Закон о браке супружестве и семье в рк

Рубрики Публикации

Кодекс Республики Казахстан О браке (супружестве) и семье

Смотреть полный текст Кодекса РК О браке (супружестве) и семье

Медиация применима при решении семейных споров (конфликтов) на основании действующего законодательства (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.11.2014 г.)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА (СУПРУЖЕСТВА)

Статья 18. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака (супружества)

Споры относительно раздела общего имущества, выплаты средств на содержание нетрудоспособного супруга, а также несовершеннолетних детей, возникающие между супругами при расторжении брака (супружества), рассматриваются в порядке медиации или в судебном порядке.

Глава 7. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

Статья 37. Раздел общего имущества супругов

3. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в порядке медиации или в судебном порядке.

При разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов с учетом интересов несовершеннолетнего ребенка определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу присуждается соответствующая денежная или иная компенсация.

РАЗДЕЛ 3. СЕМЬЯ

Глава 11. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 73. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

2. Место жительства и юридический адрес ребенка при раздельном проживании родителей устанавливаются соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается в порядке медиации или судом с участием органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, по требованию родителей исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для развития и воспитания (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другие подобные условия).

3. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, а в случае несогласия с его решением — в порядке медиации или судом с участием этого органа и родителей ребенка.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ 6. АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

Глава 24. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 183. Порядок изменений, дополнений и исправлений записей актов гражданского состояния

1. Внесение изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния при наличии первичной актовой записи о регистрации, также достаточных оснований и при отсутствии спора между заинтересованными лицами производится регистрирующим органом. При наличии спора между заинтересованными лицами вопросы внесения изменений, дополнений и исправлений в записи актов гражданского состояния решаются в порядке медиации или в судебном порядке.

HIV Legal Aid. Региональная сеть правовой помощи людям с ВИЧ

Кодекс О браке (супружестве) и семье

Глава 3. Условия и порядок заключения брака (супружества)

Статья 11. Лица, между которыми не допускается заключение брака (супружества)

Не допускается заключение брака (супружества) между:

1) лицами одного пола;

2) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке (супружестве);

3) близкими родственниками;

4) усыновителями и усыновленными, детьми усыновителей и усыновленными детьми;

5) лицами, хотя бы одно из которых признано недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия по решению суда, вступившему в законную силу.

Глава 13. Усыновление ребенка

Статья 91. Лица, имеющие право быть усыновителями

1. Усыновление разрешается при наличии в семье усыновителя условий для нормального физического, психического, духовного и нравственного развития, воспитания и образования ребенка.

2. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица, за исключением:

1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

4) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законами Республики Казахстан обязанностей;

5) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V (см. стар. ред.)

6) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Переченьзаболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат, устанавливается уполномоченным органом в области здравоохранения;

7) лиц, не имеющих постоянного места жительства;

8) лиц, придерживающихся нетрадиционной сексуальной ориентации;

Подпункт 9 изложен в редакции Закона РК от 09.04.16 г. № 501-V (см. стар. ред.)

9) лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления на момент усыновления, а также лиц, указанных в подпункте 14) настоящего пункта;

10) лиц без гражданства;

11) лиц мужского пола, не состоящих в зарегистрированном браке (супружестве), за исключением случаев фактического воспитания ребенка не менее трех лет в связи со смертью матери или лишением ее родительских прав;

12) лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан;

13) лиц, состоящих на учетах в наркологическом или психоневрологическом диспансерах;

Пункт дополнен подпунктом 14 в соответствии с Законом РК от 09.04.16 г. № 501-V

14) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми.

3. Лица, не состоящие между собой в браке (супружестве), не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Внести поправки в Кодекс о браке и семье РК рекомендовал Конституционный совет

Конституционный совет обратился к Парламенту и Правительству с рекомендацией гарантировать соблюдение прав матерей-одиночек и детей, рождённых вне брака.

Председатель Конституционного совета РК Кайрат Мами рекомендовал Правительству и Парламенту уравнять в правах на содержание ребёнка женщин, родивших после развода и вне брака.

В Астане рассмотрели представление специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Карагандинской области о признании неконституционным пункта 5 статьи 47 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье».

«Признавая эту норму конституционной, совет обратил внимание Правительства на необходимость более эффективной защиты прав и интересов незамужних женщин и детей, рождённых вне брака«, – сказал Кайрат Мами, оглашая решение Конституционного совета.

Он пояснил, что взыскание денег с отца ребёнка необходимо гарантировать любой матери. Совет обратил внимание на необходимость раскрытия таких понятий как дородовой и послеродовой периоды.

«Конституционный совет рекомендовал Правительству, Парламенту внести поправки в Кодекс о браке (супружестве) и семье», – заявил Мами.

Член Конституционного совета Рахмет Мукашев добавил, что противоречий Конституции не усмотрели, потому что Кодекс регулирует только брачные отношения.

«В нашей стране ребёнок, независимо от того, родился в браке или вне брака, должен обеспечиваться одинаково в материальном отношении. Этот тезис лёг в основу решения Конституционного совета», – подчеркнул он.

6 апреля сообщалось, что Карагандинский суд предложил взыскивать с отцов в пользу матерей-одиночек не только алименты на ребёнка, но и содержание, наравне с женщинами в браке.

Пока что в статье 47 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» указано, что женщина может требовать от ребёнка отца, если отцовство установлено, на содержание: дородовой и послеродовой периоды – это 70 дней до родов и 56 после них. Будучи в браке женщина при такой же ситуации имеет право требовать от супруга то же содержание, но в период беременности и до достижения ребёнком трёхлетнего возраста.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Почему Кодекс о браке и семье стремится уничтожить международное семейное право?

Почему Кодекс о браке и семье стремится уничтожить

международное семейное право?

Как это начиналось

Проблемы с международным семейным правом начались у законодателя еще с принятием Закона о браке и семье от 17 декабря 1998 года. Через некоторое время после принятия Закона ко мне обратилась супружеская чета из Америки с просьбой дать консультацию по вопросам опеки и попечительства. Я взял Закон о браке и семье и с изумлением обнаружил, что в разделе, посвященном международному семейному праву, нет статьи об опеке и попечительстве. Хотя в прежнем Законе она была.

Я стал разбираться, как это могло получиться, и понял, что разработчики Закона целиком списали раздел о международном семейном праве с российского семейного кодекса. Но в законодательстве России основная глава об опеке и попечительстве содержится не в семейном кодексе, а в Гражданском кодексе. Поэтому естественно, что коллизионная норма (то есть норма, определяющая, право какого государства применимо к данным отношениям) об опеке и попечительстве помещена не в семейном кодексе, а в Гражданском кодексе.

