Внесение изменений в закон об отходах

Рубрики Публикации

Внесение изменений в закон об отходах

Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Дата опубликования: 31.12.2017 —
Номер опубликования: 0001201712310021

В приложенном файле обзор в формате было-стало, а ниже кратко.

-. Упрощены понятия сбор и накопление для расширения возможности приема отходов от физ лиц.
— убрано излишнее требование о утвреждении перечня организаций, являющихся поставщиками работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации
— утверждены правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
— добавлен вид деятельности раздельное накопление
— новый порядок утвреждения тер схем, в том числе общественные слушания
— изменение правил обеспечения утилизации отходов от использования товаров
— Изменения в порядке рег. оператовов (из может быть несколько, срок не более 10 лет)
— в лицензии могут включаться группы и подгруппы
— Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается..

Вступление в силу. Основная масса положений с момента принятия.
Исключения:
— Требования к органам местного самоуправления в части обращения с отходами — с 01.01.2019
— Требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами применяются при первой корректировке территориальных схем обращения с отходами после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 1 января 2020 года.
— Положения пункта 10 статьи 24-6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применяются со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами
-Положения пункта 10 статьи 24-6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части соглашения между субъектом Российской Федерации — городом федерального значения и другими субъектами Российской Федерации применяются с даты вступления в силу такого соглашения, но не позднее 1 января 2021 года. В случае отсутствия 1 июля 2020 года соглашения, указанного в настоящей части, неурегулированные разногласия по условиям соглашения рассматриваются Правительством Российской Федерации.

О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами

Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №26, ст. 3009; 2001, № 1, ст. 21; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 46, ст. 5554; 2009, № 1, ст. 17) следующие изменения:

1) статью 5 дополнить абзацами следующего содержания:

«установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю;

а) абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:

«принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам обращения, возврата и оплаты залоговой цены тары, представленной стеклянными, полиэтиленовыми бутылками и банками и пригодной для многоразового использования, контроль за их исполнением;»;

б) дополнить абзацами следующего содержания:

«установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы, на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

прием отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, в результате которой образуются отходы, на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

определение в программах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых бытовых отходов, направляемых на захоронение, представленных остатками материалов, изделий или продуктов и их упаковки, которые образовались в результате потребления продукция (товаров) физическими лицами, а также готовой продукцией, использованной населением для удовлетворения личных потребностей и утратившей свои потребительские свойства;

включение в региональные программы в области обращения с отходами, и периодическое обновление (не реже одного раза в 5 лет) баланса количественных характеристик образования, использования,

обезвреживания и размещения отходов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

3) дополнить абзац третий статьи 11 после слов «их образования» словами «, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;»;

4) в пункте втором статьи 18 слова «лимиты на размещение отходов» заменить словами «нормативы образования отходов и лимиты на их размещение»;

5) дополнить пункт 2 статьи 19 абзацами следующего содержания:

«Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов обязаны ежегодно предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета сведения об объемах образования и использования лома и отходов цветных и черных металлов по форме, утверждаемой указанным федеральным органом исполнительной власти, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов.

В состав получателей данных статистического учета, в области обращения с отходами, систематизированных на уровне субъекта Российской Федерации, включаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.»;

6) статью 23 изложить в следующей редакции:

«Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов

1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. При размещении отходов в объектах размещения отходов, обеспечивающих исключение негативного воздействия на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами проведения контрольных мероприятий и

мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.»;

7) в абзаце втором пункта 1 статьи 24 слова «платы за размещение отходов» заменить словами «платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов»;

8) дополнить статьей 24 следующего содержания:

«Статья 24. Государственное регулирование использования, обезвреживания, захоронения готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства

1. Производители (импортеры) готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства, обязаны обеспечивать их использование, обезвреживание и (или) захоронение в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Порядок использования, обезвреживания, захоронения готовой продукции и товаров (упаковки), утративших свои потребительские свойства, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели -производители и продавцы тары, пригодной для многоразового использования (продукции в таре, представленной стеклянными, полиэтиленовыми бутылками и банками и пригодной для многоразового

использования), обязаны обеспечивать на территории субъекта Российской Федерации, на которой они осуществляют свою хозяйственную деятельность, прием тары, возвращаемой для многоразового использования, и оплату ее залоговой цены в порядке, установленном органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.».

