огнестрельным оружием и боеприпасами; иные телесные повреждения при подозрении на насильственный характер их происхождения. В то же время согласно п. 4 указанной Инструкции органы внутренних дел не уведомляются о поступлении (обращении) в лечебные учреждения граждан с телесными повреждениями и травмами, полученными в быту, в том числе с телесными повреждениями, полученными гражданами в результате несчастных случаев, в том числе при падении в подвалы, погреба, траншеи, с крыш домов, с деревьев и тому подобное; с ушибами и другими незначительными телесными повреждениями, полученными в ссорах, при отсутствии у пострадавших намерения обращаться с заявлением в правоохранительные органы. Проверенные в установленном порядке сообщения лечебно-профилактических учреждений оформляются соответствующим рапортом. Признаки преступления, предусмотренного ст. 156 УК, зачастую обнаруживаются самими сотрудниками органов внутренних дел, в основном инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних и участковыми инспекторами милиции, при исполнении ими своих служебных обязанностей по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. Поводом к возбуждению уголовного дела в подобных случаях также является рапорт об обнаружении преступления, оформленный в порядке, предусмотренном ст. 143 УПК. Представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний потерпевший, органы опеки и попечительства как законные представители несовершеннолетнего потерпевшего (п. 12 ст. 5 УПК) при выявлении фактов жестокого обращения с несовершеннолетним обращаются в органы, правомочные возбуждать уголовные дела, с соответствующим устным или письменным заявлением, оформляемым в порядке, предусмотренном ст. 141 УПК. Поводом к возбуждению уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст. 156 УК, совершенном педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, служат, как правило, оформляемые в порядке ст. 141 УПК заявления родителей, усыновителей, опекунов и попечителей, которые согласно п. 12 ст. 5 УПК также являются законными представителями несовершеннолетнего потерпевшего. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 156 УК, возбуждаются также по заявлениям граждан, как правило, соседей либо старших по возрасту братьев и сестер потерпевшего, также оформляемым в порядке, предусмотренном ст. 141 УПК. Согласно ч. 2 ст. 56 СК ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд. При этом несовершеннолетние, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК не предупреждаются. Однако зачастую несовершеннолетние, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, усыновителей, опекунов, по различным причинам (из-за страха перед родителями, незнания своих прав, боязни помещения в детские учреждения и др.) не обращаются в компетентные органы за защитой своих прав, скрывают факты таких злоупотреблений. Учитывая данное обстоятельство, законодатель в правовой норме, сформулированной в ч. 3 ст. 56 СК, предусмотрел обязанность должностных лиц организаций и граждан, которым становится известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, незамедлительно сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка, в том числе путем обращения в органы, правомочные возбуждать уголовные дела. Поводом к возбуждению уголовного дела о преступлении, предусмотренном ст. 156 УК, нередко является сообщение, распространенное в средствах массовой информации. Результаты проверки таких сообщений, которую в соответствии с ч. 2 ст. 144 УПК проводит по поручению прокурора орган дознания, также оформляются рапортом об обнаружении преступления. По заявлениям и сообщениям о преступлениях рассматриваемого вида, как правило, требуется проведение предварительной проверки, поскольку в них исключительно редко содержатся сведения о систематичности и формах проявления неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, а также о формах проявления жестокого обращения с несовершеннолетним, составляющих объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 156 УК. Достаточно редко содержатся в них и необходимые сведения о субъекте преступления, позволяющие идентифицировать его как специального субъекта. Наряду с законным поводом, для возбуждения уголовного дела по ст. 156 УК требуется и наличие достаточных данных, указывающих на признаки объекта посягательства, специального потерпевшего, объективной стороны и специального субъекта преступления. Достаточные данные, указывающие на признаки рассматриваемого вида преступления, должны содержаться в материалах предварительной проверки. В материалах проверки должны быть, в частности, сведения, указывающие на несовершеннолетие потерпевшего, сведения об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, о конкретных проявлениях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и систематичности этих проявлений, о проявлениях жестокого обращения с несовершеннолетним, а также сведения, указывающие на наличие признаков специального субъекта. Сведения, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ст. 156 УК, находят отражение, как правило, в следующих приобщаемых к материалам предварительной проверки документах: — копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего (удостоверяет личность несовершеннолетнего, содержит сведения о возрасте несовершеннолетнего и биографические данные его родителей, удостоверяет факт происхождения ребенка от указанных в свидетельстве о рождении родителей и время возникновения у родителей обязанности по воспитанию несовершеннолетнего); — копия финансового лицевого счета (содержит сведения о жилом помещении, в котором проживает несовершеннолетний, о его виде, площади, правовом статусе, количестве проживающих в этом помещении лиц); — выписка из домовой книги (содержит сведения о месте регистрации несовершеннолетнего и всех лицах, зарегистрированных вместе с ним по тому же адресу); — копия решения суда об установлении отцовства (удостоверяет факт происхождения ребенка от конкретного лица, признанного судом отцом ребенка); — копия свидетельства об установлении отцовства (содержит биографические данные лица, признанного отцом ребенка; сведения об усыновленном, о дате составления и номере записи акта об установлении отцовства; месте государственной регистрации установления отцовства; дате выдачи свидетельства об установлении отцовства); — копия решения суда по заявлению об ограничении дееспособности гражданина либо о признании гражданина недееспособным (удостоверяет факт признания судом родителя несовершеннолетнего недееспособным или ограниченно дееспособным); — распоряжение руководителя муниципалитета об установлении опеки (попечительства) (содержит сведения об опекуне (попечителе), месте жительства подопечного (подопечной), удостоверяет факт и время возникновения у опекуна (попечителя) обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего); — копия решения суда о признании ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) (удостоверяет факт и дату усыновления (удочерения), содержит все данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния); — копия свидетельства о государственной регистрации усыновления ребенка (удостоверяет факт усыновления, содержит сведения об основаниях усыновления, данные об усыновленном и усыновителях (усыновителе)); — копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью (удостоверяет факт передачи ребенка на воспитание в семью, содержит сведения об условиях содержания, воспитания и образования ребенка, о правах и обязанностях приемных родителей, об обязанностях по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства); — копия решения органов опеки и попечительства о направлении несовершеннолетнего в образовательное (воспитательное, лечебное) учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (содержит сведения о ребенке, его родителях, основаниях направления в специализированное учреждение для детей); — копия приказа о приеме на работу (назначении на должность) в образовательное, воспитательное или лечебное учреждение (удостоверяет факт наличия и время возникновения у лица трудовых отношений с образовательным, воспитательным или лечебным учреждением, а также факт и время возникновения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего); — копия утвержденных в установленном порядке функциональных обязанностей педагога или иного работника образовательного, воспитательного либо лечебного учреждения (удостоверяет факт наличия у работника обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, а также факт и дату ознакомления работника с этими обязанностями); — акт обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего (содержит сведения о составе семьи несовершеннолетнего, занимаемом семьей и несовершеннолетним жилом помещении, санитарном состоянии данного помещения, материальном положении семьи, бытовых, в том числе гигиенических, условиях жизни семьи, о взаимоотношениях в семье); — справка об успеваемости несовершеннолетнего в образовательном учреждении (содержит сведения об уровне образования несовершеннолетнего и его оценках по преподаваемым дисциплинам); — акт медицинского обследования несовершеннолетнего (содержит сведения о физическом и умственном развитии ребенка и о состоянии его здоровья, а также сведения о наличии (об отсутствии) на момент обследования признаков побоев или телесных повреждений на теле несовершеннолетнего); — выписка из амбулаторной карты больного (содержит сведения о фактах и датах обращения за медицинской помощью, жалобах несовершеннолетнего больного, объективных медицинских показателях болезни, их возможных причинах, назначенном лечении); — справка из травматического пункта медицинского учреждения (удостоверяет факт и время обращения в травматический пункт, содержит сведения о телесных повреждениях, обнаруженных при медицинском осмотре); — протоколы об административных правонарушениях (удостоверяют конкретные факты неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, свидетельствуют об их систематичности, содержат сведения о датах совершения правонарушений и способах их совершения). На стадии возбуждения уголовного дела указанные документы могут быть истребованы прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем в порядке ст. 21 УПК. Сотрудники милиции вправе истребовать их в соответствии с п. 4 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» . Указанные документы выдаются по запросам прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами. ——————————— Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

