Выезд на встречную полосу уфа

Рубрики Публикации

Выезд на встречную полосу, движение по встречке в Уфе.

Мы специализируемся на судебных делах о выезде на встречную полосу. Поможем остаться с правами.
Звоните: —, —

Практически любой выезд на полосу встречного движения является маневром, представляющим опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения. Движение же по встречной полосе в конце подъёма, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью опасно вдвойне. За выезд на встречную полосу законом предусмотрено наказание вплоть до лишения прав.

Однако, из-за напряжённой ситуации на дорогах страны, за «встречку» далеко не всегда лишают прав грубых нарушителей правил дорожного движения. Как ни странно это звучит, даже самый аккуратный водитель может быть привлечён к ответственности за подобное нарушение.

В 2007 году были приняты поправки Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, которые установили лишение водительских прав на срок от четырёх до шести месяцев за выезд на встречную полосу с нарушением Правил дорожного движения (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ). Это повлекло за собой повышенный интерес работников Госавтоинспекции к данным нарушениям.

В результате нововведения, с 2007 года резко возросло число водителей, в отношении которых были составлены протоколы об административных правонарушениях за выезд на встречное движение.

В 2013 году вступили в силу поправки, согласно которым был введен штраф за выезд на встречную полосу совершенный впервые, а за повторный выезд — лишение прав на срок один год.

За выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 рублей или лишения прав на срок от четырех до шести месяцев (часть 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

За повторный выезд на встречную полосу предусмотрена ответственность в виде лишения прав сроком на один год (часть 5 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

На данный момент абсолютное большинство дел об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения, рассматриваемых мировыми судьями, составляют именно дела о выездах на встречную полосу в запрещённых местах.

При этом интересуют работников ГИБДД не только грубые нарушения Правил дорожного движения лицами, сознательно пренебрегающими безопасностью дорожного движения, но и формальные отступления от требований правил дорожного движения обычными водителями.

Так, инспектора ДПС стали устраивать засады в тех местах, где в силу различных обстоятельств создавались условия для выезда в запрещённых местах водителей на встречную полосу. Подобными факторами, в частности, являются запутанная или неправильная организация дорожного движения, плохое состояние дорожного полотна, а иногда и умышленные действия самих работников ГИБДД. На подобных участках дороги водитель, который выехал на встречку, становится легкой добычей работников Госавтоинспекции.

Не в пользу в водителей инспекторами зачастую трактуются так называемые «пограничные ситуации», при которых нарушение водителя не очевидно, однако формально подпадает под часть 4 статьи 12.15 КоАП (выезд на встречную полосу в нарушение ПДД).

К примеру, согласно последней редакции Правил дорожного движения, обгон по встречке в том месте, где имеется знак «Обгон запрещён» даже при наличии на дороге прерывистой линии дорожной разметки, может повлечь за собой лишение права управления транспортным средством. Так, в соответствии с приложением к правилам дорожного движения, в случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться дорожными знаками.

Распространены случаи, когда инспектора вменяют выезд на встречную полосу в тех случаях, когда выезд был совершен на прерывистой линии разметки, а возвратился водитель уже на сплошной линии разметки. И это несмотря на указания Верховного суда РФ, который призвал не приравнивать во всех случаях подобные действия к выезду на встречную полосу движения.

Стоит учитывать, что не только заезд за сплошную линию разметки, но и даже сам факт нахождения на ней (наезд на сплошную), может стать причиной составления инспектором ГИБДД протокола за выезд на встречку. При этом, малозначительным подобное деяние, исходя из сложившейся судебной практики, в большинстве случаев не признаётся.

Сложные погодные условия в совокупности с неудовлетворительной работой коммунальных служб приводят к тому, что нанесённая линия разметки на дороге в определенные сезоны становится практически неразличимой. Как правило, этим также пользуются недобросовестные сотрудники ГИБДД, выполняя «план» по протоколам, связанным с выездом на встречную полосу.