Но в Казахстане раздел об опеке и попечительстве помещен не в ГК, а в Законе о браке и семье. Поэтому коллизионная норма об опеке и попечительстве раньше была помещена в Законе о браке и семье. Однако разработчики Закона о браке и семье, списав целиком раздел о международном семейном праве с российского закона, эту статью не включили. В ГК такой статьи, естественно, не было, и в итоге получилось, что этой нормы не оказалось ни в ГК, ни в Законе о браке и семье.

К счастью, Гражданский кодекс (Особенная часть) в то время находился в Парламенте РК, но его еще не успели принять. Я написал записку Председателю Комитета по законодательству Мажилиса, приложив проект колллизионной статьи об опеке и попечительстве, и предложил на выбор два варианта: 1) или внести изменения в Закон о браке и семье; 2) или включить эту норму в проект ГК (Особенная часть). На первый вариант, естественно, никто не решился, так как вносить изменения в только что принятый закон весьма затруднительно. Был принят второй вариант. Таким образом, в ГК (Особенная часть) появилась в самом конце ст. 1124 «Опека и попечительство», хотя основной раздел об опеке и попечительстве остался в Законе о браке и семье.

К слову сказать, этот факт свидетельствует о том, что гражданское право и семейное право имеют единый предмет, и является подтверждением того, что семейное право является частью гражданского. Недаром во многих странах нормы о браке и семье содержатся в Гражданском кодексе. Например, Гражданский кодекс Франции открывается нормами о браке и семье.

Так что первой ошибкой Кодекса о браке (супружестве) и семье явилось то, что эта статья не была перенесена из ГК в Кодекс о браке (супружестве) и семье.

Однако Кодекс о браке (супружестве) и семье (далее — КоБС) пошел еще дальше. Коллизионные нормы о браке и об усыновлении были перенесены из раздела о международном семейном праве в раздел о регистрации актов гражданского состояния. Таким простым механическим действием была уничтожена половина норм о международном семейном праве.

Заключение брака: прогресс или регресс?

Коллизионные нормы имеют наибольшее значение как раз при заключении брака.

Различные правовые юрисдикции по разному решают вопросы применения коллизионных привязок к заключению брака.

Одни системы исходят из коллизионной привязки закон места заключения брака (lex loci celebrationis). Эта система удобна в применении, поскольку место заключения брака обычно легко определить. Система lex loci celebrationis получила распространение во многих странах Латинской Америки (Аргентина, Гватемала, Мексика, Парагвай и др.). С определенными оговорками она применяется в Англии, Франции, Германии.

Вторая система применяет коллизионную привязку личный закон (lex personalis), который может быть или законом страны гражданства (lex nationalis), как в большинстве стран, или законом места жительства (lex domicilii) как в Дании, Норвегии, ряде латиноамериканских государств.

Третья система восприняла комбинацию этих систем: одновременное применение lex loci celebrationis и lex personalis. Обычно lex loci celebrationis в этих странах применяется к форме заключения брака, а lex personalis – к условиям заключения брака.

Lex loci celebrationis выступает как одна из разновидностей закона места совершения акта (lex loci locus regit actum).

До принятия КоБС Казахстан придерживался смешанной системы, применяя и lex loci celebrationis, и lex personalis. Статья 200 Закона РК от 17 декабря 1998 г. «О браке и семье» (утратившего силу) закрепляла в п.1, что форма и порядок заключения брака на территории РК подчиняется законодательству РК (lex loci celebrationis).

Однако условия заключения брака подчиняются закону гражданства (lex nationalis) каждого из вступающих в брак, за исключением требований статей 9-11 Закона о браке и семье (согласие на вступление в брак, брачный возраст, лица, между которыми не допускается заключение брака). В отношении этих исключений действовало законодательство РК.

И, наконец, п. 3 ст. 200 Закона применял к лицам без гражданства в отношении условий заключения брака закон места жительства (lex domicilii).

В российской юридической литературе включение аналогичного положения в Семейный кодекс РФ приветствовалось как серьезная новелла российского законодательства[1]. До принятия Семейного кодекса РК в юридической литературе неоднократно указывалось на желательность включения подобной нормы в СК РФ[2].

Таким образом, переход от системы lex loci celebrationis к смешанной системе считается прогрессивным явлением. А переход обратно из смешанной системы к lex loci celebrationis, как логически вытекает из приведенной посылки, является регрессивным явлением, возвратом к реакционной советской системе, когда признавалось только национальное законодательство, и никакое другое.

Как тогда расценивать исключение из КоБС РК норм, ранее закрепленных в ст. 200 Закона о браке и семье? Причем я убежден, что сделано это не по злому умыслу, а по незнанию и некомпетентности разработчиков, незнакомых с основами теории международного частного права.

В КоБС РК все нормы об отношениях по заключению брака с иностранным элементом содержатся в главе 27, посвященной государственной регистрации заключения брака (супружества), где, естественно, ни о каких коллизионных привязках речь не идет, а применяется без вариантов законодательство РК.

К этому можно добавить, что разработчики КоБС исключили из раздела, посвященного международному семейному праву, нормы не только о заключении брака (ст.ст. 200-202 Закона о браке и семье), но и о недействительности брака (ст. 203), о расторжении брака (ст. 204), об усыновлении (удочерении) (ст. 209). Они наивно посчитали, что поскольку многие аспекты этих норм связаны с регистрацией брака, то можно безболезненно перенести эти нормы в раздел, посвященный регистрации актов гражданского состояния.

Однако безболезненно не получилось и не могло получиться. Произошла грубая вивисекция живых органов семейного законодательства, практически это уничтожение раздела о международном семейном праве.