Запросы о предоставлении сведений по делам рассматриваемой категории направляются, как правило, в органы записи актов гражданского состояния, судебные органы, органы опеки и попечительства, медицинские и образовательные учреждения по месту жительства несовершеннолетнего. Организация проведения обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего может быть поручена подразделениям органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, получение документов об образовании и успеваемости несовершеннолетнего — инспекторам по делам несовершеннолетних, закрепленным за образовательным учреждением, в котором получает образование несовершеннолетний. При проверке сообщения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенных с жестоким обращением с несовершеннолетним, работником образовательного, воспитательного, лечебного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, большинство необходимых документов могут быть получены в учреждении, в котором находится несовершеннолетний, поскольку такие документы хранятся в личном деле несовершеннолетнего. Так, в соответствии с п. 27 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 676, на каждого ребенка, определяемого в учреждение, направляющие органы (учреждения) представляют: — решение соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления о направлении в учреждение; — направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение; — свидетельство о рождении (подлинник), а при его отсутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка; — медицинские документы о состоянии здоровья; — документы об образовании (для детей школьного возраста); — акт обследования условий жизни ребенка; — сведения о родителях (законных представителях) (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); — справку о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников; — опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; — документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями; — пенсионную книжку ребенка, получающего пенсию, копию решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями (законными представителями)); — заключение психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий (для детей с отклонениями в развитии). Дополнительные документы при необходимости могут быть истребованы из других соответствующих учреждений. Одним из важных средств проверки заявлений и сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 156 УК, и источников сведений о неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенных с жестоким обращением с несовершеннолетним, являются объяснения, которые могут быть получены сотрудниками милиции на стадии возбуждения уголовного дела от граждан и должностных лиц в соответствии с п. 4 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» . ——————————— Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

Сведения о признаках преступления, предусмотренного ст. 156 УК, могут содержаться в объяснениях самого несовершеннолетнего, объяснениях его братьев и сестер, родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), одноклассников, классного руководителя, других педагогов, воспитателей, врачей, соседей несовершеннолетнего. В целях получения сведений о признаках преступления, предусмотренного ст. 156 УК, на стадии возбуждения уголовного дела при необходимости может быть произведен осмотр места происшествия. В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В соответствии со ст. 20 УПК уголовные дела о преступлении, предусмотренном ст. 156 УК, считаются уголовными делами публичного обвинения. В соответствии со ст. 21 УПК следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в случаях обнаружения признаков данного преступления уполномочены осуществлять уголовное преследование независимо от волеизъявления потерпевшего и вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления несовершеннолетнего потерпевшего или его законного представителя. Если в ходе предварительной проверки сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 156 УК, будут установлены основания для отказа в возбуждении уголовного дела, перечисленные в ст. 24 УПК, по признакам данного преступления, то следователь, а также с согласия прокурора дознаватель при наличии на то оснований возбуждают уголовное дело о соответствующем преступлении против личности, признаки которого обнаружены в ходе проверки. Если уголовное дело об этом преступлении в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 20 УПК считается уголовным делом частного либо частно-публичного обвинения, возбуждаемым не иначе как по заявлению потерпевшего, то следователь, а также с согласия прокурора дознаватель в соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК возбуждают уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела следователь, орган дознания или дознаватель в соответствии со ст. 148 УПК выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом при наличии оснований материалы проверки направляются в комиссию по делам несовершеннолетних для привлечения лица к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП.

