Воинская обязанность в казахстане

Рубрики Публикации

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 8 июля 2005 года №74-III ЗРК

О воинской обязанности и воинской службе

(В редакции Законов Республики Казахстан от 15.05.2007 г. №253-III ЗРК, 27.07.2007 г. №320-III ЗРК, 26.05.2008 г. №34-IV ЗРК, 27.05.2010 г. №279-IV ЗРК, 29.12.2010 г. №374-IV ЗРК, 10.01.2011 г. №383-IV ЗРК, 11.10.2011 г. №484-IV ЗРК, 09.11.2011 г. №490-IV ЗРК, 13.02.2012 г. №553-IV ЗРК)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, касающиеся воинской обязанности и воинской службы граждан Республики Казахстан

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) воинская служба — особый вид государственной службы военнослужащих в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях;

2) военнослужащие — граждане Республики Казахстан, состоящие на воинской службе в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях;

3) военнообязанные — граждане Республики Казахстан, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе до предельного возраста состояния на воинском учете;

4) воинское звание — знак воинского различия, присваиваемый военнослужащему и военнообязанному;

5) воинская обязанность — конституционная обязанность граждан Республики Казахстан по защите Республики Казахстан;

6) военная форма одежды — установленная законодательством Республики Казахстан форменная одежда с погонами (обмундирование) и снаряжение, определяющие принадлежность военнослужащих к Вооруженным силам, другим войскам и воинским формированиям;

7) военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву,граждане Республики Казахстан, призванные на срочную воинскую службу, а также на должности офицерского состава;

8) военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту,граждане Республики Казахстан, добровольно поступившие на воинскую службу в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования;

9) воинская должность — структурная единица государственного учреждения Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, на которую возложены установленные законодательством Республики Казахстан должностные полномочия и обязанности с соответствующим ей воинским званием;

10) воинские сборы — мероприятия, проводимые в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях по военной подготовке, совершенствованию военных знаний военнослужащих, а также военнообязанных с призывом их в воинские части в целях повышения боевой и мобилизационной готовности;

11) воинский учет — система учета и анализа военнослужащих, призывных и мобилизационных ресурсов;

12) войсковая стажировка — приобретение и совершенствование практических навыков, углубление и закрепление знаний, полученных по программе подготовки офицеров;

13) воспитанники — граждане Республики Казахстан, обучающиеся в организациях общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования с дополнительными образовательными программами по военной подготовке;

14) всеобщее военное обучение — обязательное обучение граждан Республики Казахстан начальной военной подготовке в период введения военного положения;

15) допризывники — граждане мужского пола, проходящие подготовку к воинской службе до принятия на воинский учет;

16) запас военнообязанных (запас) — военнообязанные, состоящие на воинском учете в местных органах военного управления районов (городов областного значения), используемые в целях доукомплектования, развертывания и восполнения потерь Вооруженных сил, других войск и воинских формирований;

17) контракт о прохождении воинской службы (далее — контракт)договор, устанавливающий обязательства и ответственность сторон в интересах обеспечения и несения воинской службы;

18) курсанты — военнослужащие составов солдат (матросов), сержантов (старшин), обучающиеся в учебных частях (центрах), средних или высших военных учебных заведениях;

19) мобилизация — комплекс общегосударственных мероприятий, связанных с переводом государственных органов, организаций, Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, населения, территории и экономики Республики Казахстан на режим военного положения (общая мобилизация) или какой-либо их части (частичная мобилизация);

20) начальная военная подготовка — обязательный предмет обучения (учебная дисциплина) по основам военного дела и обеспечению безопасности и жизнедеятельности человека;

21) организационно-штатные мероприятия — мероприятия, проводимые в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях по созданию, ликвидации, передислокации, переформированию, переподчинению, увеличению и сокращению штатов;

22) отсрочка — перенос призыва граждан на воинскую службу по основаниям, предусмотренным настоящим Законом;

23) отставка — увольнение военнослужащих с воинской службы или исключение с воинского учета военнообязанных, достигших предельного возраста пребывания в запасе, либо лиц, признанных не годными к воинской службе с исключением с воинского учета;

24) офицеры — военнослужащие, которым присвоены соответствующие воинские звания офицерского состава;

25) поверочные сборы — вид воинских сборов, проводимых в целях проверки готовности воинских частей, предназначенных к выполнению задач в организационно-штатной структуре военного времени;

26) призывники — граждане мужского пола, приписанные к призывным участкам местных органов военного управления районов (городов областного значения) и подлежащие призыву в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования для прохождения срочной воинской службы;

27) призывной участок — участок, образуемый местными исполнительными органами районов (городов областного значения) на период призыва и приписки граждан к призывным участкам;

28) призывной пункт — пункт проведения медицинского освидетельствования граждан при приписке к призывным участкам и призыве их на воинскую службу, а также военно-патриотической и спортивно-массовой работы;

29) пребывание в запасе — исполнение военнообязанными обязанностей, связанных с воинским учетом и прохождением службы на воинских сборах в период пребывания на воинском учете;

30) сборный пункт — пункт проведения контрольного медицинского освидетельствования призывников, медицинской помощи, военно-патриотической, спортивно-массовой работы, формирования и отправки команд призывников в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования;

31) сержанты (старшины) — военнослужащие, которым присвоены воинские звания состава сержантов (старшин);

