В порядке надзора проверяется

Рубрики Новости

1. Сущность и значение пересмотра судебных решений в порядке надзора

Основания к опротестованию и пересмотру

Предметом проверки в порядке надзора являются судебные решения,

вступившие в законную силу, опротестованные управомоченными на то законом

должностными лицами: соответствующим прокурором, председателем суда или их

Надзорное производство — это регламентированная законом деятельность,

состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и

обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесении

протеста в порядке надзора (или отказе в принесении протеста), проверка

судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения,

постановления и вынесения решения по делу.

Протест, вносимый на вступившее в законную силу судебное решение,

именуется протестом в порядке надзора: рассмотрение дела по протесту в

соответствующей надзорной инстанции называется рассмотрением дела в порядке

надзора. Надзорная инстанция — это суд, рассматривающий в порядке надзора

дело по протестам на приговоры, определения и постановления, вступившие в

законную силу (ст. 34 УПК).

Надзорное производство является одной из важных гарантий осуществления

задач правосудия, охраны прав и интересов граждан.

Вышестоящие суды, рассматривающие дела в порядке надзора, своими

решениями направляют деятельность судов в сторону правильного и

единообразного применения законов при осуществлении правосудия: способствуют

улучшению качества рассмотрения уголовных дел, обеспечивают права участников

процесса по всех стадиях судопроизводства.

Осуществление правосудия при рассмотрении дел в порядке надзора

является одним из путей реализации Верховным судом РФ судебного надзора за

деятельностью суда (ст. 126 Конституции).

Надзорное производство входит в систему уголовного судопроизводства как

одна из его стадий, основываясь на принципах, свойственных всему уголовному

Кассационное и надзорное производство сходно в задачах, целях,

основаниях для отмены или изменения приговора, в ряде общих правил для этих

форм проверки законности и обоснованности приговоров (ревизионное начало,

запрет «поворота к худшему» и др.). Пересмотр в порядке надзора вступивших в

законную силу приговоров и постановлений суда присяжных возможно лишь по

основаниям, предусмотренным ст., 465 УПК. Существенные особенности

надзорного производства состоят в следующем: 1. Судами надзорной инстанции

проверяются приговоры, определения, постановления, вступившие в законную

силу. Порядок вступления судебных решений в законную силу определен в ст.

356 УПК. Предметом проверки может быть как приговор, не обжалованный и не

опротестованный в кассационном порядке, так и приговор, проверенный по

жалобе (протесту) и оставленный без изменения кассационной инстанцией.

2. Пересмотр в порядке надзора судебных решений допускается лишь по

протесту того прокурора, председателя суда и их заместителей, которым это

право предоставлено законом.

3. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных решений,

чем в кассационном порядке. Предметом пересмотра в порядке надзора может

быть постановление судьи, определение распорядительного заседания суда,

приговор, определение кассационной инстанции, определения и постановления,

внесенные в порядке надзора нижестоящей надзорной инстанции, определения

судов об условно-досрочном освобождении осужденных от наказания и по другим

вопросам, решаемым судом в стадии исполнения приговора.

Исключительность надзорного производства определяется именно этим, а не

наличием каких-то особых оснований для принесения протеста и отмены или

изменения судебного решения после вступления его в законную силу.

4. Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда

по мотивам необоснованного осуждения лица или смягчения наказания сроком не

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и

постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком

преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим

ухудшение положения осужденного, а также оправдательного, приговора либо

определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в

течение года по вступлении их в законную силу.

Статья 412.1. Пересмотр судебных решений в порядке надзора

Статья 412.1 . Пересмотр судебных решений в порядке надзора

См. комментарии к статье 412.1 УПК РФ

1. Вступившие в законную силу судебные решения, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам и представлениям лиц, указанных в частях первой и второй статьи 401.2 настоящего Кодекса.

2. Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда.

3. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются вступившие в законную силу:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 октября 2018 г. N 361-ФЗ пункт 1 признан утратившим силу

Изменения вступают в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции. Положения, касающиеся полномочий апелляционного военного суда и кассационного военного суда по рассмотрению уголовных дел, вступают в силу со дня вступления в силу соответствующих законодательных актов о внесении изменений в законодательство о военных судах

1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 октября 2018 г. N 361-ФЗ пункт 2 признан утратившим силу

Изменения вступают в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции. Положения, касающиеся полномочий апелляционного военного суда и кассационного военного суда по рассмотрению уголовных дел, вступают в силу со дня вступления в силу соответствующих законодательных актов о внесении изменений в законодательство о военных судах

2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен. — Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции. Положения, касающиеся полномочий апелляционного военного суда и кассационного военного суда по рассмотрению уголовных дел, вступают в силу со дня вступления в силу соответствующих законодательных актов о внесении изменений в законодательство о военных судах

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ пункт 3 части 3 статьи 412.1 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

3) судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ пункт 4 части 3 статьи 412.1 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

4) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке;

5) постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Деятельность надзорной инстанции

2. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных решений, чем в кассационной инстанции. Так, в кассационном порядке могут быть пересмотрены приговоры или иные решения суда первой инстанции, а также суда апелляционной инстанции (ч.