2. Особенности организации и планирования расследования

На первоначальном этапе расследования преступлений, предусмотренных ст. 156 УК, проводятся неотложные следственные действия, направленные на обнаружение и фиксацию следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Выбор основных направлений расследования — обстоятельств, которые требуется установить в первоочередном порядке, круга и последовательности производства отдельных следственных действий и обеспечивающих оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление этих обстоятельств, определяется характером следственной ситуации, возникшей к началу производства по уголовному делу. Характер следственных ситуаций по делам данной категории зависит от многих внутренних (информационных) и внешних факторов, в частности, от объема и качества материалов предварительной проверки заявления или сообщения о преступлении, от времени, прошедшего с момента совершения преступления, периода времени, в течение которого лицо не исполняло либо ненадлежащим образом исполняло обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, формы проявления жестокого обращения с несовершеннолетним, особенностей места совершения преступления, от того, кем совершено преступление: родителем, усыновителем либо педагогом или иным работником образовательного, воспитательного, лечебного учреждения, каковы возможности подозреваемого повлиять на формирование показаний потерпевшего и свидетелей, а также от возраста и состояния здоровья несовершеннолетнего потерпевшего. Планирование расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 156 УК, осуществляется и с учетом требований уголовно-процессуального закона о сроках производства отдельных следственных и иных процессуальных действий. Одной из особенностей уголовных дел рассматриваемой категории является то, что такие дела возбуждаются, как правило, не по факту совершения преступления, а в отношении конкретного лица, которое в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК приобретает статус подозреваемого с момента возбуждения уголовного дела и наделяется правами подозреваемого, предусмотренными ч. 4 ст. 46 УПК, в том числе правом знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела; пользоваться помощью защитника с момента возбуждения в отношении его уголовного дела и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя. В случаях, когда лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, задержано в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК, то он согласно ч. 2 ст. 46 УПК должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. В случае, если уголовное дело о преступлении, предусмотренном ст. 156 УК, возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, то согласно ч. 1 ст. 223.1 УПК дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления, и в течение 72 часов с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения. В большинстве следственных ситуаций, возникающих на первоначальном этапе расследования преступлений рассматриваемой категории, наиболее эффективными средствами обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, являются, как показывает практика, следующие следственные действия, производимые в изложенной ниже последовательности: осмотр места происшествия, освидетельствование и допрос несовершеннолетнего потерпевшего (если допросу не препятствуют особенности восприятия и вербальные возможности ребенка, связанные с его малолетним возрастом, и (или) состояние его здоровья), допрос свидетелей из числа возможных очевидцев проявлений жестокого обращения с несовершеннолетним и отдельных проявлений неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Повышению эффективности расследования по делам рассматриваемой категории на всех его этапах способствует организация тесного взаимодействия органов предварительного расследования с подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, в том числе с инспекторами по делам несовершеннолетних, закрепленными за образовательными учреждениями. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и со ст. 13 Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД России от 26 мая 2000 г. N 569, ведут учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также собирают и обобщают информацию, необходимую для составления статистической отчетности. Кроме того, они изучают особенности обслуживаемой территории, собирают и обобщают информацию об образе жизни и связях несовершеннолетних правонарушителей, а также о родителях, отрицательно влияющих на детей, которой располагают сотрудники иных подразделений органов внутренних дел, граждане, заинтересованные государственные органы, организации, образовательные учреждения, общественные объединения и религиозные организации, а также содержащуюся в сообщениях средств массовой информации. Использование накопленной в указанных подразделениях информации при расследовании преступлений позволяет эффективно выдвигать и проверять версии об обстоятельствах, подлежащих установлению по уголовным делам рассматриваемой категории, выявлять источники фактических данных и эффективно производить отдельные следственные действия. ——————————— СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Должностным лицам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел следователем в порядке ст. 38 УПК может быть поручено производство отдельных следственных и иных процессуальных действий, оказание содействия в их производстве, в том