Регистрация актов гражданского состояния – это государственный акт в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Здесь не может быть речи о применении иностранного права. Даже если бы в решении определенного вопроса (например, усыновления) применялось только законодательство РК, все равно этот вопрос должен был быть отражен в разделе «Международное семейное право». Это принципиально важно. А то, что к отношениям применяется только право РК, ничего по существу не меняет, ибо в международном частном праве предусмотрено два вида коллизионных привязок. Двусторонняя привязка – это когда может быть применено право того или иного государства (например, права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей определяется законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства (п. 1 ст.277 КоБС). То есть если родители и дети совместно проживали в Казахстане, будет применяться законодательство Казахстана, если во Франции — законодательство Франции и т.д.). Односторонняя привязка – когда применяется право только одного государства, например, Республики Казахстан. В качестве примера можно привести п.1 ст. 200 отмененного Закона о браке и семье: форма и порядок заключения брака на территории РК определяется законодательством РК. В новом КоБС эта классическая формула международного частного права воспроизведена в уродливой форме в п.1 ст. 228: государственная регистрация заключения брака (супружества) граждан РК с иностранцами или лицами без гражданства производится в регистрирующих органах РК на общих основаниях в соответствии с законодательством РК либо в дипломатическом представительстве, консульском учреждении иностранного государства, гражданином которого является лицо, желающее вступить в брак (супружество).

Здесь уже нет и речи о возможности каких-либо двусторонних коллизионных привязок.

В части четвертой п. 2 ст. 228 КоБС закрепляется, что государственная регистрация заключения брака (супружества) граждан РК с оралманами производится на общих основаниях в соответствии с законодательством РК.

Единственным упоминанием о зарубежном праве является норма закреплненая в первых трех частях п.2 ст. 228 КоБС:

«Одновременно с подачей заявления о вступлении в брак (супружество) иностранец должен представить разрешение на брак (супружество) от компетентного органа государства, гражданином которого он является, с иностранцем, если такого рода разрешение требуется в соответствии с законодательством иностранного государства.

При отсутствии такого разрешения регистрирующий орган при приеме заявления должен разъяснить вступающим в брак (супружество) и в первую очередь гражданину (гражданке) РК, что их брак (супружество) может быть признан недействительным в стране, гражданином которой является лицо, с которым он вступает в брак (супружество).

Если несмотря на такое разъяснения заявители настаивают на государственной регистрации заключения брака (супружества), этот брак (супружество) регистрируется».

Интересная норма, но она или невыполнима, или может принести дополнительные обременения для вступающих в брак. Откуда регистрирующий орган может знать о необходимости получать разрешение на вступление в брак с иностранцем в той или иной стране? Только от вступающих в брак. Здесь возможны три варианта:

1) или регистрирующий орган проигнорирует требования п. 2 ст. 228 КоБС; 2) или он спросит об этом у иностранца и в случае любого ответа зарегистрирует брак; 3) или он заставит иностранца принести справку, что в его стране нет необходимости получать такое разрешение. В первых двух вариантах норма п. 2 ст. 228 КоБС бесполезна, в третьем, кроме дополнительных трудностей, она ничего не дает, потому что в любом случае брак будет зарегистрирован.

Ярким показателем того, что к чему может привести бездумное перенесение статей из одного раздела закона в другой, является п.3 ст. 228 КоБС, который является удивительным по своей бессмысленности.

В п. 3 ст. 228 КоБС закрепляется: «Условия заключения брака (супружества) лицом без гражданства на территории РК определяются законодательством РК, если лицо имеет постоянное место жительства на территории РК».

Во-первых, здесь впервые появляется термин «условия заключения брака», выброшенный из первых двух пунктов.

Видимо, разработчики КоБС не различают два принципиальных аспекта заключения брака, принятых в международном семейном праве большинства стран мира (как и в Казахстане до принятия КоБС): форма и порядок заключения брака и условия заключения брака.

Во-вторых, возникает вопрос, что происходит, если лицо без гражданства имеет постоянное место жительства не в Казахстане, а в другом государстве, но брак хочет заключить в Казахстане? Нет ответа.

Все дело в том, что разработчики КоБС взяли норму п. 3 ст. 200 Закона о браке и семье. Но посмотрите, как звучал п. 3 ст. 200 Закона о браке и семье:

«Условия заключения брака лицом без гражданства на территории РК определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства».

Здесь все понятно. Если лицо без гражданства проживает в Казахстане, применяется законодательство РК, если лицо без гражданства постоянно проживает в России или во Франции, применяется законодательство России или Франции. Классическая двусторонняя коллизионная привязка!

Однако перетащив эту норму в раздел о государственной регистрации, разработчики, естественно, не могли упомянуть право другого государства, они заменили слово «государство» на Республику Казахстан, и в результате получилась полная бессмыслица.

Заключение браков граждан РК за рубежом

В соответствии с п.1 ст. 229 КоБС брак (супружество) между гражданами РК, проживающими за пределами РК, заключается в загранучреждениях РК.

Загранучреждения РК – это посольства и консульства РК. Также браки нередко называют консульскими браками.

Такие правомочия загранучреждениям предоставляются Консульским уставом. Право консулу регистрировать браки закрепляется также в Консульских конвенциях. Например, в ст. 31 п. 1 (е) Консульской конвенции между РК и РФ от 28 марта 1994 г. закрепляется право консула на регистрацию браков и расторжение их при условии, что оба лица, вступающие в брак или расторгающие его, являются гражданами представляемого государства.

Согласно п. 1 ст. 230 КоБС граждане РК могут заключить брак между собой и с иностранцами или лицами без гражданства за пределами РК с соблюдением законодательства государства, на территории которого он был заключен. Такой брак признается действительным в РК, кроме случаев, предусмотренных статьями 10 и 11 КоБС (выделено мной – М.С.).

Ст. 10 КоБС закрепляет брачный (супружеский) возраст, который в Казахстане составляет 18 лет. В отдельных случаях (беременность, рождение ребенка) регистрирующие органы могут снизить возраст на срок не более двух лет.

В ст. 11КоБС названы лица, между которыми не допускается заключение брака (между лицами одного пола, лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке (супружестве), близкими родственниками, усыновителями и усыновленными, детьми усыновителей и усыновленными детьми, лицами, из которых хотя бы одно признано недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия).

Заключение браков между иностранцами за рубежом

В соответствии с п.2 ст. 230 КоБС брак (супружество) между иностранцами, заключенный за пределами РК, с соблюдением законодательства государства, на территории которого он заключен, признается действительным в РК, если он не противоречит законодательству РК (выделено мной — М.С.).

Необходимо обратить внимание на логическую неувязку в ст. 230 КоБС: если брак заключен между гражданами РК и иностранцем, не требуется соблюдение законодательства РК, кроме статей 10 и 11 КоБС; а если брак заключен за рубежом по их законам, то требуется соответствие всему законодательству РК. То есть для иностранцев более жесткие требования, чем для наших граждан. Это в корне неверно и противоречит основам международного права.