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2011, №13, ст. 1688) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 14 дополнить подпунктом 2 1 следующего содержания:

«2 1 ) использование (утилизация), обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов;»;

2) в подпункте «е» пункта 1) части 3 статьи 19 слово «бытовых» заменить словами «твердых бытовых»;

3) в подпункте «в» пункта 1) части 5 статьи 23 слово «бытовых» заменить словами «твердых бытовых».

В части первой статьи 7 Федерального слово закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ »Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №2, ст. 133; 2004, 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; №52, ст. 5498; 2011, №1, ст. 54) слово «бытовых» заменить словами «твердых бытовых».

В Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822; 2004, №25, ст. 2484; 2006, №31, ст. 3427; 2007, №10, ст. 1151; № 43, ст. 5084; 2009, № 19, ст. 2280; № 52, ст. 6441; 2010, № 49, ст. 6411; 2011, № 19, ст. 2705) внести следующие изменения:

1) в пункте 18) части 1 статьи 14 слово «бытовых» заменить словами «твердых бытовых»;

2) в пункте 14 части 1 статьи 15 слово «бытовых» заменить словами «твердых бытовых»;

3) в пункте 24) части 1 статьи 16 слово «бытовых» заменить словами «твердых бытовых»;

а) в пункте 12) части 2 слово «бытовых» заменить словами «твердых бытовых»;

б) в пункте 9) части 3 слово «бытовых» заменить словами «твердых бытовых».

В части 1 статьи 26 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №16, ст. 1801; 2000, №48, ст. 4632; 2002, № 12, ст. 1093; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2006, № 27, ст. 2881;(2007, № 48, ст. 5812; 2008, № 20, ст. 2251; 2009, № 1, ст. 17) слово «бытовыми» заменить словами «твердыми бытовыми».

В пункте 11) части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-Ф3 »О концессионных соглашениях» (Собрание

законодательства Российской Федерации, 2005, №30, ст. 3126; 2007, № 46. ст. 5557; № 50, ст. 6245; 2008, № 27, ст. 3126; 2009, № 29, ст. 3582; 2010, № 27, ст. 3436) слово «бытовых» заменить словами «твердых бытовых».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части нормативно-правового регулирования вторичных ресурсов)»

В связи с увеличением численности населения и ростом благосостояния необходимо принимать меры по увеличению продолжительности жизненного цикла материальных и иных ресурсов. Достигается это с помощью внедрения технологий, позволяющих в максимальной степени использовать потенциал ресурсов путем их многократного повторного использования (утилизации отходов), осуществляя ресурсосбережение и формируя порядок организации рынка, когда продукт на последнем этапе жизненного цикла его использования рассматривается не как отход, а как сырье или топливо (энергия).

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) устанавливает основные принципы и приоритеты регулирования обращения с отходами, в том числе, и сферы вторичных ресурсов:

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды;

использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;

комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

приоритет утилизации отходов перед их захоронением.

В Российской Федерации уже сложилась практика повторного использования наиболее ценных в сырьевом отношении отходов. Они давно используются в промышленных масштабах как вторичные ресурсы в черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности, в производстве изделий из термопластов. Это дает основания говорить о наличии в Российской Федерации ряда отраслевых сегментов промышленности по сбору и использованию вторичных ресурсов взамен традиционных видов сырья и материалов, а также топливно-энергетических ресурсов.

Высоким уровнем спроса в качестве вторичных ресурсов пользуются такие полезные фракции как лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные отходы, стеклобой, часть минеральных отходов электроэнергетики, металлургии, химии и промышленности строительных материалов.

Другие фракции, извлеченные из отходов, используются в хозяйственных целях в значительно меньших масштабах или совсем не используются.

По данным Минприроды России ежегодно образуется порядка 5,4 млрд. тонн всех видов отходов. Однако фактически только порядка 375 млн. тонн требуют особых условий промышленной переработки. При этом на долю твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) из них приходится около 1,5 % или 50-60 млн. тонн в год. На сортировку отправляется не более 10 % от всей массы образования ТКО. Из них извлекается порядка 15-25 % вторичных ресурсов, что дает 1,5-2% от массы образования. Еще 1-3% дает извлечение из придомового контейнера до транспортировки ТКО металла, качественной бумаги, пластика. В промышленный оборот возвращается не более 3-5% от массы образования ТКО.