числе приглашение для участия в следственных действиях с участием несовершеннолетнего необходимого педагога либо иного специалиста, в частности психологов, работающих в образовательных и воспитательных учреждениях. Необходимые для расследования анализируемых преступлений сведения могут быть получены от любых органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Каждый из них в пределах своей компетенции накапливает и обобщает определенного рода информацию о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении. Важным источником информации являются, в частности, учеты специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей), в которые согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние: проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившиеся или подкинутые; самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытог о типа; не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации. Основанием для приема является в том числе личное обращение несовершеннолетнего. ——————————— СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Важным источником информации являются также учеты других органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые ведутся ими в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , в том числе учеты: ——————————— СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

— комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав — о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; — органов опеки и попечительства — о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; — органов управления здравоохранением — о несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; — органов управления образованием — о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях, а также о несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях. Должностные лица указанных органов и учреждений могут предоставить необходимые справки, удостоверяющие обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, а также могут быть допрошены в качестве свидетелей как лица, обладающие информацией о фактах жестокого обращения с несовершеннолетним, послуживших причиной обращения последнего в специализированное учреждение для детей. Последующий этап расследования в значительной мере определяется результатами, достигнутыми на предшествующем этапе. Как показывает практика, на последующем этапе расследования проводятся следственные действия, направленные на уточнение фабулы обвинения, установление всех эпизодов преступной деятельности обвиняемого, всех соучастников преступления, проверку имеющихся и закрепление новых доказательств. На этом этапе формулируется и предъявляется обвинение, производится допрос обвиняемого, осуществляются процессуальные действия по обеспечению его прав, предусмотренных ст. 47 УПК. По уголовным делам рассматриваемой категории на последующем этапе расследования проводятся допросы обвиняемых, повторные либо дополнительные допросы потерпевшего и свидетелей, очные ставки, допрашиваются новые свидетели, располагающие информацией о преступлении, назначаются необходимые судебные экспертизы, собираются данные, характеризующие личность обвиняемого, принимаются меры попечения о детях, об иждивенцах обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества, а также меры по обеспечению гражданского иска, если он заявлен. Наиболее часто по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 156 УК, назначаются судебно-медицинская, наркологическая, судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертизы. Особенности организации и планирования расследования рассматриваемых преступлений в значительной мере определяются особенностями дознания как формы предварительного расследования, в частности ограниченными сроками его проведения. В соответствии с ч. 3 ст. 223 УПК дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. Согласно ч. 2 ст. 224 УПК если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. Планирование расследования по уголовным делам рассматриваемой категории связано также с необходимостью выполнения следователем, дознавателем требований ст. 160 УПК, согласно которым если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения. Соответствующее постановление следователя, дознавателя направляется в последнем случае в зависимости от возраста детей, оставшихся без попечения детей, в органы управления здравоохранением либо в органы управления социальной защитой населения, которые направляют несовершеннолетних в специализированные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, и принимают меры по дальнейшему их устройству. Следователь, дознаватель в соответствии со ст. 160 УПК принимает, кроме того, меры по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, и о принятых мерах уведомляет подозреваемого или обвиняемого. На последующем этапе расследования решаются также вопросы, связанные с обеспечением гражданского иска, если он предъявлен, и вопросы, связанные с возмещением вреда, причиненного преступлением.

3. Особенности тактики отдельных следственных действий