Следует обратить внимание, насколько грамотно были выстроены эти отношения в Законе о браке и семье:

а) если брак с иностранцем заключается в Казахстане, условия заключения брака для иностранца определяются по праву страны, гражданином которой он является, однако с соблюдением требований статей 9-11 Закона о браке и семье (добровольное согласие на брак, брачный возраст, перечень лиц, между которыми заключение брака не допускается) (п.2 ст. 200);

б) браки между гражданами РК и браки между гражданами РК и иностранцами за рубежом заключаются по законодательству государства, на территории которого они заключены, и признаются действительными в РК, кроме случаев, предусмотренных статьей 11 Закона о браке и семье (п.1 ст. 202 Закона). То есть условие о добровольном согласии и брачном возрасте может быть не соблюдено;

в) браки между иностранцами, заключенные за пределами РК по законодательству иностранного государства, признаются действительным и в РК без всяких оговорок.

И это очень логичная схема. Заключаешь брак в РК, — значит, форма и порядок заключения в соответствии с законодательством РК. В остальном можешь руководствоваться своим законодательством, но с соблюдением фундаментальных начал заключения брака, закрепленных в законодательстве РК.

Заключаешь брак с гражданином РК за рубежом, подчиняйся законам этого государства, но при этом имей в виду, что в Казахстане твой брак не признают в соответствии со ст. 11 КоБС, если вы относитесь к лицам, между которыми запрещается заключение брака.

Но если два иностранца заключили брак по своим законам, у Казахстан нет и не должно быть намерения и возможности вмешиваться в правила, установленные другим государством, и признавать этот брак действительным или недействительным.

Заключение браков между иностранцами на территории РК

В соответствии с п.2 ст. 229 КоБС брак (супружество) между иностранцами, заключенный на территории РК в дипломатических представительствах или консульских учреждениях иностранных государств, признается действительным в РК, если он не противоречит законодательству РК (выделено мной – М.С.).

Та же картина! Без оснований и возможностей пытаемся диктовать иностранным государствам, как им регулировать заключение браков их гражданам на их территории. А то не признаем!

А теперь сравните, как решался этот вопрос в соответствии с нормами международного частного права в п. 2 ст. 202 Закона о браке и семье:

«Браки между иностранцами, заключенные на территории РК в посольствах или консульских учреждениях иностранных государств, признаются на условиях взаимности (выделено мной — М.С.) действительными в РК, если эти лица в момент заключения брака являлись гражданами иностранного государства, назначившего после или консула в РК».

Никакого вмешательства в законодательство иностранного государства. Единственное требование: на условиях взаимности. То есть если иностранное государство признает действительными браки граждан РК, заключенные на территории этого государства в посольстве или консульстве РК, то и в Казахстане признаются действительными аналогичные браки, заключенные на территории РК.

Признание брака недействительным

В соответствии со ст. 231 КоБС недействительность брака (супружества), заключенного в РК или за пределами РК, определяется законодательством РК, которое действовало на момент заключения брака (супружества).

Эта статья страдает теми же недостатками, что и нормы о заключении брака: она также категорически отрицает возможность применения иностранного права к семейным отношениям.

Ст. 244 КоБС, посвященная государственной регистрации расторжения брака с иностранцами и лицами без гражданства, дословно воспроизводит текст ст. 204 Закона о браке и семье.

В соответствии с п.1 ст. 244 КоБС расторжение брака (супружества) между гражданами РК и иностранцами и лицами без гражданства, а также брака (супружества) между иностранцами на территории РК производится в соответствии с законодательством РК.

Расторжение брака (супружества) может быть произведено в регистрирующих органах, при взаимном согласии на расторжение брака (супружества) супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и при отсутствии имущественных и иных претензий друг к другу (ст. 17 КоБС). Во всех остальных случаях брак (супружество) расторгается в судебном порядке (ст. 19 КоБС).

Согласно п.2 ст. 244 КоБС гражданин РК, проживающий за пределами территории РК, вправе расторгнуть брак (супружество) с проживающим за пределами РК супругом (супругой) независимо от его гражданства в суде РК. В случае, если в соответствии с законодательством РК допускается расторжение брака (супружества) в регистрирующем органе, брак (супружество) может быть расторгнут в загранучреждениях РК.

Это означает, что в случаях, предусмотренных ст. 17 КоБС, гражданин РК и его супруг (супруга) могут обратиться в посольство или консульство РК за расторжением брака.

Понятие «независимо от его гражданства» означает, что второй супруг, с которым гражданин РК расторгает брак, может быть как гражданином РК, так и иностранцем.

В п.3 ст. 244 КоБС закрепляется, что расторжение брака (супружества) между гражданами РК и иностранцами или лицами без гражданства, совершенное за пределами РК с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства, признается действительным в РК.

В соответствии с п.4 ст. 244 КоБС расторжение брака (супружества) между иностранцами, совершенное за пределами РК с соблюдением законодательства соответствующего иностранного государства, признается действительным в РК.

Следует обратить внимание, что в п.п. 3 и 4 ст.244 КоБС нет добавления: «если оно не противоречит законодательству РК», как это сделано в аналогичных случаях применительно к заключению брака (п.п.1 и 2 ст. 230 КоБС). Это правильно. Однако возникает противоречие между однотипными случаями при заключении брака и при его расторжении, что недопустимо.

Например, заключенный за границей брак между близкими родственниками в соответствии со ст.230 КоБС не будет признаваться действительным в РК, а расторжение этого брака – действительным. Но как можно признавать действительным расторжение недействительного брака? Это еще раз подчеркивает абсурдность норм, закрепленных в ст. 230 КоБС.

Анализ ст. 244 КоБС показывает, что ей не место в разделе о регистрации, ибо она не имеет никакого отношения к регистрации. В ней закреплены коллизионные нормы, касающиеся порядка и процедуры расторжения брака, то есть она основана на тех нормах, которые содержатся в главе 4 КоБС «Прекращение брака» (супружества)».

Данной статье место в разделе, посвященном международным семейным отношениям.

Отношениям по усыновлению с иностранным элементом посвящена ст. 251 КоБС, закрепляющая:

«1. Государственная регистрация усыновления, в том числе отмена усыновления, в том числе отмена усыновления, на территории РК иностранцами ребенка, являющегося гражданином РК, производится в соответствии с законодательством РК с соблюдением требований настоящего Кодекса.

2. Контроль за детьми, переданными на усыновление иностранцам, осуществляется загранучреждениями РК и уполномоченным органом в области защиты прав детей РК».