32) солдаты (матросы) — военнослужащие, которым присвоены воинские звания состава солдат (матросов);

33) слушатели — военнослужащие офицерского состава, обучающиеся в высших военных учебных заведениях, на курсах усовершенствования (переподготовки) офицерского состава;

34) специальные сборы — вид воинских сборов, проводимых в целях выполнения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в иных случаях, определяемых Президентом Республики Казахстан;

35) срочная воинская служба — воинская служба граждан мужского пола, основанная на их призыве в Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования в порядке, определенном настоящим Законом;

36) учебные сборы — вид воинских сборов, проводимых в целях подготовки и переподготовки военнообязанных.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о воинской обязанности и воинской службе

1. Законодательство Республики Казахстан о воинской обязанности и воинской службе основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Вперед, к победе уклонизма

В Казахстане решили отменить воинскую повинность. В ближайшие несколько лет армию, которая в настоящее время формируется по смешанному принципу, планируется доукомплектовать контрактниками. Завершится этот процесс, по данным местных СМИ, к 2016 году. Министерство обороны обещает оптимизировать систему боевой подготовки, использовав лучшее из опыта иностранных государств. Военные при этом утверждают, что переход на полностью профессиональную армию даже не потребует дополнительных денег из бюджета.

О том, что к 2016 году процесс перевода армии на полностью профессиональную основу будет завершен, сообщил на днях первый заместитель министра обороны Казахстана, начальник Генштаба ВС, генерал-полковник Сакен Жасузаков. В настоящее время по линии министерства обороны, по его словам, осталось около 12 тысяч солдат срочной службы. В дальнейшем в ходе призывов число срочников будет постепенно уменьшаться: этой осенью, в частности, планируется демобилизовать шесть тысяч человек, а набрать — всего полторы.

Затраты, связанные с изменением системы комплектования армии, уже подсчитаны. Как заявил замглавы департамента организационно-мобилизационной работы Генштаба Амантай Усербаев, необходимая сумма (конкретную цифру он не назвал) будет получена «за счет внутреннего перераспределения средств».

Воинская повинность в Казахстане, как и в других странах ближнего зарубежья, осталась со времен СССР. Однако уже в 2000-е годы был принят закон «О военной службе по контракту», после чего рядовой и сержантский состав, ранее укомплектованный за счет призывников, стали постепенно замещать контрактниками. К настоящему времени, по информации Tengrinews, их доля составляет уже 65 процентов. В отдельных родах войск, по данным BNews, процент контрактников еще больше.

В последнее время на контрактную службу в Казахстане стали привлекать еще более активно. В стране была создана (в дополнение к привычным военкоматам) сеть специальных вербовочных пунктов, где, как говорят в министерстве обороны, молодые люди могут получить «широкую информацию о видах и родах ВС, об условиях службы в различных регионах, о предъявляемых к кандидатам требованиях, о порядке, правилах поступления и прохождении военной службы».

Комментируя нововведение, в министерстве обороны сослались на зарубежный опыт. «Многие, наверное, видели иностранные фильмы — в Америке, Франции человек идет по городу, встречает вербовочный пункт и тут же записывается в армию, — заявил начальник департамента кадров Талгат Мухтаров. — Примерно такую же систему мы хотим наладить и у нас».

На контрактную службу принимают граждан Казахстана в возрасте от 19 до 35 лет, отслуживших срочную службу, прошедших обучение на военных кафедрах вузов или военную подготовку в структурах министерства обороны. Контракт заключается на три года, после чего он может быть продлен. На вербовочных пунктах, по информации «Радио Азаттык» (местной службы «Радио Свобода»), агитаторы обещают зарплату от 80 до 150 тысяч тенге (от 520 до 970 долларов), гарантируется также ряд льгот (например, частичная оплата обучения при поступлении в вуз, бесплатное медицинское обслуживание для членов семьи в военных медицинских учреждениях).

К началу октября в вербовочные пункты, по данным департамента организационно-мобилизационной работы, обратились около семи тысяч человек, из них около двух тысяч уже поступили на службу.

Параллельно уменьшается значение службы по призыву. Ежегодно, по сведениям департамента, на учете стоят более миллиона призывников, однако реально в войска призывается лишь малая часть из них.

Тем, кто в армию идти не хочет, недавно была предоставлена официальная возможность избежать службы за определенную плату. Речь идет о подготовке по программе «военно-учебного резерва»: по этой программе молодой человек проходит месячные курсы в военно-технической школе и после этого получает военный билет. Стоимость курсов, по информации газеты «Время», составляет 211 тысяч тенге (примерно 1400 долларов).

Полный отказ от призыва между тем поможет решить проблему неуставных отношений — по крайней мере среди солдат-срочников. Официально военное начальство в Казахстане утверждает, что дедовщины в войсках нет. Однако время от времени общественности становятся известны случаи, указывающие, что дело обстоит совсем не так благополучно.

Так, в прошлом году в войсковой части под Шымкентом (на юге страны) при странных обстоятельствах скончался срочник Дамир Аринов — всего через неделю после прибытия к месту службы. На теле погибшего были обнаружены следы побоев, а в желудке — вещество, похожее на гуталин. Руководство части, по словам главы Комитета солдатских матерей Людмилы Костенко, пыталось убедить родственников Аринова в том, что он якобы покончил с собой, наевшись сапожного крема. В действительности же, говорит она, солдата избили контрактники, они же заставили его есть сапожный крем, вызвавший отравление.

Годом ранее в войсковой части, находящейся в Капчагае (юго-восточная часть Казахстана), был найден повешенным ефрейтор Жоламан Исмагамбетов. Командование заявило, что речь идет о суициде, однако внятно объяснить причину не смогло. Родственники погибшего, не поверившие в эту версию, добились эксгумации погребенного тела. В ходе экспертизы, как сообщалось, на теле были обнаружены следы побоев.

Летом 2012 года резонанс получила история с побегом 11 солдат-срочников с пограничной заставы «Терсайрык». Когда солдат обнаружили, они рассказали, что решились бежать из-за того, что подвергались побоям. Факт неуставных отношений позднее подтвердился. Следствие установило виновных, они были приговорены к лишению свободы.

По словам Людмилы Костенко, в значительной степени неуставные отношения связаны с вымогательством у недавно призванных солдат со стороны тех, кому предстоит дембель. По некоторым данным, с таким требованием незадолго до смерти столкнулся солдат из Шымкента Саид Калелов, которого нашли повешенным в феврале 2013 года. Его знакомая рассказала, что он звонил друзьям и сказал: «У меня срок — неделя, найдите 15 тысяч, надо «деда» проводить».

Определенную роль играет и региональная принадлежность призывников. По словам отставного офицера, которого цитирует Central Asian Monitor, на привычную «дедовщину» накладываются трайбалистские моменты, когда, например, «южане» третируют «северян» или наоборот. Жертвами неуставных отношений, как отмечает Костенко, становятся и те, кто плохо знает казахский язык (в том числе, например, этнические казахи с севера страны).

Недавно, выступая с комментарием по этой теме, член парламентского комитета по международным делам, обороне и безопасности Бахытжан Ертаев сказал, что «дедовщина» в армии «почти искоренена». Такие заявления от представителей власти звучали уже неоднократно. По-видимому, через несколько лет молодым людям призывного возраста уже необязательно будет проверять их достоверность на собственном опыте.

Всеобщая воинская обязанность

Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина. Воинская служба – особый вид государственной службы военнослужащих Вооруженных Сил, направленной на непосредственное обеспечение военной безопасности, связанной с вооруженной защитой суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ Республики Казахстан.

Статус военнослужащего

Статус военнослужащего включает общие права, свободы и обязанности военнослужащего как гражданина Республики Казахстан с установленными законами изъятиями и ограничениями, а также его права, обязанности и ответственность, обусловленные особенностями воинской службы.

Изъятия и ограничения прав и свобод, особые обязанности и ответственность военнослужащих компенсируются дополнительными правами и льготами, установленными Законом РК «О воинской службе и статусе военнослужащих».

Статус военнослужащего приобретают граждане:

  • призванные на воинскую службу (сборы) – со дня издания приказа соответствующего начальника об убытии из местного органа военного управления к месту прохождения воинской службы (сборов);
  • поступившие на воинскую службу по контракту – со дня издания приказа командира (начальника) воинской части (учреждения) о зачислении в списки личного состава части;
  • поступившие в военные учебные заведения (на военные факультеты), если до этого они не являлись военнослужащими – со дня издания приказа начальника учебного заведения о зачислении в списки личного состава учебного заведения (военного факультета), а при поступлении в иностранное военное учебное заведение – со дня издания приказа руководителя уполномоченного органа о направлении на учебу.

Статус военнослужащего гражданин утрачивает со дня исключения из списков воинской части в связи с увольнением с воинской службы (окончанием воинских сборов).

Подготовка граждан к воинской службе

Подготовка граждан к воинской службе – это комплекс обязательных мероприятий, проводимых государственными органами с гражданами допризывных и призывных возрастов в целях их обучения основам воинской службы, а также с военнообязанными в целях подготовки и переподготовки по военно-техническим и другим военным специальностям для прохождения воинской службы.

Подготовка граждан к воинской службе включает в себя:

  • начальную военную подготовку;
  • военную подготовку по дополнительным образовательным программам;
  • подготовку по военно-техническим и иным специальностям;
  • военную подготовку по программе офицеров запаса.

Всеобщее военное обучение граждан

В целях привлечения населения к мероприятиям гражданской обороны и подготовки необходимого контингента для комплектования Вооруженных Сил в военное время проводится всеобщее военное обучение:

  • мужчин – в возрасте от шестнадцати до шестидесяти лет включительно;
  • женщин, не имеющих детей или имеющих детей старше десяти лет, – в возрасте от восемнадцати до сорока пяти лет включительно.

Всеобщее военное обучение граждан осуществляется местными органами военного управления по месту работы, учебы и жительства граждан.

Воинский учет

Воинскому учету подлежат военнообязанные и призывники, за исключением:

  • женщин, не имеющих военно-учетной специальности;
  • лиц, освобожденных от исполнения воинской обязанности;
  • лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • постоянно проживающих за пределами Республики Казахстан.

Содержание воинской службы

Воинская служба включает в себя:

  • воинскую службу по призыву;
  • воинскую службу по контракту.

К воинской службе по призыву относятся:

  • срочная воинская служба составов солдат (матросов);
  • воинская служба офицеров запаса;
  • воинская служба при мобилизации, военном положении, в военное время и при прохождении воинских сборов.