По уголовным делам о преступлениях рассматриваемой категории наиболее информативными и в то же время наиболее сложными в организационном и тактическом отношениях следственными действиями являются: осмотр места происшествия, допрос, освидетельствование, назначение и производство судебных экспертиз. Все указанные следственные действия должны осуществляться в строгом соответствии с процедурой, установленной уголовно-процессуальным законом, а также с соблюдением выработанных криминалистикой рекомендаций, относящихся к общим положениям их тактики. Наряду с этим, должны быть учтены и особенности тактики этих следственных действий по уголовным делам о преступлениях рассматриваемой категории. Эти особенности обусловлены спецификой обстановки (места и времени) и способов совершения данных преступлений, характером отношений несовершеннолетнего потерпевшего и лица, совершившего преступление, при котором несовершеннолетний находится в зависимом, а часто и в беспомощном положении и в то же время испытывает родственные чувства, чувство жалости к виновному, когда виновными являются родители, а также возрастной психологией потерпевшего и несовершеннолетних свидетелей. Местом происшествия при совершении рассматриваемой категории преступлений является, как правило, либо жилое помещение, занимаемое несовершеннолетним потерпевшим, его родителями (усыновителями) и другими членами его семьи, либо помещение образовательного, воспитательного, лечебного учреждения, предназначенное для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних. В соответствии со ст. 176 УПК осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Согласно ст. 177 УПК осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Родители, совершившие преступление, как правило, возражают против осмотра их жилища, поскольку осознают, что при этом могут быть выявлены следы преступления. В связи с этим на подготовительном этапе к такому виду осмотра следователю, дознавателю следует возбудить перед судом соответствующее ходатайство и получить судебное решение о разрешении его производства. В случаях, не терпящих отлагательства, когда промедление с осмотром может привести к уничтожению следов преступления, следует, поскольку это предусмотрено ст. 177 УПК, проводить осмотр жилища без судебного решения, уведомив об этом в течение 24 часов прокурора и судью. При осмотре жилого помещения, занимаемого несовершеннолетним и членами его семьи, следует исследовать и зафиксировать обстановку в жилище, включая состояние и расположение предметов мебели и иных предметов домашнего обихода, санитарное состояние жилища в целом и отдельных комнат, зафиксировать обстановку в ванной комнате, туалете, указать в протоколе наличие или отсутствие предметов личной гигиены, изучить и зафиксировать обстановку на кухне, включая состояние и место нахождения посуды, в том числе с едой, зафиксировать содержимое холодильника, осмотреть подсобные помещения, описать вид и состояние покрытия пола, зафиксировать наличие и вид замков и иных запирающих устройств на дверях комнат и подсобных помещений. Особое внимание следует обратить на состояние мест, отведенных для отдыха и занятий детей, на наличие либо отсутствие игрушек, письменных принадлежностей, учебников и тетрадей, на состояние постельных принадлежностей. В ходе осмотра обстановку в жилище следует зафиксировать не только в протоколе, но и с применением методов фотосъемки, позволяющих получать цветное фотоизображение объекта. Обнаруженные в ходе осмотра предметы, послужившие орудием преступления: палки, ремни, веревки, а также следы преступления, необходимо зафиксировать на месте их обнаружения и изъять. Аналогичным образом фиксируется при осмотре и обстановка в помещениях образовательных, воспитательных и лечебных учреждений по месту учебы, проживания либо лечения несовершеннолетнего. При этом следует иметь в виду, что осмотр помещения организации, согласно ст. 177 УПК, производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе. Наиболее распространенным следственным действием, производимым по делам рассматриваемой категории, является допрос. Допросу подвергаются несовершеннолетний потерпевший и свидетели, в том числе несовершеннолетние. Тактика допроса несовершеннолетнего потерпевшего обладает рядом особенностей, связанных с психофизиологическими особенностями лиц несовершеннолетнего возраста. В силу возрастных особенностей способности к восприятию, адекватным оценке и воспроизведению воспринятой информации у различных категорий несовершеннолетних различны, но в целом развиты не достаточно. Особенно слабо развиты умственные и психические способности несовершеннолетних младших возрастных групп. Кроме того, отсутствие у большинства несовершеннолетних необходимых знаний и жизненного опыта не позволяет им в полной мере осуществлять свои процессуальные права и исполнять свои обязанности. Тем не менее при совершении в отношении его преступления именно несовершеннолетний, а не его законный представитель должен быть признан потерпевшим, поскольку именно он подвергнут жестокому обращению и является тем лицом, которому непосредственно преступлением причинен физический и моральный вред. При совершении преступления одним из родителей в качестве законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, участие которого в уголовном деле в соответствии с ч. 2 ст. 45 УПК обязательно, может быть привлечен другой родитель, а при его отсутствии — иной представитель. При совершении преступления иным субъектом в качестве законного представителя привлекаются родители. Если преступление совершено работником воспитательного либо лечебного учреждения в отношении несовершеннолетнего грудного возраста, то потерпевшим от преступления может быть признан один из родителей как лицо, которому преступлением причинен моральный вред. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют: круглосуточный прием и содержание в лечебно-профилактических учреждениях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей; выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних. ——————————— СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