В статью 251КоБС были перенесены п.п.1 и 6 ст. 209 Закона о браке и семье, содержащейся в разделе 7 Закона, посвященного международному семейному праву.

Ст. 251 КоБС явно находится не на своем месте, ибо п. 1 должен определять не регистрацию усыновления, а общий порядок усыновления граждан РК иностранцами и место ей не здесь, а в разделе, посвященном международному семейному праву. Тем более, что глава 32 КоБС так и называется «Применение норм брачно-семейного законодательства к иностранцам и лицам без гражданства». В п.1 ст. 251 КоБС речь идет как раз о применении норм законодательства РК к иностранцам.

Кроме того, совсем не обязательно ссылаться на все требования КоБС, в главе 13 КоБС четко выделены статьи, посвященные усыновлению детей иностранцами.

Пункт 2 статьи 251 КоБС не имеет никакого отношения к регистрации усыновления.

Таким образом, Казахстан сейчас является одним из немногих (если не единственным) государств, где почти уничтожено международное семейное право.

В настоящее время Министерство юстиции РК проводит мониторинг законодательства на предмет выявления норм, подлежащих отмене или изменению. Представляется, что одним из важных направлений такого мониторинга должно стать изменение норм КоБС, направленное на восстановление международного семейного права. Причем для полного соответствия принципам международного частного права представляется необходимым отказаться от нынешнего названия раздела, оставшегося от советской системы права («Применение норм брачно-семейного законодательства Республики Казахстан к иностранцам и лицам без гражданства»), а назвать его скромно и просто: «Международное семейное право».

академик НАН РК

[1]. См.: Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 119.

[2]. См.: Матвеев Г.К. Вопросы советского коллизионного семейного права // Правоведение. 1972. №2. С. 99-105; Он же. Актуальные проблемы советского коллизионного семейного права //Развитие законодательства о браке и семье. М., 1978. С. 80 -82; Пантелеева И.В. Заключение брака по международному частному праву: Автореф. дисс…. канд.юрид. наук. М., 1998.

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 26 декабря 2011 года №518-IV ЗРК

О браке (супружестве) и семье

(В редакции Законов Республики Казахстан от 24.12.2012 г. №60-V ЗРК, 08.01.2013 г. №64-V ЗРК, 29.01.2013 г. №74-V ЗРК, 13.06.2013 г. №102-V ЗРК, 21.06.2013 г. №106-V ЗРК, 03.07.2013 г. №121-V ЗРК, 15.01.2014 г. №164-V ЗРК, 31.03.2014 г. №180-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2015), 03.07.2014 г. №227-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2015), 05.07.2014 г. №236-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2015), 29.09.2014 г. №239-V ЗРК, 07.11.2014 г. №248-V ЗРК, 17.11.2014 г. №254-V ЗРК, 19.05.2015 г. №315-V ЗРК, 31.10.2015 г. №378-V ЗРК, 17.11.2015 г. №408-V ЗРК (вступил в силу 01.03.2016), 03.12.2015 г. №433-V ЗРК, 09.04.2016 г. №501-V ЗРК (см. сроки вступления в силу), 18.04.2017 г. №58-VI ЗРК, 11.07.2017 г. №91-VI ЗРК, 02.07.2018 г. №165-VI ЗРК)

Настоящий Кодекс определяет цели, задачи, принципы и правовые основы регулирования брачно-семейных (супружеско-семейных) отношений, обеспечивает защиту прав и интересов семьи, определяя ее развитие приоритетным направлением государственной социальной политики Республики Казахстан.

Раздел 1. Общие положения


Глава 1. Брачно-семейное законодательство Республики Казахстан


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

1) акты гражданского состояния — юридически оформленные обстоятельства, которые индивидуализируют человека и с которыми связано возникновение, наличие и прекращение его прав и обязанностей;

2) отдел регистрации актов гражданского состояния (далее — регистрирующий орган) — местный исполнительный орган, осуществляющий государственную регистрацию актов гражданского состояния;

3) аккредитация — официальное признание уполномоченным органом в области защиты прав детей Республики Казахстан права агентств по усыновлению (удочерению) осуществлять свою деятельность;

4) алименты — денежное или материальное содержание, которое одно лицо обязано предоставить другому лицу, имеющему право на его получение;

5) ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей (родителя), — ребенок (дети), лишившийся попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием безвестно отсутствующими, объявлением умершими, признанием недееспособными или ограниченно дееспособными, отбыванием наказания в местах лишения свободы, уклонением от воспитания ребенка или защиты его прав и интересов, в том числе с отказом взять ребенка из воспитательной или медицинской организации, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения и нуждающийся в обеспечении необходимой защиты его прав и интересов, предусмотренных законами Республики Казахстан;

6) отказной ребенок (отказные дети) — ребенок, родители (родитель) которого отказались от его дальнейшего воспитания, обучения, материального обеспечения путем оформления соответствующих юридических документов;

7) установление отцовства — установление регистрирующим органом либо в судебном порядке отцовства в отношении ребенка лица, не состоящего в браке (супружестве) с матерью ребенка;

8) ребенок (дети) — лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия);

9) усыновление (удочерение) — правовая форма передачи ребенка (детей) на воспитание в семью на основании судебного решения, в результате которой возникают личные неимущественные и имущественные права и обязанности, приравниваемые к правам и обязанностям родственников по происхождению;

10) агентства по усыновлению (удочерению) — некоммерческие, иностранные организации, осуществляющие деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории своего государства и аккредитованные для осуществления подобной деятельности на территории Республики Казахстан в порядке, установленном настоящим Кодексом;

10-1) гостевая семья — семья, временно принявшая на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях всех типов (образовательные, медицинские и другие), в периоды, не связанные с образовательным процессом (каникулы, выходные и праздничные дни);

11) детство — правовое состояние лиц, не достигших совершеннолетия;

11-1) приемная семья — форма устройства в семью, принявшую на воспитание не менее четырех и не более десяти детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях образования для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

12) законные представители ребенка — родители (родитель), усыновители (удочерители), опекун или попечитель, приемный родитель (приемные родители), патронатный воспитатель и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка;

13) близкие родственники — родители (родитель), дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки;

14) фиктивный брак (супружество) — брак (супружество), заключенный в установленном законом Республики Казахстан порядке, без намерения супругов или одного из них создать семью;

15) документ, удостоверяющий личность, — материальный объект установленного образца с зафиксированной на нем информацией о персональных данных физического лица, позволяющей установить личность и правовой статус его владельца в целях идентификации личности.