Для промышленных отходов возврат во вторичный оборот составляет 50 %, остальные 50 % фактически отправляются на захоронение.

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» введена ответственность производителей и импортеров за утилизацию товаров после утраты ими потребительских свойств и запрет на захоронение отходов, которые могут быть переработаны.

Вместе с тем для реализации этой задачи недостаточно развита отрасль по переработке отходов и рынок вторичных материалов, использование которых ограничено отсутствием экономической заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности и граждан. Особое значение для развития данной отрасли имеет стимулирование использования вторичного сырья в производстве товаров (продукции), что позволит не только снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду за счет увеличения переработки отходов, но и добиться экономии материальных и финансовых ресурсов, создать новые рабочие места на перерабатывающих производствах.

Для того, чтобы предоставлять преимущества организациям, использующим вторичное сырье для производства товаров (продукции), в первую очередь, необходимо определение понятия «вторичные ресурсы», установление перечня вторичных ресурсов и критериев отнесения отходов ко вторичным ресурсам, определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с вторичными ресурсами, установление требований при обращении с вторичными ресурсами.

В настоящее время законодательно не урегулировано, кому изначально принадлежит право собственности на отходы до момента применения к ним норм гражданского законодательства в части перехода этого права к другим лицам.

Также не урегулировано право собственности на отходы в контейнерах в местах накопления ТКО: с момента, как отходы попали в мусорный контейнер, они не имеют собственника. Для исключения неоднозначных толкований предлагается внести изменения в статью 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в части закрепления права собственности на ТКО за региональным оператором по обращению с отходами с момента поступления отходов в места их накопления.

В действующей редакции Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе, данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам), при этом целевой показатель по обработке отсутствует.

Вместе с тем, для ТКО показатель по доле обработанных отходов является ключевым, так как в конечном итоге все ТКО должны проходить предварительную обработку с целью извлечения полезных фракций, поскольку не прошедшие обработку ТКО не пригодны к утилизации.

Показатели только обезвреживания и утилизации не отображают реальную ситуацию обращения с ТКО.

В целях создания условий для вовлечения в оборот пищевых отходов (отходов продовольственных товаров, образующихся в процессе осуществления торговой деятельности и общественного питания, включая товары, которые утратили качество и (или) приобрели свойства, не позволяющие использовать их по назначению (для употребления человеком в пищу)) для производства вторичных ресурсов (кормов для животных, удобрений, др.), а также повышения заинтересованности собственников таких отходов в использовании их для получения вторичных ресурсов или передачи их организациям, осуществляющим подготовку отходов и переработку их во вторичные ресурсы, в том числе, путем снижения издержек по принятию решения об использовании пищевых отходов для производства вторичных ресурсов предлагается внесение изменений в регулирующие соответствующие правоотношения Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Изменения, вносимые в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» направлены на распространение норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на отдельные виды образующихся в торговле пищевых отходов, классифицируемых как биологические.

Изменения, вносимые в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», направлены на либерализацию действующих правил обращения с пищевыми отходами для получения вторичных ресурсов, основанных на самостоятельном и оперативном принятии собственником отходов решения об использовании отходов для получения вторичных ресурсов, в особенности для отраслей сельского хозяйства, производства отдельных видов товаров (продукции). Одновременно положения Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» приводятся в соответствие Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 (в части уточнения определения понятия «утилизация», условий и порядка организации утилизации пищевых продуктов, материалов и изделий, др.).

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Внести в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009; 2001, №1, ст. 21; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; № 52, ст. 5488; 2007, № 46, ст. 5554; 2008, № 30, ст.3616; № 45, ст. 5142; 2009, № 1, ст. 17; 2011, № 30, ст. 4590, 4596; № 48, ст. 6732; 2012, № 26, ст. 3446; 2014, № 30, ст. 4262; 2015, № 1, ст. 11; № 27, ст. 3994; № 29, ст. 4350; 2016, № 1, ст. 24; № 15, ст. 2066; 2017, № 1, ст. 27) следующие изменения:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

«отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества, материалы или изделия, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, а также товары и упаковка, утратившие потребительские свойства, в том числе в результате потребления, которые подлежат обработке, утилизации, обезвреживанию или размещению в соответствии с настоящим Федеральным законом;»;