В связи с этим несовершеннолетние в возрасте до четырех лет по аналогии закона не могут быть признаны потерпевшими и допрошены в качестве потерпевшего либо свидетеля. Права несовершеннолетнего осуществляет в таких случаях один из его законных представителей, а при его отсутствии — представитель, который и признается потерпевшим. Наряду с законным представителем или представителем несовершеннолетнего к участию в уголовном деле следует привлечь и профессионального представителя — адвоката, поскольку законные представители и представители несовершеннолетнего не обладают необходимыми правовыми знаниями и не могут в этой связи осуществлять в полной мере защиту интересов несовершеннолетнего потерпевшего. При этом законный представитель или представитель должен быть привлечен к участию в уголовном деле одновременно с признанием несовершеннолетнего потерпевшим. Несовершеннолетний потерпевший в силу недостаточного физического, умственного и психического развития не всегда способен самостоятельно реализовать многие из предусмотренных законом (ст. 42 УПК) прав потерпевшего, в том числе такие, как право представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания, приносить жалобу на действия и решения следователя, дознавателя, знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела. В силу этих же причин несовершеннолетний, прежде всего не достигший возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не всегда способен самостоятельно выполнять свои процессуальные обязанности, в частности, такие, как: являться по вызовам следователя, дознавателя, давать правдивые показания, не разглашать данные предварительного расследования. В связи с этим перед началом допроса несовершеннолетнему и его законному представителю необходимо тщательно разъяснять их процессуальные права и обязанности. При допросе необходимо учесть, что несовершеннолетний потерпевший, как и любой иной потерпевший, согласно ч. 2 ст. 42 УПК вправе отказаться свидетельствовать против близких родственников. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний. При совершении преступления родителем в качестве свидетелей могут быть допрошены несовершеннолетние братья и сестры потерпевшего и, при наличии такового, другой родитель. Они могут сообщить сведения о фактах и конкретных проявлениях жестокого обращения с потерпевшим, о месте и времени совершения преступления, о сложившихся взаимоотношениях в семье и линии поведения виновного, а также сообщить сведения об иных источниках доказательств, в частности сведения об очевидцах преступления, имевшихся ранее случаях обращения в медицинские учреждения и в правоохранительные органы, что в дальнейшем облегчит процесс сбора доказательств. Однако и эти свидетели согласно ч. 4 ст. 56 УПК вправе отказаться свидетельствовать против близких родственников. При согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний. В качестве свидетеля по уголовным делам в отношении родителей несовершеннолетнего может быть допрошен участковый врач-педиатр, который, как правило, располагает сведениями об отношении родителей к здоровью ребенка, о бытовых условиях жизни детей в семьях, фиксирует следы побоев и причинения телесных повреждений. Очевидцами неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей, соединенных с жестоким обращением с ними, зачастую являются соседи, которых необходимо допросить в качестве свидетелей. Сведениями о фактах жестокого обращения с несовершеннолетним могут располагать классный руководитель, учителя и воспитатели несовершеннолетнего, которые в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях. Кроме того, они по собственной инициативе выясняют причины непосещаемости, фиксируют факты появления учеников в школу с побоями, интересуются их происхождением, дают несовершеннолетним советы и консультации, вызывают родителей в школу для профилактических бесед. ——————————— СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Подобными же сведениями в отношении несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившихся или подкинутых; самовольно оставивших семью, самовольно ушедших из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений; не имеющих места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации, как правило, располагают работники специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которые также могут быть допрошены в качестве свидетелей. В случае совершения преступления педагогом или иным работником образовательного, воспитательного, лечебного учреждения в качестве свидетелей могут быть допрошены одноклассники потерпевшего, воспитанники, пациенты, другие педагоги, воспитатели, врачи, родители несовершеннолетнего потерпевшего. Одним из эффективных следственных действий, направленных на выявление и фиксацию данных о жестоком обращении с несовершеннолетним, является освидетельствование несовершеннолетнего потерпевшего. Согласно ст. 179 УПК освидетельствование производится для обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы. О производстве освидетельствования следователь выносит постановление, которое является обязательным для освидетельствуемого лица. Освидетельствование производится следователем. При необходимости следователь