К документам, удостоверяющим личность, относятся документы, указанные в пункте 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О документах, удостоверяющих личность»;

(Подпункт 15) изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 29.01.2013 г. №74-V ЗРК)

К документам, удостоверяющим личность, относятся удостоверение личности гражданина Республики Казахстан, национальный паспорт, удостоверение лица без гражданства, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан;

16) свойство — отношение одного из супругов к близким родственникам другого супруга;

17) ребенок-сирота (дети-сироты) — ребенок (дети), у которого умерли оба или единственный родитель;

17-1) Республиканский банк данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (далее — Республиканский банк данных), — база данных, содержащая сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, а также о лицах, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи;

17-2) многодетная семья — семья, имеющая в своем составе четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения двадцатитрехлетнего возраста);

18) уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан — центральный исполнительный орган, определяемый Правительством Республики Казахстан;

19) попечительство — правовая форма защиты прав и интересов ребенка (детей) в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также совершеннолетних лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;

20) ребенок (дети), находящийся в трудной жизненной ситуации, — ребенок (дети), жизнедеятельность которого нарушена в результате сложившихся обстоятельств и который не может преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; ребенок (дети), находящийся в специальных организациях образования, организациях образования с особым режимом содержания несовершеннолетний (несовершеннолетние), состоящий на учете службы пробации;

21) опека — правовая форма защиты прав и интересов детей, не достигших четырнадцати лет, и лиц, признанных судом недееспособными;

22) опекун или попечитель — лицо, назначенное в установленном законом Республики Казахстан порядке для осуществления функций по опеке или попечительству;

23) вспомогательные репродуктивные методы и технологии — комплекс медицинских мероприятий по диагностике, лечению и реабилитации, направленных на коррекцию репродуктивной деятельности граждан;

24) материальное положение — наличие или отсутствие заработной платы, пенсии, других доходов; их размер; наличие имущества; получение или неполучение материальной помощи от других членов семьи;

25) договорный режим имущества — режим собственности супругов, установленный брачным договором;

26) брак (супружество) — равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом Республики Казахстан порядке, с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные права и обязанности между супругами;

27) брачный (супружеский) возраст — установленный настоящим Кодексом возраст, по достижении которого лицо вправе вступить в брак (супружество);

28) мать, не состоящая в браке (супружестве), — женщина, родившая ребенка (детей), но не состоящая в браке (супружестве), зарегистрированном в регистрирующих органах;

29) семья — круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений;

30) семейное положение — состояние либо несостояние в браке (супружестве) или расторжение брака (супружества), вдовство, наличие или отсутствие детей или других членов семьи;

31) патронат — форма воспитания, при которой дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (родителя), передаются на патронатное воспитание в семьи по договору, заключаемому органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, и лицом, выразившим желание взять ребенка (детей) на воспитание;

32) репродуктивное здоровье — здоровье человека, отражающее его способность к воспроизводству полноценного потомства;

33) суррогатная мать — женщина, вынашивающая плод после применения вспомогательных репродуктивных методов и технологий и рожающая ребенка (детей) для заказчиков согласно договору суррогатного материнства;

34) суррогатное материнство — вынашивание и рождение ребенка (детей), включая случаи преждевременных родов, по договору между суррогатной матерью и супругами с выплатой вознаграждения;

35) договор суррогатного материнства — нотариально удостоверенное письменное соглашение между лицами, состоящими в браке (супружестве) и желающими иметь ребенка, и женщиной, давшей свое согласие на вынашивание и рождение ребенка путем применения вспомогательных репродуктивных методов и технологий;

36) родственники — лица, находящиеся в родственной связи, имеющие общих предков до прадедушки и прабабушки.

2. Понятия «усыновление (удочерение)» и «усыновление», «усыновители (удочерители)» и «усыновители», «усыновленные (удочеренные)» и «усыновленные», «ребенок (дети)» и «ребенок», «родители (родитель)» и «родители», «супруги (супруг, супруга)» и «супруги» равнозначны, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Казахстан от 05.07.2014 г. №236-V ЗРК (вступил в силу), 29.09.2014 г. №239-V ЗРК, 09.04.2016 г. №501-V ЗРК, 18.04.2017 г. №58-VI ЗРК, 02.07.2018 г. №165-VI ЗРК)

Статья 2. Основы брачно-семейного законодательства Республики Казахстан

1. Брак (супружество) и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

2. Брачно-семейное законодательство Республики Казахстан основывается на принципах:

1) добровольности брачного (супружеского) союза мужчины и женщины;

2) равенства прав супругов в семье;

3) недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

4) разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

5) приоритета семейного воспитания детей, заботы об их развитии и благосостоянии;

6) приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, пожилых и нетрудоспособных членов семьи;

7) обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав;

8) поддержания здорового образа жизни всех членов семьи.

3. Признается брак (супружество), заключенный только государственными органами.

Брак (супружество), заключенный по религиозным обрядам и церемониям, не приравнивается к зарегистрированному в регистрирующих органах браку (супружеству) и не порождает соответствующих правовых последствий.

Браком (супружеством) не признается фактическое сожительство как мужчины и женщины, так и лиц одного пола.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак (супружество) и в семейных отношениях по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, национальности, языка, отношения к религии или по любым иным обстоятельствам.

Права граждан в брачно-семейных (супружеско-семейных) отношениях могут быть ограничены только на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Статья 3. Отношения, регулируемые брачно-семейным законодательством Республики Казахстан

Брачно-семейное законодательство Республики Казахстан:

1) устанавливает права и обязанности, имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, а в случаях и в пределах, предусмотренных брачно-семейным законодательством Республики Казахстан, между другими родственниками и иными лицами;

2) устанавливает условия и порядок вступления в брак (супружество), прекращения брака (супружества) и признания его недействительным;

3) определяет формы и порядок устройства в семью детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

4) регулирует порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;

5) определяет функции государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Статья 4. Брачно-семейное законодательство Республики Казахстан

1. Брачно-семейное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Кодекса, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

Статья 5. Применение гражданского законодательства Республики Казахстан к брачно-семейным (супружеско-семейным) отношениям

1. К названным в статье 3 настоящего Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным брачно-семейным законодательством Республики Казахстан, применяется гражданское законодательство Республики Казахстан, поскольку это не противоречит существу брачно-семейных (супружескосемейных) отношений.

2. В случаях, когда отношения, предусмотренные статьей 3 настоящего Кодекса, прямо не урегулированы законодательством Республики Казахстан или соглашением сторон и отсутствуют применяемые к ним обычаи, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяются нормы брачно-семейного и (или) гражданского законодательства Республики Казахстан, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования в указанных случаях аналогии закона права и обязанности субъектов брачно-семейных (супружеско-семейных) отношений определяются исходя из общих начал и смысла брачно-семейного или гражданского законодательства Республики Казахстан и требований добросовестности, разумности и справедливости (аналогия права), также с соблюдением принципов действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Глава 2. Осуществление и защита брачно-семейных (супружеско-семейных) прав


Статья 6. Осуществление прав и обязанностей в брачно-семейных (супружескосемейных) отношениях

Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из брачно-семейных (супружеско-семейных) отношений, в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.

Осуществление брачно-семейных (супружеско-семейных) прав и исполнение обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных субъектов права.

Статья 7. Защита брачно-семейных (супружеско-семейных) прав

Защита брачно-семейных (супружеско-семейных) прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, защита брачно-семейных (супружеско-семейных) прав осуществляется государственными органами в пределах их компетенции и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Обращение за защитой нарушенного права к органу власти или управления не препятствует обращению в суд с иском о защите права.

Статья 8. Применение исковой давности в брачно-семейных (супружескосемейных) отношениях

1. Исковая давность не распространяется на требования, вытекающие из брачно-семейных (супружеско-семейных) отношений, за исключением случаев, когда срок для защиты нарушенного права установлен настоящим Кодексом.

2. При применении норм, устанавливающих исковую давность, при рассмотрении споров, вытекающих из брачно-семейных (супружеско-семейных) отношений, суд руководствуется нормами Гражданского кодекса Республики Казахстан.

Раздел 2. Брак (супружество)


Глава 3. Условия и порядок заключения брака (супружества)


Статья 9. Условия заключения брака (супружества)

1. Для заключения брака (супружества) необходимы свободное и полное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак (супружество), и достижение ими брачного (супружеского) возраста.

2. Брак (супружество) не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 11 настоящего Кодекса.

Статья 10. Брачный (супружеский) возраст

1. Брачный (супружеский) возраст устанавливается для мужчин и женщин в восемнадцать лет.

2. Регистрирующие органы по месту государственной регистрации заключения брака (супружества) снижают брачный (супружеский) возраст на срок не более двух лет при наличии следующих уважительных причин:

2) рождении общего ребенка.

3. Ходатайство о снижении брачного (супружеского) возраста может быть подано желающими вступить в брак (супружество) и их родителями либо попечителями с указанием причин, вызывающих необходимость снижения установленного брачного (супружеского) возраста.

4. Снижение брачного (супружеского) возраста допускается только с согласия лиц, вступающих в брак (супружество).

5. Брак (супружество) между лицами, не достигшими брачного (супружеского) возраста, или лица, достигшего брачного (супружеского) возраста, с лицом, не достигшим брачного (супружеского) возраста, разрешается только с письменного согласия родителей либо попечителей лиц, не достигших брачного (супружеского) возраста.

Статья 11. Лица, между которыми не допускается заключение брака (супружества)

Не допускается заключение брака (супружества) между:

1) лицами одного пола;

2) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке (супружестве);

3) близкими родственниками;

4) усыновителями и усыновленными, детьми усыновителей и усыновленными детьми;

5) лицами, хотя бы одно из которых признано недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия по решению суда, вступившему в законную силу.

Статья 12. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак (супружество)

1. Консультирование и обследование по медицинским, а также по медико-генетическим вопросам и вопросам охраны репродуктивного здоровья лиц, желающих вступить в брак (супружество), и только с их обоюдного согласия проводятся организациями здравоохранения.

2. Результаты обследования лица, вступающего в брак (супружество), составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак (супружество), только с согласия прошедшего обследование.

Исключение составляют случаи, когда у лица, вступающего в брак (супружество), имеется заболевание, создающее угрозу для здоровья другого лица, вступающего в брак (супружество).

Статья 13. Порядок заключения брака (супружества)

1. Брак (супружество) заключается в регистрирующих органах либо в специально предназначенных государственных дворцах бракосочетаний при личном присутствии лиц, вступающих в брак (супружество).

В исключительных случаях (тяжелая болезнь, инвалидность, связанная с затруднениями в передвижении, нахождение под стражей или в местах лишения свободы), когда одно из лиц, желающих вступить в брак (супружество), не может явиться в регистрирующий орган, государственная регистрация заключения брака (супружества) производится на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак (супружество), с обязательным согласованием с администрацией соответствующей организации.

2. Заключение брака (супружества) производится по истечении месячного срока со дня подачи желающими вступить в брак (супружество) заявления в регистрирующий орган.

Регистрирующий орган по месту государственной регистрации заключения брака (супружества) при наличии уважительных причин, подтвержденных документально, сокращает или увеличивает этот срок.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной опасности для жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) государственная регистрация заключения брака (супружества) по желанию вступающих в брак (супружество) производится в день подачи заявления.

3. Государственная регистрация заключения брака (супружества) производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации заключения брака (супружества) может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (супружество), либо одним из них, а также их законными представителями.

(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 03.12.2015 г. №433-V ЗРК)

Глава 4. Прекращение брака (супружества)


Статья 14. Прекращение брака (супружества)

Прекращение брака (супружества) является прекращением юридических отношений между супругами в результате не зависящих от них обстоятельств (смерти, объявления одного из них умершим или признания безвестно отсутствующим) либо в результате действий по личной воле как обоих, так и одного из супругов путем расторжения брака (супружества) в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Прекращение брака (супружества) между супругами не прерывает и не прекращает правоотношений между родителями и детьми, рожденными или усыновленными в этом браке (супружестве).

Статья 15. Прекращение брака (супружества) вследствие смерти одного из супругов, объявления его судом умершим или признания безвестно отсутствующим

1. Брак (супружество) прекращается вследствие смерти одного из супругов, а также объявления его судом умершим или признания безвестно отсутствующим.

2. В случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим, и отмены соответствующих судебных решений брак (супружество) может быть восстановлен регистрирующим органом по совместному заявлению супругов.

3. Брак (супружество) не может быть восстановлен, если другой супруг вступил в новый брак (супружество), за исключением случаев, когда в момент заключения брака (супружества) сторонам (или одной из сторон) было известно, что супруг, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, находится в живых.

Статья 16. Расторжение брака (супружества)

1. Брак (супружество) может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга (супруги), признанного судом недееспособным.

2. Расторжение брака (супружества) невозможно без согласия супруги в период ее беременности и течение первого года жизни ребенка.

Статья 17. Расторжение брака (супружества) в регистрирующих органах

1. Расторжение брака (супружества) в регистрирующих органах производится при взаимном согласии на расторжение брака (супружества) супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, и при отсутствии имущественных и иных претензий друг к другу.

2. Независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей брак (супружество) расторгается в регистрирующих органах по заявлению одного из супругов, если другой супруг:

1) признан судом безвестно отсутствующим;

2) признан судом недееспособным;

3) признан судом ограниченно дееспособным;

4) осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет.

3. Государственная регистрация расторжения брака (супружества) производится регистрирующим органом в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 18. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака (супружества)

Споры относительно раздела общего имущества, выплаты средств на содержание нетрудоспособного супруга, а также несовершеннолетних детей, возникающие между супругами при расторжении брака (супружества), рассматриваются в порядке медиации или в судебном порядке.

(Статья 18 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 17.11.2014 г. №254-V ЗРК)

Статья 19. Расторжение брака (супружества) в судебном порядке

1. Расторжение брака (супружества) в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны.

2. Расторжение брака (супружества) в судебном порядке производится в случаях:

1) наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 настоящего Кодекса;

2) отсутствия согласия одного из супругов на расторжение брака (супружества);

3) если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, своими действиями либо бездействием уклоняется от расторжения брака (супружества);

4) наличия имущественных и иных претензий супругов друг к другу.

3. Расторжение брака (супружества) в судебном порядке производится по истечении одного месяца со дня подачи в суд супругами заявления о расторжении брака (супружества).

4. В исключительных случаях суд вправе произвести расторжение брака (супружества) до истечения срока, указанного в пункте 3 настоящей статьи.

Статья 20. Расторжение брака (супружества) в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (супружества)

При отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (супружества) суд вправе принять меры к примирению супругов и отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах шести месяцев.

В случае отложения разбирательства дела с назначением супругам срока для примирения, суд по иску одного из супругов решает вопросы, предусмотренные в подпунктах 2) и 4) пункта 2 статьи 22 настоящего Кодекса.

Расторжение брака (супружества) производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака (супружества).

Статья 21. Расторжение брака (супружества) в судебном порядке по иным основаниям

1. При наличии взаимного согласия на расторжение брака (супружества) супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, при отсутствии имущественных и иных претензий супругов друг к другу суд может расторгнуть брак (супружество) без выяснения мотивов расторжения брака (супружества).

2. Если один из супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, при отсутствии имущественных претензий супругов друг к другу подает заявление на расторжение брака (супружества), а второй, несмотря на отсутствие у него возражений, своими действиями либо бездействием уклоняется от расторжения брака (супружества), суд может расторгнуть брак (супружество) без выяснения мотивов расторжения брака (супружества).

Статья 22. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака (супружества)

1. При расторжении брака (супружества) в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов. Выбор фамилии после расторжения брака (супружества) решается супругами при государственной регистрации расторжения брака (супружества).

2. В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан:

1) определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после расторжения брака (супружества);

2) определить, кто из родителей и в каком размере будет выплачивать алименты на содержание детей;

3) по требованию супругов произвести раздел имущества, находящегося в их общей совместной собственности, с учетом интересов несовершеннолетних детей и (или) интересов самих супругов;

4) по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

3. В случае, если раздел имущества затрагивает интересы третьих лиц, суд вправе выделить требование о разделе имущества в отдельное производство.

Статья 23. Момент прекращения брака (супружества) при его расторжении

1. Брак (супружество), расторгаемый в регистрирующих органах, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака (супружества) в книге записи актов гражданского состояния, а при расторжении брака (супружества) в суде — со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака (супружества).

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака (супружества) направить копию решения суда в регистрирующий орган по месту вынесения решения, а также по месту государственной регистрации заключения брака (супружества).

2. Вступившее в законную силу решение суда о расторжении брака (супружества) подлежит государственной регистрации в регистрирующих органах по месту вынесения решения суда либо по месту жительства одного из супругов.

Супруги не вправе вступать (регистрировать) в новый брак (супружество) до получения свидетельства о расторжении предыдущего брака (супружества).

Статья 24. Последствия прекращения брака (супружества)

С прекращением брака (супружества) прекращаются имущественные и личные неимущественные права и обязанности супругов, вытекающие из их брачно-семейных (супружеско-семейных) отношений, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Глава 5. Недействительность брака (супружества)


Статья 25. Признание брака (супружества) недействительным

1. Брак (супружество) признается недействительным судом при нарушении условий, установленных статьями 9 — 11 настоящего Кодекса, а также в следующих случаях:

1) при заключении фиктивного брака (супружества);

2) при заключении брака (супружества) по принуждению;

3) если одно из лиц, вступивших в брак (супружество), скрыло от другого наличие у него болезни, создающей реальную опасность членам созданной семьи, личной и общественной безопасности.

2. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака (супружества) недействительным направить выписку из этого решения суда в регистрирующий орган по месту государственной регистрации заключения брака (супружества).

3. Брак (супружество) признается недействительным со дня его заключения.

Статья 26. Лица, имеющие право требовать признания брака (супружества) недействительным

1. Требование о признании брака (супружества) недействительным вправе предъявить:

1) несовершеннолетний супруг, его законные представители или прокурор, если брак (супружество) заключен с лицом, не достигшим брачного (супружеского) возраста;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Еще по теме:

  • Ассоциация юристов россии липецк Бесплатная юридическая помощь Консультационные центры бесплатной юридической помощи Для достижения уставных целей и реализации программ социального партнерства государства и […]
  • Адвокат силкин алексей михайлович Коллегии адвокатов 1. Брянская независимая коллегия адвокатов «НАДЕЖДА» Адрес: 241050, г. Брянск, ул. Калинина, 99-А Телефон : 66-08-65 Члены коллегии: ГЛАЗКОВА Людмила Павловна НЕМКОВ […]
  • Юриспруденция гражданское право что это Юриспруденция гражданское право что это Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Глава 2. ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Глава 3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО КАК НАУКА И […]
  • Гражданский кодекс российской федерации рг Гражданский кодекс российской федерации рг (с изменениями на 3 августа 2018 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2018 […]
  • Комментарии к ст 128 ук рф Статья 128. Незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях 1. Незаконная госпитализация лица в медицинскую организацию, […]