б) абзац четвертый после слова «накоплению,» дополнить словами «раздельному накоплению,»;

в) абзац двадцатый изложить в следующей редакции: «обработка отходов – разделение отходов по видам и (или) уменьшение объема отходов в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания и захоронения, осуществляемое на специализированных объектах;»;

г) абзац двадцать седьмой изложить в следующей редакции:

«региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — юридическое лицо, обязанное обеспечить сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее также — обращение с твердыми коммунальными отходами) и заключить договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с лицами, образующими твердые коммунальные отходы, места накопления которых находятся в зоне его деятельности;»;

д) абзац тридцатый изложить в следующей редакции:

«отходы от использования товаров — товары и упаковка, представленные изделиями и (или) твердыми материалами, утратившими потребительские свойства, предназначенные для их последующей обработки, обезвреживания, утилизации в соответствии с настоящим Федеральным законом;»

е) абзац тридцать первый изложить в следующей редакции:

«норматив утилизации отходов от использования товаров (далее также – норматив утилизации) — доля товаров определенного вида, а также доля упаковки определенного вида, отходы от использования которых должны
быть утилизированы, к общему количеству товаров определенного вида и упаковки определенного вида, реализованных на территории Российской Федерации производителями, импортерами товаров, товаров в упаковке;»

ж) дополнить абзацами следующего содержания:

«объект обработки отходов — объект капитального строительства, который обустроен в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначен для обработки отходов;

раздельное накопление отходов — отдельное складирование отходов образовавшими их физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшей утилизации;

контейнерная площадка — место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

возврат отходов от использования товаров – передача гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на возмездной или безвозмездной основе отходов от использования товаров лицам, обязанным обеспечить утилизацию отходов от использования товаров.»;

а) абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:

«установление перечня товаров и упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации;»;

б) абзац двадцать второй изложить в следующей редакции:

«установление порядка декларирования производителями, импортерами товаров, товаров в упаковке количества реализованных на территории Российской Федерации товаров и товаров в упаковке;»;

в) абзацы двадцать третий изложить в следующей редакции:

«установление ставок сбора по каждой группе товаров и упаковки, отходы
от использования которых, подлежат утилизации, уплачиваемого производителями, импортерами товаров и товаров в упаковке, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров
(далее – экологический сбор);»;

а) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции;

«утверждение инвестиционных программ по обращению с твердыми коммунальными отходами;»;

б) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:

«организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;»;

в) абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:

«утверждение порядка накопления (в том числе раздельного накопления) и сбора твердых коммунальных отходов;»;

4) статью 8 изложить в следующей редакции:

«Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами

1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений
в области обращения с отходами относятся:

определение схемы размещения контейнерных площадок;

создание и организация содержания контейнерных площадок в соответствии с правилами благоустройства, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, когда такие обязанности лежат на других лицах.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относятся:

определение схемы размещения контейнерных площадок;

создание и организация содержания контейнерных площадок в соответствии с правилами благоустройства, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, когда такие обязанности лежат на других лицах;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

3. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктами 1 и 5 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

4. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относятся:

определение схемы размещения контейнерных площадок;

создание и организация содержания контейнерных площадок в соответствии с правилами благоустройства, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, когда такие обязанности лежат на других лицах;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

5. Органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городских округов предоставляют производителям, импортерам товаров, товаров в упаковке или ассоциированным с ними лицам земельные участки для организации мест сбора отходов от использования товаров в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

6. В случае введения раздельного накопления твердых коммунальных отходов органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городских округов организуют места сбора твердых коммунальных отходов в местах общественного пользования»;

5) статью 9 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обработке и утилизации отходов, образующихся в результате осуществления
ими хозяйственной и иной деятельности, лицензированию не подлежит.»;

6) в пункте 2 статьи 10 слово «сбора» заменить на «накопления»;

7) пункт 8 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, содержащих полезные компоненты, подлежащие утилизации, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации».»;

8) статью 13 признать утратившей силу;

9) пункт 4 статьи 13.2 изложить в следующей редакции:

«4. Региональные программы в области обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по обращению с отходами.