На практике мало кто из инспекторов задумывается в вышеизложенной ситуации о том, что ответственность за выезд на встречную полосу должна наступать лишь в том случае, если потенциальный правонарушитель знал или должен был знать о наличии установленного запрета для совершения своего манёвра. Если водитель оказался на встречной полосе в том месте, где запрет на выезд не обозначен соответствующей разметкой, в т.ч. занесённой снегом или стёртой, то административная ответственность не должна наступать.

Распространены случаи, когда водителю инспектором вменяется встречка и в тех ситуациях, когда совершённое правонарушение тянет лишь на штраф по другой статье. В таких случаях судья уполномочен, по результатам рассмотрения дела, переквалифицировать действия водителя на статью, предусматривающую менее строгое наказание (административный штраф или предупреждение).

В случае фиксации выезда на встречную полосу с нарушением Правил дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, на нарушителя может быть наложен лишь административный штраф в размере пяти тысяч рублей.

Вас лишают прав в суде за выезд на встречную полосу? Мы готовы предложить Вам свою помощь. Наши юристы имеют большой опыт ведения дел по выезду на встречку. Нам известны все особенности рассмотрения подобных дел. Мы знаем, как в конкретной ситуации при выезде на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения убедить судью прекратить производство по делу или же назначить штраф вместо грозящего лишения прав.

За выезд на встречную полосу предложили не наказывать лишением прав

Фото: ПГ / Владимир Афанасьев

Лишение водительских прав предлагают исключить из списка наказаний за выезд на полосу встречного движения. Соответствующий законопроект о поправках в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) внесён на рассмотрение в Госдуму (есть в распоряжении «Парламентской газеты»).

Авторами инициативы стали депутаты Игорь Лебедев, Ярослав Нилов, Андрей Свинцов и Борис Пайкин (все — ЛДПР).

В настоящее время статья 12.15 КоАП предусматривает наказание за выезд в нарушение правил дорожного движения на встречную полосу или на трамвайные пути встречного направления в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей или лишения прав на срок от 4 до 6 месяцев. За повторное нарушение сейчас лишают прав на 1 год.

Депутаты предлагают исключить из КоАП наказание в виде лишения водительских прав, оставив только штраф в размере 5 тыс. рублей. За повторное нарушение предлагается лишать прав на срок от 2 месяцев до года.

По их словам, необходимость смягчения наказания обусловлена тем, что на практике подобные нарушения «не всегда отличаются высокой степенью общественной опасности».

«На сегодняшний день, большинство лиц, не являющихся злостными нарушителями правил дорожного движения и совершивших рассматриваемое правонарушение впервые в силу различных объективных и субъективных причин, могут быть лишены прав, как и неоднократно допускающие подобные нарушения», — говорится в пояснении к проекту.

Депутаты также отмечают, что среди тех, кто совершает подобное нарушение впервые, много людей, для которых управление автомобилем является профессиональной деятельностью. Лишение их прав не отвечает принципам справедливости и лишает их и их семьи источника дохода.

Автомобилистов, скрывающихся с места ДТП, предлагают привлекать к уголовной ответственности

Принятие поправок в КоАП не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, говорится в документе.

Поправки к КоАП внесены в Госдуму

В Госдуму внесен законопроект, смягчающий ответственность для водителей за выезд на полосу встречного движения и на дорогу с односторонним движением. Автомобилисты смогут отделаться штрафом, в то время как сейчас суды могут назначить и лишение прав. Большая часть водителей, попадающих в подобные ситуации, не являются злостными нарушителями, считают депутаты.

Депутаты Госдумы от фракции ЛДПР Ярослав Нилов, Игорь Лебедев, Андрей Свинцов и Борис Пайкин подготовили поправки к КоАП, смягчающие наказание для водителей, выезжающих на полосу встречного движения. Изменения вносятся в две статьи кодекса. Действующая редакция п. 4 ст. 12.15 КоАП гласит: за выезд в нарушение ПДД (в случае обгона) на встречку или на трамвайные пути встречного направления применяется штраф в размере 5 тыс. руб. или лишение прав на срок до полугода. В ЛДПР предлагают для таких случаев оставить только штраф. Аналогичная поправка вносится в п. 3 ст. 12.15 КоАП: лишение прав не будет применяться при выезде на дорогу с односторонним движением.