К воинской службе по контракту относятся:

  • воинская служба военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту на должностях составов солдат (матросов), сержантов (старшин) и офицеров;
  • воинская служба и обучение курсантов и слушателей военных учебных заведений.

Призыв граждан на воинскую службу

Призыв граждан на воинскую службу – это комплекс мероприятий, проводимых государственными органами, направленных на комплектование личным составом Вооруженных Сил на основе воинской обязанности.

Призыв граждан на воинскую службу включает:

  • призыв граждан на срочную воинскую службу;
  • призыв на воинскую службу офицеров запаса;
  • призыв на воинские сборы;
  • призыв по мобилизации, при военном положении и в военное время.

Обязанности граждан, подлежащих призыву на воинскую службу

Граждане, подлежащие призыву на воинскую службу, обязаны явиться по повестке местного органа военного управления в призывную комиссию. Повестка вручается гражданину лично должностными лицами местных органов военного управления или по месту работы (учебы) руководителем организации под роспись.

В случае невозможности вручить повестку гражданину лично обеспечение его прибытия возлагается на соответствующий орган внутренних дел.

Воинская обязанность и ответственность за уклонение от воинской службы

Конституция Республики Казахстан (Раздел II) содержит основополагающие принципы, права и обязанности граждан, в число которых входит такая обязанность как, несение гражданами Республики Казахстан воинской службы в порядке и видах, установленных законодательство Республики, поскольку защита Республики Казахстан является священным долгом каждого ее гражданина.

Что такое воинская обязанность?

Воинская обязанность — это конституционная обязанность граждан Республики Казахстан по защите Республики Казахстан.

Воинский учет и приписка граждан к призывным участкам

Согласно пункту 11 Постановления Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2012 года №859 «Об утверждении Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников», граждане Республики Казахстан, которым в год приписки исполняется 17 лет, ежегодно с января по март приписываются к призывным участкам.

Проводится это с целью принятия граждан на воинский учет, определения их количества, степени годности к воинской службе, установления общеобразовательного уровня, полученной специальности и уровня физической подготовленности. Все перечисленные действия, по приписки граждан Республики Казахстан к призывным участкам, проводятся по их постоянному месту жительства либо временного пребывания (на срок свыше 3 месяцев).

Способы оповещения граждан о необходимости прохождения приписки

В соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства «Об утверждении Правил о порядке ведения воинского учета военнообязанных и призывников», оповещение граждан об их явке на приписку производится на основании повестки, вручение которой производится местными исполнительными органами и юридическими лицами за пять рабочих дней до назначенного срока явки на приписку. В указанных повестках устанавливаются конкретные сроки явки граждан на призывные участки для прохождения приписки.

Все граждане, вызываемые для прохождения приписки, обязаны явиться на призывные участки в сроки и с соответствующими документами, указанными в повестке.

Законодательством установлены уважительные причины неявки граждан на призывные участки в сроки указанные в повестках. К таковым относятся:

  1. Заболевание (травма), связанное с утратой трудоспособности.
  2. Смерть или тяжелая болезнь близкого родственника.
  3. Препятствие стихийного характера лишившие гражданина возможности лично прибыть.

По всем причинам неявки гражданина на призывной участок должны быть представлены соответствующие документы подтверждающие уважительность неявки в установленные сроки.

Решения принимаемые комиссией по приписке граждан

Всем гражданам, подлежащих приписке к призывным участкам, проводится медицинское освидетельствование в соответствии с Правилами проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях утвержденных Постановлением правительства Республики Казахстан от 30 января 2010 года №44.

По гражданам, направленным на дополнительное медицинское обследование, в книгу протоколов комиссии по приписке производится следующая запись: «Направить на дополнительное обследование (куда). Явиться на приписку повторно «___» ________ 20___ года».

В соответствии в пунктом 22 Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников, комиссия по приписке на основании изучения документов и личной беседы с призывником, с учетом рода его занятий, специальности, образования, общего развития и результатов медицинского освидетельствования принимает одно из следующих решений, которое заносится в книгу протоколов комиссии по приписке:

  1. «Годен к воинской службе».
  2. «Годен к воинской службе, но нуждается в дополнительном лечении».
  3. «Нуждается в лечении (медицинском наблюдении)».
  4. «Негоден к воинской службе в мирное время, ограниченно годен в военное время». Лицам, признанным при приписке «негодными к воинской службе с исключением с воинского учета» и «негодными к воинской службе в мирное время, ограниченно годными в военное время», после прохождения медицинского освидетельствования при очередном призыве на основании решения областной призывной комиссии области в установленном порядке выписывается военный билет, в котором производятся соответствующие записи.
  5. «Негоден к воинской службе с исключением с воинского учета».

Комиссия по приписке также принимает соответствующие решения:

  1. об организации розыска граждан, не явившихся на приписку;
  2. об отложении сроков приписки лицам, отбывающим наказание по приговору суда.

Согласно пункту 25 Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников, гражданам, являющимся инвалидами I и II группы, при прохождении приписки к призывным участкам на основании решения областной призывной комиссии и представленных нотариально заверенных копий документов, подтверждающих инвалидность, военкоматом области (города республиканского значения и столицы) в установленном порядке выписывается военный билет с отметкой «невоеннообязанный». Выписанный военный билет направляется в военкомат района (города областного значения) для выдачи владельцу или близким родственникам через центр обслуживания населения при поступлении заявления о его выдачи.

Документ, подтверждающий приписку к призывному участку

В соответствии с пунктом 29 Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников, гражданам, приписанным к призывным участкам, военкоматами (МОВУ) района (города областного значения) выписывается удостоверение о приписке к призывному участку, которое выдается владельцу. В удостоверении о приписке к призывному участку проставляется отметка штампом о приеме на воинский учет.

При вручении удостоверения о приписке призывникам разъясняются их обязанности по соблюдению правил воинского учета, а лицам, в отношении которых принято решение о направлении на лечение (медицинское наблюдение) — о необходимости регулярного посещения соответствующих лечебно-профилактических организаций.

Призывникам, в соответствии с пунктом 57 Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников, подлежащим воинскому учету, необходимо:

  1. явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в МОВУ района (города областного значения) или иной орган, осуществляющий воинский учет по местожительству, имея при себе удостоверение о приписке, а также удостоверение личности гражданина Республики Казахстан и водительское удостоверение (при его наличии);
  2. сообщить в течение 7 рабочих дней в МОВУ района (города областного значения) или иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении фамилии, имени, отчества (при его наличии), семейного положения, состояния здоровья (признания инвалидом первой или второй группы), места проживания, образования, места работы и должности;
  3. при прибытии в населенный пункт (административный район) на новое местожительство или место временного пребывания (на срок свыше 3 месяцев), а также в служебные командировки, на учебу, в отпуск или на лечение (на срок свыше 3 месяцев) в течение 7 рабочих дней обратиться в центр обслуживания населения по месту прибытия с заявлением о постановке на воинский учет. При отсутствии в населенном пункте военкомата, встать на воинский учет в акимате поселка, аула (села), аульного (сельского) округа;
  4. в случае утраты удостоверения о приписке в течение 7 рабочих дней обратиться в центр обслуживания населения по местожительству с заявлением о выписке дубликата удостоверения о приписке.

Порядок снятия с воинского учета

Для снятия с воинского учета призывник должен лично явиться в МОВУ и подать письменное заявление с указанием причины снятия с воинского учета и точного адреса нового места жительства.

Согласно пункту 46 Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников, п еремена призывного участка допускается в период с января по март и с июля по сентябрь месяцы. В другое время перемена призывного участка может быть допущена только в случае, если призывник:

  1. переведен администрацией на работу в другую местность;
  2. поменял место жительства;
  3. поступил в учебное заведение и выбывает для продолжения образования.

В соответствии с пунктом 48 Правил ведения воинского учета военнообязанных и призывников, при убытии призывников с прежнего места жительства и неявки их для постановки на воинский учет по новому месту жительства, начальники МОВУ (города областного значения) принимают меры к розыску таких призывников через родителей, органы внутренних дел, учебные заведения, организации образования, здравоохранения и другие организации, а также путем запроса данных из Государственной базы данных физических лиц.

Ответственность граждан за неисполнение обязанностей по воинскому учету

Законодательством Республики Казахстан предусматривается ответственность граждан за нарушение правил в области всеобщей воинской обязанности, воинской службы и обороны.

Административная ответственность

Статья 647 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», устанавливает ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, которая заключается в неявке гражданина состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову местного органа военного управления в указанный срок без уважительной причины. За подобное правонарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере пяти месячных расчетных показателей.

Также статьей 648 Кодекса «Об административных правонарушениях», предусмотрена ответственность за уклонение от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии. В указанном случае предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на военнообязанных в размере пяти месячных расчетных показателей, а на призывников — предупреждение либо штраф в размере трех месячных расчетных показателей.

Уголовная ответственность

Статьей 387 Уголовного кодекса Республики Казахстан предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от воинской службы.

Так частью 1 вышеназванной статьи предусмотрена ответственность за уклонение от призыва на воинскую службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы — наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Часть 2 статьи 387 Уголовного кодекса содержит отягчающие признаки состава преступления и предусматривает ответственность в виде штрафа в размере до трех тысяч МРП либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, если деяние совершено путем:

  • причинения себе вреда здоровью;
  • симуляции болезни;
  • подлога документов или иного обмана.

Данная статья также содержит примечание, согласно которому призывник освобождается от уголовной ответственности, если до передачи органом расследования дела в суд он добровольно явился на призывной пункт.

Правила прохождения воинской службы изменены в Казахстане

АСТАНА, 1 ноя — Sputnik. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал дополнения к указу «Об утверждении Правил прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан», сообщила пресс-служба Акорды.

Глава государства постановил следующее:

в Правилах прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, утвержденных вышеназванным Указом:

часть вторую пункта 1 изложить в следующей редакции:

«Военнослужащие специальных государственных органов проходят воинскую службу с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Казахстан от 13 февраля 2012 года «О специальных государственных органах Республики Казахстан» (далее – Закон «О специальных государственных органах»).»;

пункт 2 дополнить подпунктом 3) следующего содержания:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Прохождение воинской службы в мирное и военное время включает в себя обучение в военных учебных заведениях, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего, послевузовского образования, призыв на воинскую службу, добровольное поступление на воинскую службу по контракту, присвоение воинского звания, назначение на воинскую должность и перемещение по воинской службе, ротацию, увольнение с воинской службы, аттестацию, предоставление отпусков, прохождение воинских сборов, другие обстоятельства (события), определенные законодательством Республики Казахстан.»;

подпункты 2) и 3) изложить в следующей редакции:

«2) для поступивших на воинскую службу по контракту – день издания приказа командира воинской части (руководителя государственного учреждения) о зачислении в списки личного состава части, а в Службе государственной охраны Республики Казахстан – день издания приказа по личному составу;

3) для поступивших в военные учебные заведения, реализующие программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, если до этого они не являлись военнослужащими, – для военных учебных заведений со дня издания приказа начальника военного учебного заведения о зачислении в списки учебного состава, за исключением уланов, а при поступлении в иностранное военное учебное заведение – со дня издания приказа руководителя уполномоченного органа о направлении на учебу;»;

«4) для уланов, завершивших второй курс обучения в военных учебных заведениях, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования на базе основного среднего образования, – со дня издания приказа начальника военного учебного заведения о продолжении обучения, переводе на третий курс и назначении на воинскую должность переменного состава кадета.»;

часть третью пункта 9 изложить в следующей редакции:

«Днем окончания воинской службы считается день исключения из списков воинской части в связи с увольнением с воинской службы (окончанием воинских сборов), а также в случае перехода на государственную службу в государственные органы или государственные учреждения, за исключением перевода в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, специальные государственные или правоохранительные органы Республики Казахстан, оформляемый приказом командира воинской части (руководителя государственного учреждения), за исключением Службы государственной охраны Республики Казахстан, где увольнение оформляется приказом его первого руководителя.»;

часть первую пункта 10 изложить в следующей редакции:

«10. В срок воинской службы военнослужащему не засчитываются период времени, на который он самовольно оставил воинскую часть или место воинской службы, а также время отбывания уголовного наказания в виде ареста.»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«12. Контракт о прохождении воинской службы заключается в добровольном порядке гражданином Республики Казахстан с уполномоченным должностным лицом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в письменном виде по типовой форме, утверждаемой Министром обороны Республики Казахстан по согласованию с первыми руководителями уполномоченных органов:»;

подпункт 4) исключить;

дополнить подпунктом 6) следующего содержания:

«6) уланом при переводе на третий курс обучения военного учебного заведения, реализующего образовательные программы технического и профессионального образования, – с начальником данного учебного заведения.»;

дополнить частью третьей следующего содержания:

подпункт 3) части второй пункта 13 изложить в следующей редакции:

«3) отчисления из военного учебного заведения, не являющегося основанием для увольнения по отрицательным мотивам, военнослужащего, проходившего воинскую службу по контракту перед поступлением в военное учебное заведение, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 статьи 26 Закона;»;

подпункт 7) части второй изложить в следующей редакции:

«7) сведения о сдаче декларации о доходах и имуществе на себя и свою супругу (супруга);»;

часть третью изложить в следующей редакции:

«Лица, не проходившие ранее воинскую службу, не обучавшиеся на военной кафедре высшего учебного заведения, представляют документ, подтверждающий прохождение военной подготовки в специализированной организации Министерства обороны, за исключением женщин.»;

часть первую пункта 25 изложить в следующей редакции:

пункты 26, 28 и 30 изложить в следующей редакции:

«26. Порядок медицинского освидетельствования и состав медицинских комиссий определяются Правилами проведения военно-врачебной экспертизы.»;

«28. По результатам психологического отбора выносится одно из следующих заключений о пригодности кандидата к воинской службе по контракту на конкретных воинских должностях:

2) «не рекомендуется».»;

«30. В отношении лиц, поступающих на воинскую службу по контракту на должности, перечень которых утвержден руководителем уполномоченного органа, проводится проверка с применением психофизиологического и полиграфологического исследований в порядке, определенном руководителем уполномоченного органа. Проведение психофизиологического и полиграфологического исследований организовывается уполномоченными органами, в структуре которых предусмотрено прохождение воинской службы.»;

подпункты 4) и 6) пункта 34 изложить в следующей редакции:

«4) о проведении психофизиологического и полиграфологического исследований с кандидатами на воинские должности, перечень которых утвержден руководителем уполномоченного органа;»;

«6) о рассмотрении кандидатуры военнослужащего отборочной комиссией воинской части.»;

пункты 38 и 43 изложить в следующей редакции:

«38. Военнослужащему, достигшему предельного возраста состояния на воинской службе, по его рапорту продлевается срок воинской службы руководителем уполномоченного органа путем заключения с ним нового контракта на срок до пяти лет в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 25 Закона.»;

часть четвертую пункта 45 изложить в следующей редакции:

«Для перечня должностей политических государственных служащих и иных должностных лиц, назначаемых Президентом Республики Казахстан или по согласованию с ним, избираемых по его представлению, а также назначаемых по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан, сроки нахождения на воинских должностях не устанавливаются.»;

пункт 46 изложить в следующей редакции:

«46. Гражданин, зачисленный в военное учебное заведение, реализующее образовательные программы технического и профессионального, высшего образования, назначается на воинскую должность переменного состава кадета и курсанта со штатно-должностной категорией составов солдат (матросов) или сержантов (старшин).

Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицерского состава, зачисленный в военное учебное заведение, освобождается от ранее занимаемой воинской должности и назначается на воинскую должность переменного состава курсанта со штатно-должностной категорией составов солдат (матросов) или сержантов (старшин).

Улан, переведенный на третий курс обучения, а также гражданин на базе общего среднего образования или военнослужащий, зачисленные в военные учебные заведения, реализующие образовательные программы технического и профессионального, высшего образования, назначаются на воинскую должность переменного состава кадета либо курсанта или военного интерна Вооруженных Сил соответственно.

При зачислении в военное учебное заведение военнослужащего (гражданина) сохраняется ранее присвоенное ему воинское звание.»;

часть первую пункта 48 изложить в следующей редакции:

«48. Военнослужащие, окончившие военные учебные заведения или адъюнктуру, магистратуру либо докторантуру военного учебного заведения, назначаются на воинские должности, подлежащие замещению лицами с необходимым уровнем образования, а также если перечнем воинских должностей и соответствующих им воинских званий в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, утверждаемым Президентом Республики Казахстан (далее – перечень воинских должностей), им соответствуют равные или более высокие воинские звания, чем имеющиеся воинские звания у названных военнослужащих.»;

часть первую пункта 50 изложить в следующей редакции:

подпункт 4) пункта 55 изложить в следующей редакции:

«4) по семейным обстоятельствам по рапорту военнослужащего, проходящего воинскую службу по контракту, при наличии условий, предусмотренных подпунктом 8) пункта 1 статьи 26 Закона, подтверждающихся актом обследования семейно-имущественного положения по типовой форме, утверждаемой Министром обороны Республики Казахстан по согласованию с первыми руководителями уполномоченных органов;»;

пункты 58 и 59 изложить в следующей редакции:

«58. При назначении военнослужащего на воинскую должность, освобождении от воинской должности, зачислении в распоряжение командира (начальника), увольнении, присвоении, снижении, лишении воинского звания, а также заключении нового контракта оформляются представление по типовой форме, утверждаемой Министром обороны Республики Казахстан по согласованию с первыми руководителями уполномоченных органов, или другие документы (рапорт, план перемещения, план распределения).

59. Военнослужащие, отбывающие наказание в виде ареста, не могут быть назначены на высшую воинскую должность.»;

часть четвертую пункта 70 изложить в следующей редакции:

«Перевод военнослужащих в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, специальные государственные или правоохранительные органы Республики Казахстан производится по согласованию с их первыми руководителями.»;

часть первую пункта 72 изложить в следующей редакции:

части вторую и третью пункта 74 изложить в следующей редакции:

«Премирование и оказание материальной помощи прикомандированных военнослужащих осуществляются в порядке, определенном для работников указанных государственных органов, организаций и международных организаций.

Выплата должностных окладов, премий, материальной помощи, пособий на оздоровление, надбавок за особые условия прохождения службы и других надбавок, установленных законодательством Республики Казахстан, прикомандированным военнослужащим производится за счет средств, предусмотренных на содержание государственных органов, организаций и международных организаций, к которым они прикомандированы. Иные выплаты, а также обеспечение вещевым имуществом производятся, соответственно, за счет средств, предусмотренных на содержание уполномоченного органа, откуда прикомандированы военнослужащие.»;

пункт 96 изложить в следующей редакции:

«96. К присвоению очередного воинского звания, а также первого воинского звания офицерского состава в соответствии с подпунктами 4), 5) пункта 89 настоящих Правил не представляются военнослужащие при наличии неснятого дисциплинарного взыскания, в отношении которых возбуждено уголовное дело, а также находящиеся в распоряжении соответствующих командиров (начальников) (в том числе при временном исполнении обязанностей по вакантным или не вакантным должностям).»;

часть вторую изложить в следующей редакции:

дополнить частью третьей следующего содержания:

«При поступлении на воинскую службу срок выслуги в воинском звании исчисляется с учетом срока выслуги в запасе.»;

пункт 101 изложить в следующей редакции:

«101. Во время отбывания уголовного наказания в виде ареста военнослужащему не могут быть присвоены очередное воинское звание и первое воинское звание офицерского состава и состава сержантов (старшин).»;

часть первую изложить в следующей редакции:

«105. Снижение военнослужащих (военнообязанных) в воинском звании на одну ступень, их лишение воинского звания и восстановление в воинском звании производятся:

1) высший офицерский состав – Президентом Республики Казахстан – Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан;

2) офицерский состав (кроме высшего офицерского состава) – первым руководителем уполномоченного органа;

3) иные воинские звания – в соответствии с перечнем должностных лиц.»;

часть третью исключить;

пункт 135 изложить в следующей редакции:

«135. Военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы, кадетов и курсантов) предоставляются учебные отпуска для подготовки и сдачи вступительных экзаменов, в период обучения в организациях образования, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования, на срок, определенный учебным планом, а военнослужащим, являющимся соискателями ученых степеней кандидата, доктора наук, степеней доктора философии (PhD) и доктора по профилю, предоставляются творческие отпуска в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»;

часть вторую пункта 140 исключить;

«Порядок выполнения мероприятий по организации и проведению аттестации военнослужащих в уполномоченных органах определяется их первыми руководителями. Аттестационный лист оформляется по форме, утверждаемой Министром обороны Республики Казахстан по согласованию с первыми руководителями уполномоченных органов.»;

часть третью исключить;

пункт 144 изложить в следующей редакции:

«144. В выводе по итогам аттестации указывается, соответствует или не соответствует аттестуемый занимаемой должности, после чего излагается мнение о дальнейшем, наиболее целесообразном его служебном использовании, исходя из профессиональных, деловых, моральных и психологических качеств, опыта работы, способностей и наклонностей, а также интересов службы.

При этом могут быть даны следующие рекомендации:

1. о выдвижении на высшую должность или включении в кадровый резерв;

2. о направлении на учебу в военное учебное заведение;

3. о перемещении на равную воинскую должность;

4. о перемещении на низшую воинскую должность;

5. об увольнении с воинской службы;

6. об освоении индивидуальной программы профессионального развития – только в отношении военнослужащих специальных государственных органов Республики Казахстан.»;

пункт 145 исключить;

пункт 146 изложить в следующей редакции:

часть первую исключить;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«На аттестационные комиссии также возлагается рассмотрение вопросов прохождения воинской службы отдельными военнослужащими по решению соответствующего командира воинской части (руководителя государственного учреждения).»;

пункт 152 изложить в следующей редакции:

«152. Жалоба на нарушение порядка и необъективность аттестации может быть подана вышестоящим должностным лицам через непосредственного начальника (по команде) не позднее трех месяцев со дня ознакомления с результатами аттестации лица, в отношении которого проводилась аттестация. При этом каждый имеет право на судебную защиту.

В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной проводится повторная аттестация.»;

часть вторую пункта 156 изложить в следующей редакции:

пункты 161, 164,165 и 166 изложить в следующей редакции:

«161. Увольнение в связи с переходом на государственную службу в государственные органы или государственные учреждения, за исключением перевода в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, специальные государственные или правоохранительные органы Республики Казахстан, производится по рапорту военнослужащего при поступлении соответствующего уведомления государственного органа (учреждения) о приеме военнослужащего на государственную службу с указанием должности государственного служащего.»;

«164. Военнослужащий, в случаях избрания или назначения его в представительные органы Республики Казахстан, подлежит увольнению на основании опубликованных в соответствующих средствах массовой информации итогов выборов.

165. Военнослужащий, в случаях его избрания или назначения на должность судьи, подлежит увольнению на основании соответствующего акта о его назначении или извещения уполномоченного органа о его назначении.

166. Увольнение военнослужащих в связи с прекращением гражданства Республики Казахстан производится решением уполномоченного руководителя со дня вступления в силу соответствующего Указа Президента Республики Казахстан о выходе из гражданства Республики Казахстан или дня регистрации утраты гражданства Республики Казахстан уполномоченными государственными органами в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.»;

дополнить пунктом 167-1 следующего содержания:

«167-1. Увольнение военнослужащих в связи с отчислением из военного учебного заведения, за исключением случаев отчисления из высших военных учебных заведений выпускников военных учебных заведений, реализующих программы технического и профессионального образования, а также военных интернов, магистрантов, докторантов и адъюнктов, производится на основании приказа об отчислении.»;

подпункты 1), 2) и 4) изложить в следующей редакции:

«1) в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда за совершение преступления, в том числе условно, – на основании поступившего в часть приговора суда и распоряжения о вступлении его в законную силу;

2) в связи с освобождением от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, – на основании поступившего в часть приговора суда и распоряжения о вступлении его в законную силу или постановления органа уголовного преследования, утвержденного прокурором;»;

«4) в связи с нахождением при исполнении обязанностей воинской службы в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, а также отказа или уклонения от прохождения медицинского освидетельствования в специализированных медицинских учреждениях (наркологических диспансерах) на предмет употребления веществ, вызывающих состояние алкогольного, наркотического или иного опьянения, – на основании заключения служебного расследования;»;

подпункт 5) исключить;

подпункт 6) изложить в следующей редакции:

«6) в случае систематического нарушения военнослужащим условий контракта – на основании заключения служебного расследования или после рассмотрения данных фактов аттестационной комиссией воинской части (государственного учреждения) в соответствии с настоящими Правилами;»;

подпункт 7) исключить;

«8) в связи с отсутствием военнослужащего специального государственного органа или органа внутренних дел на службе без уважительной причины в течение трех и более часов подряд – на основании заключения служебного расследования;»;

подпункт 9) исключить;

дополнить подпунктом 11) следующего содержания:

«11) в связи с предоставлением при поступлении на воинскую службу заведомо ложных документов или сведений, которые могли являться основаниями для отказа в приеме на воинскую службу.»;

пункты 171 и 173 исключить.

2. Настоящий Указ вводится в действие со дня первого официального опубликования.

Еще по теме:

  • Попова судебный пристав Главный судебный пристав Воронежской области стал помощником прокурора Вчера у Веры Поповой, которая более 10 лет руководила управлением Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по […]
  • Массовые беспорядки картинки Массовые беспорядки в России в 2001-2013 годах: досье 21 апреля 2001 года в Москве около 200 подростков устроили погром на рынке у станции метро "Ясенево". Участники беспорядков выкрикивая […]
  • Протокол осмотра места происшествия следы крови Протокол осмотра места происшествия следы крови М.М. Барахоев По составлению описательной части протокола осмотра места происшествия (помещения) М Е Т О Д И Ч Е С К И Е Р Е К О М Е Н Д А Ц […]
  • Как найти айфон если он выключен и его украли Как найти айфон, если он выключен Поиск выключенного iPhone – задача не самая простая, но реализуемая. Ознакомившись с нижеизложенной информацией, вы узнаете, как найти Айфон, если он […]
  • Закон об антикварном оружие В правовом регулировании оборота антикварного оружия выявлены противоречия В настоящее время в российском законодательстве, регулирующем оборот оружия, содержится противоречие, касающееся […]