В состав межведомственной комиссии по обращению с отходами входят представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного комплексов, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Порядок создания и деятельности межведомственной комиссии по обращению с отходами, а также порядок согласования межведомственной комиссией
по обращению с отходами региональных программ в области обращения
с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

10) в статье 13.3:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«В целях организации и осуществления деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с отходами от использования товаров, твердыми коммунальными отходами (далее территориальная схема обращения с отходами) на срок не менее 10 лет.»;

б) пункт 2 дополнить словами «субъектов Российской Федерации»;

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с межведомственной комиссией по обращению с отходами.

Порядок создания и деятельности межведомственной комиссии по обращению с отходами устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

г) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Сведения территориальной схемы обращения с отходами, указанные в пункте 3 настоящей статьи, отражаются в региональной информационной системе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок формирования и ведения региональных информационных систем (в том числе перечень органов и организаций, являющихся операторами указанных информационных систем, перечень сведений, содержащихся в указанных информационных системах, перечень органов и организаций, уполномоченных вносить эти сведения в указанные информационные системы, порядок обработки этих сведений в указанных информационных системах, порядок обеспечения безопасности этих сведений при обработке в указанных информационных системах, срок хранения этих сведений, порядок обеспечения взаимодействия указанных информационных систем) устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

11) в статье 24.2:

а) пункт 1 дополнить предложением следующего содержания: «Под импортерами товаров для целей настоящего Федерального закона также понимаются первые покупатели (получатели) товаров, упаковки, ввозимых
в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Евразийского экономического союза и включенных в перечень товаров и упаковки, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.»;

слова «готовых товаров, включая упаковку» заменить словами «товаров
и упаковки»;

дополнить предложениями следующего содержания: «Производители, импортеры товаров и товаров в упаковке, реализуемых для производства других товаров, обеспечивают нормативы утилизации только в отношении
упаковки товаров. Обязанность обеспечения утилизации товаров и упаковки не распространяется на товары и упаковку, которые вывозятся из Российской Федерации.»;

в) в пункте 3 слово «этих» исключить;

г) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров и товаров
в упаковке путем организации собственных объектов инфраструктуры по раздельному накоплению, сбору, обработке, утилизации отходов от использования товаров и упаковки или путем заключения договоров с оператором
по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором,
с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность сбору, обработке, утилизации отходов от использования товаров. Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров и товаров в упаковке (далее — ассоциация).

д) пункт 4.1 после слов «групп товаров» дополнить словами «, групп упаковки», после слов «таких товаров» дополнить словами «, такой упаковки»;

е) дополнить пунктом 4.2 следующего содержания:

«4.2. Обеспечение выполнения нормативов утилизации отходов
от использования товаров, производителем, импортером товаров может осуществляться путем организации раздельного накопления отходов от использования товаров в зданиях, сооружениях и иных объектах, в которых осуществляется деятельность, сопровождающаяся образованием данных отходов,
с последующей их передачей на основании соответствующего договора индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим
их обработку, утилизацию с соблюдением требований законодательства в области обращения с отходами и охраны окружающей среды.»;

слова «(за исключением твердых коммунальных отходов)» исключить;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Производитель, импортер товаров и товаров в упаковке имеет право поручить лицам, ассоциированным с производителем, импортером товаров и товаров в упаковке, представлять от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.»;

з) дополнить пунктами 5.1 и 5.2 следующего содержания:

«5.1. Производитель, импортер товаров, товаров в упаковке имеет право при заключении договоров с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими деятельность по сбору, обработке, утилизации отходов от использования товаров на основании соответствующего договора поручить этим лицам обеспечивать выполнение нормативов утилизации, при условии представления ими отчетности о выполнении нормативов утилизации.

5.2. При заключения договоров производителем, импортером товаров
и товаров в упаковке с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими раздельное накопление, сбор, обработку, утилизацию отходов от использования товаров на утилизацию отходов
от использования товаров выполнение нормативов утилизации отходов подтверждается при соответствии информации об отчетности о выполнении нормативов утилизации, представленной производителями, импортерами товаров и товаров в упаковке, и отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми заключены соответствующие договоры на утилизацию соответствующих отходов от использования товаров.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие утилизацию отходов от использования товаров несут ответственность за предоставление отчетности об утилизации с момента заключения договора с производителем, импортером товаров и товаров в упаковке.»;

и) пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае неисполнения или частичного исполнения ассоциированным лицом обязательств по выполнению им нормативов утилизации, которые переданы ему производителем, импортером товаров и товаров в упаковке в соответствии
с заключенным договором, обязательства производителя, импортера товаров признаются не переданными в объеме не исполненных ассоциированным лицом обязательств.»;

к) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:

«6.1. В случае неисполнения или частичного исполнения индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими деятельность по раздельному накоплению, сбору, обработке, утилизации отходов от использования товаров обязательств по утилизации отходов от использования товаров, включая представление отчетности, которые переданы ему производителем, импортером товаров в соответствии с заключенным договором, обязательства производителя, импортера товаров и товаров в упаковке признаются не переданными в объеме не исполненных индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими деятельность по сбору, в том числе раздельному накоплению, обработке, утилизации отходов от использования товаров обязательств.»;

л) пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Обязанность производителя, импортера товаров и товаров в упаковке по утилизации отходов от использования товаров и товаров в упаковке считается исполненной:

со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;

со дня уплаты экологического сбора.»;

м) пункт 12 изложить в следующей редакции:

«12. Нормативы утилизации на отчетный период устанавливаются для каждой группы товаров и упаковки, указанных в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в процентах от общего количества реализованных производителями, импортерами товаров, товаров в упаковке для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за истекший календарный год, выраженного в единицах массы или числе товаров или выраженного в единицах массы упаковки, использованной для упаковки товаров.»;

н) пункт 15 дополнить словами «(в отношении того количества товаров, упаковки, по которому уплачивается экологический сбор)»;

о) пункт 16 изложить в следующей редакции:

«16. Порядок, форма и сроки представления производителями, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации в отношении отходов
от использования товаров, порядок декларирования производителями, импортерами товаров количества реализованных на территории Российской Федерации товаров и товаров в упаковке, перечень которых предусмотрен пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

12) в статье 24.5:

а) пункты 2 – 4 изложить в следующей редакции:

«2. Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров по каждой группе товаров и упаковки, указанных в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

В отношении упаковки, указанной в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров в этой упаковке.

3. При реализации на территории Российской Федерации товаров, товаров в упаковке, используемых для производства других товаров, экологический сбор уплачивается только в отношении самой упаковки, использованной для упаковки товаров.

В отношении оборотной транспортной упаковки, указанной в пункте 2
статьи 24.2 настоящего Федерального закона экологический сбор уплачивается производителем, импортером такой упаковки.

4. Экологический сбор не уплачивается в отношении товаров и упаковки, указанных в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, которые вывозятся из Российской Федерации.»;

б) пункт 5 после слов «группе товаров» дополнить словами «и упаковки»;

в) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара, упаковки или на количество единиц товара, упаковки в зависимости от вида товаров, отходы от использования которых, подлежат утилизации, реализованных на территории Российской Федерации, на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.»;

г) пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование утвержденных в установленном порядке региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами, а также в форме предоставления субсидий юридическим лицам.

Указанные средства расходуются на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, на покрытие дефицита средств, поступивших в счет оплаты населением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.

Указанные субсидии федерального бюджета предоставляются в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.»;

г) в абзаце первом пункта 11 слово «таких» исключить;

13) в статье 24.7:

а) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

«1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с лицами, образующими твердые коммунальные отходы, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами лицу, образующему твердые коммунальные отходы, которые образуются и места накопления (в том числе раздельного) которых находятся в зоне его деятельности.

2. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах накопления (в том числе раздельного), которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а лицо, образующее твердые коммунальные отходы, обязуется оплачивать услуги регионального оператора по утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.»;

б) дополнить пунктами 6-11 следующего содержания:

«6. Юридические лица — лица, образующие твердые коммунальные отходы, могут быть освобождены от заключения договора с региональным оператором уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденного им письменного обязательства.

Письменное обязательство утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заявления образователя твердых коммунальных отходов и документов, подтверждающих возможность осуществления обезвреживания, захоронения и (или) утилизации твердых коммунальных отходов на собственных объектах, используемых для обезвреживания, захоронения и (или) утилизации твердых коммунальных отходов.

7. Письменное обязательство должно содержать:

1) сведения об образователе твердых коммунальных отходов (для юридических лиц — полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, адрес фактического нахождения, индивидуальный номер налогоплательщика, почтовый адрес, банковские реквизиты, документы, удостоверяющие право потребителя на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; для индивидуальных предпринимателей — основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, почтовый адрес, индивидуальный номер налогоплательщика, банковские реквизиты);

2) местонахождение здания, строения, сооружения, помещения, земельного участка, на которых образуются твердые коммунальные отходы;

3) сведения о виде деятельности, осуществляемой образователем твердых коммунальных отходов;

4) сведения о количестве образующихся твердых коммунальных отходов;

5) условия, которые необходимо соблюдать образователю твердых коммунальных отходов;

6) целевые показатели по обезвреживанию, захоронению и (или) утилизации твердых коммунальных отходов;

7) срок действия.

8. Акт уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с утвержденным им письменным обязательством подлежит размещению на сайте соответствующего органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

9. Копия акта уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с копией утвержденного им письменного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении образователю твердых коммунальных отходов, к обязанностям которого относится его исполнение, и региональному оператору.

10.Лица, образующие твердые коммунальные отходы, освобожденные от заключения договора с региональным оператором, обязаны предоставлять информацию об объемах и (или) массе твердых коммунальных отходов, в отношении которых были осуществлены их обезвреживание, захоронение и (или) утилизация в сроки, по форме и в формате, установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Письменное обязательство может быть отозвано в случае нарушения условий
и (или) недостижения целевых показателей, установленных в подпунктах 5 и 6 пункта 7 настоящей статьи.

11. Правила освобождения юридических лиц-образователей твердых коммунальных отходов от заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливаются Правительством Российской Федерации.».

14) статью 24.9 дополнить пунктами следующего содержания:

«11. При установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относительно экономически обоснованного уровня для других потребителей не допускается.

12. Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

13. Перечень потребителей или категорий потребителей, имеющих право на льготные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.»;

16) в статье 24.13:

а) наименование статьи изложить в следующей редакции: «Инвестиционная программа по обращению с твердыми коммунальными отходами»;

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Строительство, реконструкция объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы обращения с отходами, региональной программы в области обращения с отходами, соглашения между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, концессионных соглашений, инвестиционных договоров и (или) государственных контрактов.»;

Статью 68 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2006, № 1, ст. 10; 2011, № 29, ст. 4281; 2013, № 27,
ст. 3480; № 30, ст. 4059; 2014, № 43, ст. 5799; 2015, № 1, ст. 11; 2016, № 27, ст. 4286, ст. 4294; 2017, № 1, ст. 27) дополнить пунктами 8-11 следующего содержания:

«8. В целях обеспечения общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) создается государственная информационная система общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

9. Создание государственной информационной системы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

10. Оператором государственной информационной системы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

11. Положение о государственной информационной системы общественного контроля в сфере охраны окружающей среды и природопользования, порядок ее создания, развития и эксплуатации, а также использования устанавливается Правительством Российской Федерации.».

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 11; № 27, ст. 3994; 2016, № 1, ст. 24; 2017, № 1, ст. 27) следующие изменения:

а) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Договоры, заключенные лицами, образующими твердые коммунальные отходы, на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до дня наступления обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.»;

в) пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению
с твердыми коммунальными отходами наступает с даты начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в соглашении об организации деятельности по обращению
с твердыми коммунальными отходами при наличии вступившего в силу единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.».

Еще по теме:

  • Можно оспорить дарственную на наследство Можно ли наследнику оспорить дарственную после смерти дарителя? Здравствуйте. Неделю назад умер мой отец и его квартира досталась его сестре (моей тете)..На эту квартиру папа семь лет […]
  • Онлайн литература для юриста Литература для будущего юриста Обратите внимание! Все книги, представленные в этом разделе, открываются в отдельном окне интернет-версии спецвыпуска "ГАРАНТ-Образование". Подробнее о […]
  • Мировой суд 2 кувандык судебный участок 1 кувандык Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте судебного участка №1 города Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области. Работа Интернет-сайта […]
  • Печора воинская часть 96876 телефон Мама солдата Меню навигации Пользовательские ссылки Объявление Проголосуйте за Наш Форум! Чем выше рейтинг форума, тем легче его найти новым участникам. Проголосовать можно 1 раз в […]
  • До какого года можно использовать материнский капитал на второго ребенка Материнский капитал продлили до 2021 года включительно 28 декабря 2017 года Владимир Путин подписал закон о продлении программы материнского капитала после 2018 года еще в течение 3 лет — […]