В ЛДПР считают, что подобные нарушения, связанные с выездом на встречную полосу, «не всегда отличаются высокой степенью общественной опасности», сказано в пояснительной записке к поправкам. Депутаты говорят, что выезды на встречку часто совершаются «в силу различных объективных и субъективных причин» — плохой организации движения, отсутствия разметки, некорректно работающих светофоров, плохой освещенности и состояния дорожного полотна.

ГИБДД фиксирует рост аварийности из-за выездов на встречную полосу

«Среди тех, кто совершает это нарушение впервые, немало лиц, для которых управление автомобилем является профессиональной деятельностью, и лишение их этого права не только отвечает принципам справедливости и соразмерности наказания совершенному деянию, но и фактически лишает их семьи значительного либо вообще единственного источника дохода»,— считают парламентарии.

По данным ГИБДД России, за три месяца 2018 года на дорогах России произошло более 3,2 тыс. ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения: это на 23% меньше, чем годом ранее. Выезд на встречку является самой частой причиной гибели участников движения в ходе аварий.

Применяемая сегодня законодательная конструкция работает эффективно, говорит первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков (автор действующей редакции кодекса в части смягчения наказания за встречку), и не нуждается в изменении. Суды, по его словам, и сегодня в 95% случаев назначают водителям наказание в виде штрафа, остальные 5% — это лишение прав злостных нарушителей, не оплачивающих штрафов.

Какие цели ставятся в рамках стратегии безопасности движения до 2024 года

«Достаточных аргументов для изменения санкции в пояснительной записке я не вижу,— говорит эксперт по безопасности движения Катерина Соловьева.— Но по сути законодатель прав. В последнее время водителей превращают фактически в «административных рецидивистов», это стало проблемой, которую нужно как-то решать». По ее словам, также нужно доработать ряд моментов, связанных с администрированием встречки. Сегодня, если первый въезд на встречную полосу зафиксирован инспектором, а повторно — камерой, то применяется штраф. «Если же наоборот (первый раз — камерой, а повторно — инспектором), то непонятно, какой вид наказания должен применяться. Практика на этот счет неоднозначная,— отмечает Катерина Соловьева.— На мой взгляд, способ фиксации нарушений ни на что влиять не должен. В кодексе должна быть ясность».

Замглавы общественного совета Минтранса РФ Наталья Агре напоминает, что сейчас государством поставлена задача по снижению смертности на дорогах (в начале года была принята соответствующая стратегия по безопасности движения). По ее мнению, «не стоит сейчас давать возможность водителям выезжать на полосу встречного движения чаще, чем это происходит сейчас». «Низкий уровень подготовки водителей и так приводит к тому, что две третьих погибших в ДТП на встречке происходит в разрешенных местах,— говорит она.— Я бы выступила, наоборот, за ужесточения: например, запретить выезд на полосу встречного движения, если в автомобиле в момент совершения маневра есть ребенок. Сейчас тот момент, когда нужно вводить только те меры, которые направлены на сокращение ДТП, а не на депутатов без проработанных решений»

Депутаты пошли на встречку: за самое неоднозначное дорожное нарушение предложили смягчить наказание

В Госдуму внесли неожиданный законопроект, предлагающий отменить лишение прав для автомобилистов, которые попались за выезд на встречную полосу впервые. Депутаты обосновали необходимость послабления «не всегда высокой степенью опасности» нарушения, но остаются сомнения, что водители воспримут инициативу как разрешение гонять по встречной полосе.

Система работает на автомате

Сейчас за незаконный выезд на встречную полосу предусмотрена вилка наказаний: штраф 5000 рублей или лишение прав на 4–6 месяцев. Аналогично — за езду против хода односторонней дороги.

Кто и как решает, наказать ли водителя штрафом или лишением прав?