привлекает к участию в производстве освидетельствования врача или другого специалиста. При освидетельствовании лица другого пола следователь не присутствует, если освидетельствование сопровождается обнажением данного лица. В этом случае освидетельствование производится врачом. Фотографирование, видеозапись и киносъемка в последнем случае проводятся с согласия освидетельствуемого лица. В целом фотосъемка, особенно произведенная в цветовой гамме, является эффективным средством фиксации результатов освидетельствования. Освидетельствование несовершеннолетнего потерпевшего по уголовным делам рассматриваемой категории производится, как правило, для обнаружения на теле потерпевшего телесных повреждений, которые представляют собой обнаруживаемые при визуальном осмотре изменения на теле человека, возникшие в результате внешнего воздействия и причинившие страдания либо в момент нанесения повреждения, либо после него. При освидетельствовании может быть обнаружено тождество между размерами телесного повреждения и размерами ударной части предмета, которым оно нанесено. Обнаруженные в ходе освидетельствования свойства и признаки необходимо отразить в описаниях, измерениях, зарисовках, фотографиях, если это возможно. О производстве освидетельствования составляется протокол. Все обнаруженные следы и особые приметы обозначаются на контурной схеме человека, фиксируются путем описания их конфигурации, а также фотографированием на цветную пленку. Освидетельствование заключается во внешнем осмотре тела человека, в его задачи не входит обнаружение скрытых повреждений тканей человека, не имеющих видимых признаков. Для обнаружения подобных повреждений может быть назначена судебно-медицинская экспертиза. Наряду с судебно-медицинской экспертизой по уголовным делам о преступлениях рассматриваемой категории, как правило, назначаются наркологическая и судебно-психиатрическая экспертизы. Тактика их назначения и производства не имеет существенных особенностей. Для определения психологического состояния несовершеннолетнего потерпевшего и возможной связи его состояния с физическим или психическим насилием в отношении его по уголовным делам рассматриваемой категории нередко назначается судебно-психологическая экспертиза. Основанием для назначения данной экспертизы являются полученные в ходе расследования сведения о наличии отклонений от типического в поведении несовершеннолетнего потерпевшего. По данным специалистов в области детской психологии, такие отклонения в зависимости от возраста находят выражение в следующих поведенческих реакциях детей: 1) в возрасте до 6 месяцев: малоподвижность; безразличие к окружающему миру; отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы; редкая улыбка в возрасте 3 — 6 месяцев; 2) в возрасте от 6 месяцев до полутора лет: боязнь родителей; боязнь физического контакта со взрослыми; постоянная беспричинная настороженность; плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль; испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки; 3) в возрасте от полутора до трех лет: боязнь взрослых; редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; крайности в поведении — от чрезмерной агрессивности до безучастности; 4) в возрасте от трех до 6 лет: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; пассивная реакция на боль; болезненное отношение к замечаниям, критике; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); негативизм, агрессивность; лживость, воровство; жестокость по отношению к животным; 5) в младшем школьном возрасте: стремление скрыть причину повреждений и травм; одиночество, отсутствие друзей; боязнь идти домой после школы; 6) в подростковом возрасте: побеги из дома; суицидальные попытки; правонарушающее поведение; употребление алкоголя, наркотиков. Психологические экспертизы несовершеннолетним потерпевшим назначаются, как правило, вне экспертного учреждения. Их производство поручается сведущим лицам в области детской и подростковой психологии. В ряде случаев эффективным является назначение в отношении несовершеннолетнего потерпевшего комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Прежде всего, это относится к случаям совершения преступления в отношении несовершеннолетних, помещенных в образовательные учреждения, оказывающие педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

Еще по теме:

  • Процент за пользование чужими денежными средствами проводки Учёт выплат контрагенту процентов за пользование чужими средствами по решению суда Как отразить в учете организации выплату контрагенту процентов за пользование чужими денежными средствами […]
  • Смена водительских прав госпошлина Какова госпошлина за замену водительского удостоверения? Водительское удостоверение подлежит обязательной замене в случае его потери, изменении фамилии владельца транспортного средства, […]
  • Административное ответственность за земельные правонарушения Административное ответственность за земельные правонарушения 41. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением […]
  • Трудовой кодекс матери с двумя детьми Права матери с детьми до 3-х лет Перед работающими матерьми с детьми часто встают вопросы, на которые они не могут ответить самостоятельно без помощи юриста. Мы составили небольшую […]
  • Тк рф статья 81 ч1 п2 Незаконное увольнение в связи с сокращением штата работников организации При проведении процедуры сокращения численности или штата работников организации (основание, предусмотренное п. 2 […]