3. Различны и судебные органы, пересматривающие эти решения. Судами кассационной инстанции являются те, которые указаны в ч. 3 ст. 355 УПК. А в порядке надзора судебные решения пересматривают суды, названные в ст. 403 УПК;

4. Различны и субъекты, наделенные правом кассационного обжалования, с одной стороны, и заявления ходатайства о пересмотре судебных решений в порядке надзора – с другой. В первом случае, это осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, государственный обвинитель, потерпевший и его представитель, а также гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, которые вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска (ч. 4 и 5 ст. 354 УПК), а во втором – осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор (ч. 1 ст. 402 УПК);

5. Лицо, подавшее кассационную жалобу или представление, может быть уверено в том, что суд обязательно их рассмотрит. Рассмотрение же надзорных жалоб и представлений зависит от решения судьи, их проверявшего (ст. 406 УПК);

6. В соответствии с ч. 2 ст. 360 УПК суд, рассматривающий уголовное дело в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, которых касаются жалоба или представление. А суд надзорной инстанции действует в ревизионном порядке: он не связан доводами надзорных жалоб или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых их них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных (ч. 1 и 2 ст. 410 УПК);

7. Возможность принесения кассационной жалобы или представления ограничена определенными сроками (ст. 356 УПК). А принесение протеста в порядке надзора никакими сроками не ограничено.

Таким образом, надзорное производство является одной из гарантий защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Суды надзорной инстанции всей своей деятельностью способствуют укреплению законности, предупреждению преступности, воспитанию граждан в духе неуклонного исполнения законов.

Задачи и значение производства в надзорной инстанции во многом совпадают с задачами и значением кассационного (и апелляционного) производств.

Наличие в уголовном процессе рассматриваемой стадии процесса позволяет обеспечить осуществление судебного надзора за правосудностью также тех судебных решений, которые (по тем или иным причинам) не рассматривались в кассационном (или апелляционном) порядке, а равно обеспечить названный надзор за кассационными определениями и решениями, принятыми в порядке надзора. Таким образом, в порядке надзора может проверяться правосудность значительно большего круга судебных решений, чем в кассационном порядке.

Виды правовых норм
Право представляет собой сложную и многообразную систему (упорядоченную совокупность) норм права. Право, прежде всего, состоит из норм права — общих юридических правил поведения, распростран .

Пенсионное обеспечение работающих по трудовому договору и военнослужащих
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях рыночной экономики проблемы в области социально-экономического развития государства становятся все более актуальны .

Действие норм права
Всякое понимание права основывается на том, что признается способность права быть регулятором общественных отношений. Исходное ценностное начало права — способность оказывать воздействие на .

Статья 390. Полномочия суда надзорной инстанции

1. Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.

1.1. При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления прокурора. При этом суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

2. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Вопрос 78. Пересмотр в порядке надзора — исключительный способ проверки законности судебных актов

В порядке надзора проверяется правильность актов правосудия, вступивших в законную силу.

Предметом надзорного производства может быть любое судебное постановление не только суда первой, кассационной, апелляционной, но и самой надзорной инстанции, т.

Процессуальная деятельность судов надзорной инстанции значительно отличается от деятельности иных судов. Так, увеличение числа судей в составе судебно-надзорных органов вынудило вводить понятие кворума, т. с. необходимого количества членов, при наличии которых деятельность надзорного органа правомерна. В иных судебных инстанциях количество судей в коллегиальных судах всегда неизменно — три. Заседание президиумов и судебных коллегий судов надзорной инстанции законно при наличии большинства членов. Но во всех случаях судей должно быть не менее трех. В работе судебно-надзорного органа не вправе участвовать член суда, если он ранее рассматривал дело по первой или кассационной инстанции. В заседаниях президиумов судов надзорной инстанции обязательно участвуют соответствующие прокуроры: субъектов Федерации — в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суде автономной области, суде автономного округа; либо Генеральный прокурор России — в Верховном Суде РФ.

Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции установлен ст. 386 ГПК РФ.

Руководит работой президиума суда надзорной инстанции председатель соответствующего суда. Он же председательствует в судебном заседании независимо от того, кто принес представление на вступившее в законную силу решение, определение или постановление. Председатель вправе докладывать рассматриваемое дело; он может поручить доклад любому члену президиума либо даже членам суда, не входящим в состав президиума. Ему могут быть заданы вопросы, связанные с материалами рассматриваемого дела.

В судебной коллегии по гражданским делам, а также в Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии.

В заседании надзорного судебного органа с докладом выступают судья, изучивший материалы пересматриваемого дела, затем участвующие в деле лица и их представители, если они были извещены о времени и месте рассмотрения дела и явились в судебное заседание. Обязательно выступает прокурор, который поддерживает представление либо дает заключение по делу.

Главное в ходе рассмотрения дела судебно-надзорным органом — анализ материалов дела для выявления правовых ошибок. С этой целью проверяются:

юридическая квалификация обстоятельств дела;

правильность применения норм материального и процессуального права;

правильность толкования примененных юридических норм.

Дело, как правило, проверяется в пределах доводов надзорной жалобы,

представления, и лишь в отдельных случаях президиум может выйти за пределы жалобы, представления.

При пересмотре дела в надзорном порядке, согласно ст. 387 ГПК, основаниями к отмене актов правосудия признаются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

К таким нарушениям следует отнести:

неправильное применение или толкование материально-правовых норм;

существенные нарушения гражданских процессуальных норм, повлекшие вынесение незаконного решения, определения или судебного постановления;

безусловными основаниями к отмене судебных актов могут также являться нарушения принципов процессуального права: незаконный состав суда, нарушение принципа равенства участников процесса перед судом, нарушение правил о языке судопроизводства, нарушение принципа беспристрастности суда, связанного с определенным интересом, и др.

Вместе с тем не весь перечень безусловных оснований к отмене в кассационном порядке действует в судопроизводстве президиума суда в случае проверки законности постановления судебно-надзорного органа. В президиуме не ведется протокол судебного заседания, не действуют правила о тайне совещания судей.

Все вопросы в президиуме решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных «за» и «против» удовлетворения жалобы (представления), последний поданный голос считается отклоненным.

Гражданское процессуальное законодательство в ст. 390 ГПК устанавливает широкий крут полномочий надзорной судебной инстанции по устранению судебных ошибок.

Результаты пересмотра судебных постановлений оформляются определением судебно-надзорного органа, содержание которого сходно с содержанием кассационных определений и закреплено в ст. 388 ГПК РФ. Подписывает определение один судья, председательствующий в заседании.

При отмене пересматриваемого судебного постановления и направлении дела на новое рассмотрение суд надзорной инстанции вправе дать обязательные указания, направленные на законное разбирательство заявленных требований:

по выяснению определенных обстоятельств дела;

по привлечению в судопроизводство новых участников;

по производству экспертизы, осмотру па месте вещественных или пись-менных доказательств;

по совершению каких-либо процессуальных действий (привлечению соучастников, разделению или объединению исковых требований, их обеспечению и т. д.).

Вместе с тем судебно-надзорные органы не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности конкретных доказательств, о преимуществе одних доказательств перед другими, а также о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении. Равным образом судебно-надзорный орган не должен предрешать выводы кассационной инстанции при вторичном рассмотрении дела.

Еще по теме:

  • Коап украины ст126 Кодекс Украины об административных нарушениях Статья 126. Управление транспортным средством лицом, не имеющим соответствующих документов на право управления таким транспортным средством […]
  • Судебное усыновление удочерение ребенка § 11. Судебное усыновление (удочерение) детей Судопроизводство по делам об установлении усыновления (удочерения) регулируется гл. 29' ГПК. Усыновление (удочерение) производится судом в […]
  • Компенсация дополнительного отпуска при увольнении в 2018 году Компенсация за неиспользованный отпуск без увольнения Компенсация за неиспользованный отпуск без увольнения - 2018 — вопрос, который волнует бухгалтеров любой крупной и средней компании, […]
  • Конфискация имущества в уголовном кодексе Статья 104.1 УК РФ. Конфискация имущества Новая редакция Ст. 104.1 УК РФ 1. Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на […]
  • Мировой суд 4 октябрьского мурманск Мировой суд 4 октябрьского мурманск Cудебный участок № 4 Октябрьского судебного района г. Мурманска Аппарат мирового судьи Мировой судья Коноплева Елена Сергеевна Помощник судьи Коробова […]