— В случае с автоматическими комплексами выписывается исключительно штраф 5000 рублей, но, если нарушение зафиксировал инспектор, появляются альтернативы, — комментирует автоюрист Лев Воропаев. — Чаще всего инспекторы передают протоколы руководителю подразделения, а те направляют дела в суд. Самостоятельно решение в ГИБДД принимают очень редко. Судьи обычно признают водителя виновным, и хотя в теории они должны изучить все аспекты дела, на практике система работает на автомате. Какое именно наказание выберут — лишение прав или штраф, зависит от судьи и даже от территории. В России есть города, где в 70–80% случаев судьи ограничиваются штрафом, но есть обратные примеры, где большинству назначают лишение прав. От чего это зависит, сказать сложно — возможно, в регионах с высокой смертностью есть негласные установки применять более жёсткие наказания.

По словам эксперта, с точки зрения закона, при выборе наказания судьи должны учитывать отягчающие или смягчающие обстоятельства, личность виновного, его имущественное положение. К отягчающим относятся в основном штрафы водителя по статье 12 КоАП за последний год, в том числе уже оплаченные. К смягчающим обстоятельства — раскаяние водителя, наличие несовершеннолетних детей (особенно для женщин). Снизить размер наказания могут положительные характеристики с работы, постоянное место жительства и так далее. Изредка судьи учитывают, что лишение прав может лишить человека и заработка.

— В целом единого подхода нет. По закону судья назначает наказание, которое необходимо человеку для исправления, то есть как таковых жестких инструкций не существует. Отменить такое наказание если и удается, то редко и с большим трудом, — констатирует Лев Воропаев.

За повторный выезд на встречную полосу предусмотрено лишение прав на год или штраф 5000 рублей, если нарушение снова зафиксировано камерами. При этом за поворот налево в запрещённом месте (например, через сплошную) и объезд препятствия лишение прав не грозит: за это предусмотрен лишь штраф.

Почему депутаты требуют смягчения

На первый раз депутаты фракции ЛДПР предложили ограничиться только штрафом 5000 рублей, а за повторный выезд на встречку лишать прав на 2–12 месяцев, кроме случаев фиксации нарушения камерами, когда оставлен в силе штраф 5000 рублей. Смягчение касается езды как по встречной полосе, так и «против шерсти» на односторонних дорогах.

В пояснительной записке авторы законопроекта указывают, что деяние не всегда отличается высокой степенью опасности, а нынешний закон не делает различий между водителями, которые зацепили встречную полосу случайно, и откровенными нигилистами. Также подчёркивается неидеальность организации дорожного движения в России и риски потери дохода для многих водителей при лишении прав.

Выезд на встречную полосу много лет остаётся одним из самых противоречивых видов нарушения. Споры вызывают нелогичные знаки 3.20 «Обгон запрещён» с огромными зонами действия, плохо видимая разметка и множество ситуаций, при которых обгон запрещён неявным образом. Классический сценарий — завершение обгона, при котором водитель слегка цепляет сплошную линию. Последняя служит не только для дублирования знаков «Обгона запрещён», но применяется, например, близ перекрёстков со второстепенными дорогами. Много спорных ситуаций возникает в городе, например, при попытках водителей развернуться по малому радиусу или повернуть налево на дорогах с трамвайными путями.

Видео: Азат Латыпов/Youtube.com

Автор этого видео пожадничал и обогнал сразу несколько машин, завершив обгон в зоне запрета. Пусть даже не было знаков 3.20 «Обгон запрещён», о начале зоны можно было догадаться по знаку «Опасный поворот» (дублировался на асфальте) и увеличенному штриху прерывистой разметки — для опытных водителей этого достаточно.

Какое наказание заслуживает водитель за нарушение на видео выше?

С другой стороны, нелегальный выезд на встречную полосу нередко приводит к лобовым столкновениям, которые являются одним из самых безнадёжных видов ДТП, поэтому суровое наказание даже за первый прецедент порой вправляет человеку мозги и позволяет избежать вот таких сценариев.

Новый законопроект предлагает не дифференцировать нарушение по степени опасности и ограничиться штрафом 5000 рублей как для тех, кто задел едва видимую сплошную, так и для водителей, осознанно рискующих в зоне запрета обгона.

Поддерживаете ли вы отмену лишения прав за первый выезд на встречную полосу?

Выезд на встречку: лишение или штраф?

Пару месяцев назад Госавтоинспекция сделала автомобилистам неожиданный новогодний подарок: с 1 января лишение водительских прав за выезд на встречную полосу заменили крупным штрафом. Послабление, правда, действует лишь для тех, кто нарушил этот пункт ПДД впервые. Все это вызвало массу вопросов: в конце концов, оказаться на встречке можно самыми разными способами – и далеко не всегда такой маневр является нарушением, что бы там ни говорил инспектор.

Чтобы внести ясность, Госавтоинспекция подготовила наглядные схемы, на которых четко показано, что можно делать на дороге, а что нельзя. Такие пособия в ближайшее время появятся в каждом отделении ГИБДД. Мы же советуем распечатать эти иллюстрации и на всякий случай иметь при себе: в спорных ситуациях схемы могут оказаться полезными.

«Выезды на встречную полосу всегда были одними из самых спорных правонарушений, – отмечают в пресс-службе Управления ГИБДД МВД по Башкирии. – Год назад Верховный суд РФ дал разъяснения возможных нюансов. Для удобства Госавтоинспекцией подготовлены плакаты с наглядными схемами типовых нарушений и их квалификацией, с учетом изменений, внесенных в КоАП РФ с 1 января 2013 года. Плакаты будут размещены на стационарных постах ДПС и на стендах во всех подразделениях Госавтоинспекции».

В частности, новая редакция КоАП предусматривает штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение прав на 4-6 месяцев за первый выезд на встречную полосу. Предполагается, что автоинспекторы и мировые судьи при назначении наказания должны учитывать траекторию движения автомобиля, длительность нахождения на встречной полосе и тому подобные факторы. В ряде случаев нарушитель сможет сохранить водительские права, расставшись при этом с существенной суммой. Если в течение года после оплаты штрафа за встречку автомобилист вновь попадется по другую сторону дороги, ему грозит лишение прав уже на год, без каких-либо штрафных альтернатив.

Разъяснения, подготовленные ГИБДД, учитывают самые разные ситуации, в которых может оказаться автомобиль на дороге. Так, обгон тихоходного транспорта (к примеру, гужевых повозок) даже в зоне действия знака «Обгон запрещен» нарушением не является. Также вполне допустим разворот на перекрестке с одним пересечением проезжих частей, вне зависимости от траектории маневра.

В свою очередь, движение во встречном направлении по односторонней дороге категорически запрещено. С одной стороны, все логично: ездить нужно по направлениям стрелок, и даже задний ход здесь недопустим. Об этом говорится в ПДД, на информационных плакатах указано наказание именно за задний ход, однако в экзаменационных билетах для будущих водителей до сих пор черным по белому написано, что такой маневр вполне допустим. На практике это грозит штрафом или даже лишением прав.

Впрочем, говоря об информационных плакатах, нельзя не заметить, что наглядные пособия нарисованы для идеальных дорожных условий. На каждом рисунке отлично видно все знаки, на асфальте нанесена четкая разметка, в конце концов, на дорогах – лето. В реальном мире сейчас идет зима, разметка в лучшем случае скрыта под слоем снега, а знаки порой и вовсе установлены так, что водителю их не видно.

«Обычно водителей ловят в тех местах, где дорога из поворота имеет расширение, – говорит автоюрист Олеся Савельева. – Еще инспекторы любят «разводить» просто за пересечение сплошной или двух сплошных линий разметки: говорят, что это тоже выезд на встречку, хотя на самом деле там штраф 1500 рублей».

«Я не могу сейчас назвать конкретные места, но в Уфе инспекторы довольно часто ловят водителей на выезде на встречную полосу на перекрестках и в особенности на узких улицах, – комментирует представитель Федерации автовладельцев России в РБ Ильяс Чанышев. – Эта проблема обостряется в зимнее время, когда проезжая часть сужается и сходу отличить двухполосную дорогу от четырехполосной, как и определить границы своей полосы, невозможно. Поэтому следует соблюдать осторожность и выбирать маршрут «с запасом».

Еще по теме: