Закон защиты прав потребителя беларусь

Рубрики Новости

Закон РБ О защите прав потребителей
Статья 28. Право потребителя на обмен и возврат товара надлежащего качества

1. Потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

2. Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

3. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утверждается Правительством Республики Беларусь.

4. При возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае, если удовлетворить требование потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать семи дней. За нарушение указанных сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара на день его реализации потребителю.

5. Пищевые продукты надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.

6. Требования настоящей статьи не распространяются на случаи, когда продавцом является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или реализацию товаров на рынке.

Что нового в законе «О защите прав потребителей»?

МИНСК, 26 июн — Sputnik. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси рассказало о новеллах в законе «О защите прав потребителей», изменения в который были подписаны главой государства и официально опубликованы.

Изменения в закон «О защите прав потребителей» были рассмотрены белорусскими парламентариями и официально опубликованы на Национальном правовом интернет-портале. Во вторник о главных изменениях документа рассказали в МАРТ.

«С учетом предложений потребительского сообщества, в целях создания условий для осознанного выбора потребителями товаров (работ, услуг) в законе оптимизированы требования к информации о товарах (работах, услугах)», — рассказали в ведомстве.

Что изменится?

Например, теперь потребителю должны сообщать страну происхождения товара и класс его энергоэффективности.

«Кроме того, субъекты, реализующие товары дистанционно через рекламу или иные информационные источники, в том числе через интернет, обязаны будут в этих источниках указывать цену реализуемого продукта шрифтом, размер которого должен быть не менее половины наибольшего размера шрифта, содержащегося в описании», — добавили в министерстве.

Поменяли формулировку в законе и к требованию о языке предоставления информации — там указано, что она должна доводиться «на белорусском и (или) русском», то есть у производителей будет выбор.

«Законом закрепляется право потребителя на осуществление расчетов в наличной и безналичной форме. При этом введен запрет на установление субъектом различных цен (тарифов) в зависимости от формы оплаты», — добавили в МАРТ.

Теперь в магазине при возврате денег не смогут требовать у покупателя паспорт. Также потребители получили право в одностороннем порядке отказываться от услуг при условии оплаты фактических расходов исполнителями.

А вот при возврате качественного товара от потребителя потребуют отдавать его вместе с упаковкой. Ряд новых норм направлен и на регулирование взаимоотношений между продавцами и покупателями.

С документом уже можно ознакомиться в открытом доступе. Изменения в закон «О защите прав потребителей» вступают в силу с 23 декабря этого года.

Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

Закон о защите прав потребителей

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» – это сборник обязательных норм регулирующих отношения между продавцами потребителями товаров и услуг. Он защищает права физических лиц и не распространяется на сделки между организациями.

Закон о защите прав потребителей один из самых значимых для повседневной жизни граждан РБ законодательных актов. Его влияние состоит не только в применении статей закона для разрешения конфликтных ситуаций между продавцами и потребителями, но еще более в том, что правила торговли, практика таких отношений организуется в соответствии с нормами этого закона.

Кроме закона о Защите прав потребителей существуют другие постановления и прочие документы, регулирующие эту сферу отношений. Они не противоречат нормам Закона, но раскрывают и конкретизируют их отдельные аспекты.

Содержание Закона о защите прав потребителей

Действующая редакция Закона состоит из 6 глав и 48 статей. Вся информация довольно четко структурирована и распределена. Названия статей ясно отражают их назначение.

В первой главе Закона собраны общие положения, статьи с 1 по 5 дают основные термины и понятия:

  • Продавец;
  • Покупатель;
  • Производитель;
  • Исполнитель;
  • Поставщик;
  • Ремонт;
  • Ремонтная организация;
  • Товар;
  • Услуга;
  • Сроки годности, службы и хранения;
  • Существенные недостатки товара и др.

С 6 статьи по 14 сообщается информация об основных правах потребителя, а также обязанностях перед ним со стороны производителей и продавцов.

Вторая глава полностью посвящена ответственности за нарушения прав потребителей. В статьях с 15 по 19 описаны все обязанности продавцов, производителей, исполнителей и поставщиков перед потребителем произведенных (проданных) ими продуктов.

Третья глава, статьи с 20 по 28, конкретизирует отношения между потребителем и продавцом при реализации товара и после нее. Здесь появляется такой важный термин как «товар ненадлежащего качества». Расписан порядок предъявления требований при покупке некачественного товара, обязанности продавца и производителя по устранению недостатков и компенсации ущерба, сроки для ремонта или компенсации. Здесь же приводятся меры ответственности за неисполнение законных требований потребителя.

Четвертая глава содержит аналогичную информацию касательно предоставления некачественных услуг. Этому посвящены статьи с 29 по 40. Хотя оказание услуг имеет свои отличия от реализации товаров, меры ответственности в обоих в случаях практически идентичны.

Следующая, пятая глава имеет меньше статей (41 – 45), но сулит больше всего неприятностей. В разделе описаны основные механизмы государственной защиты потребителей, полномочия конкретных органов и структур.

Здесь стоит особо выделить статью 45, едва ли не единственное место в Законе, где упоминаются права продавца (производителя, поставщика, ремонтника) – а именно их право обжаловать в суде наложенные по жалобам потребителей взыскания.

Шестая глава имеет всего три статьи, 46 – 48. Они описывают различные аспекты общественной защиты прав потребителей. Объясняется статус и полномочия общественных объединений в этой области.

Оценка Закона о защите прав потребителей

По настоящему обоснованную правовую оценку Закону уместно было бы спрашивать у профессиональных и независимых юристов. Но если попытаться обобщить смысл и назначение основных статей документа, то в результате можно будет получить примерно такие утверждения:

  • Потребитель имеет право на товары и услуги, не представляющие опасности для него, пригодные к употреблению, соответствующие обещаниям продавца (изготовителя) и существующим общим требованиям к аналогичным продуктам.
  • Покупатель имеет право на качественное и честное обслуживание со стороны продавца.
  • Потребитель не обязан профессионально разбираться в приобретенном товаре (услуге), ему достаточно понимать общее предназначения и способ использования покупки.
  • Единственным обязательным требованием к покупателю остается надлежащая оплата приобретенного товара (услуги).
  • Продавцы должны разбираться в проданном продукте настолько, чтобы суметь объяснить потребителю его основные свойства и правила пользования. Производители также обязаны предусмотреть возможные проблемы при пользовании продуктом.
  • Обязанность доказывать надлежащее качество товара или услуги ложится на продавца и производителя.
  • Продавец и производитель несут ответственность за возможный ущерб нанесенный потребителю их товаром или услугой.
  • На покупателя может быть возложена обязанность компенсировать издержки и потери продавца (производителя, исполнителя), только если будет доказана его вина в причинении ущерба.

Если продолжить упрощения, то выйдет, что на продавца в отношениях с покупателем не распространяется презумпция невиновности: покупатель вправе свободно заявлять претензии к продукту, а на продавце лежит обязанность доказывать качество товара или услуги.

Из этого не следует полного «бесправия» продавца перед покупателем, но некоторое неравенство в подходах явно прослеживается.

Объяснить такое отношение Закона к продавцам (производителям) и покупателям (потребителям) можно предположительно так:

  • Производители и продавцы представляют собой сторону более организованную, профессионально подготовленную и обеспеченную материально.
  • Покупатели и потребители это отдельные, не связанные между собой лица, не имеющие специальных знаний о приобретаемом продукте, и потому нуждающиеся в законодательной и общественной поддержке своего права не быть обманутыми.

Такой взгляд на ситуацию не особенность законодательства РБ, хотя Беларусь демонстрирует один из самых жестких на постсоветском пространстве подходов к защите потребительских прав. В экономически развитых государствах Европы и Америки потребитель пользуется иногда еще большими правами.

Значение Закона «О защите прав потребителей»

Закон о защите прав потребителей имеет особое значение для организации отечественного рынка. Он повлиял на отношения продавцов и покупателей значительно больше, чем Закон о торговле и многие другие документы.

Наличие такого закона избавляет рынок от явного обмана и пренебрежения потребительскими правами. И, что немаловажно, дает выход агрессии покупателей.

Этот закон порождает и поддерживает такое явление как «потребительский экстремизм».

Но, можно предположить, что отсутствие такого закона привело бы к более «криминальным» способам отстаивания своих прав. Может статься, что жалобы в исполком и суды предохраняют от разбитых витрин и поджогов.

МАРТ прокомментировал изменения в закон «О защите прав потребителей»

26 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Министерство антимонопольного регулирования и торговли прокомментировало изменения в закон «О защите прав потребителей», сообщила БЕЛТА пресс-секретарь МАРТ Алина Гилевич.

Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», подписанный главой государства 13 июня 2018 года, официально опубликован на Национальном правовом интернет-портале . В него вошли изменения и дополнения, учитывающие наработанную правоприменительную практику, а также предложения потребительского сообщества (общественных объединений потребителей) и бизнеса.

С учетом предложений потребительского сообщества для создания условий для осознанного выбора потребителями товаров (работ, услуг) оптимизированы требования к информации о товарах (работах, услугах). В частности, закон дополнен нормами о том, что до потребителя должна доводиться информация: о стране происхождения товара, когда адрес изготовителя и страна происхождения не совпадают; о классе энергоэффективности товаров (по перечню, предусмотренному законодательством и техническими регламентами). Например, в маркировке холодильников, стиральных и посудомоечных машин и др. должно содержаться указание на класс энергоэффективности бытовой техники.

Кроме того, субъекты, реализующие товары дистанционно через рекламу или иные информационные источники, в том числе через интернет, обязаны будут в этих источниках указывать цену продукта шрифтом, размер которого должен быть не менее половины наибольшего размера шрифта, содержащегося в описании. Это позволит сделать информацию читабельной для потребителей и снизить количество случаев введения их в заблуждение относительно стоимости покупки.

Значительное количество обращений при работе над проектом закона касалось языка предоставляемой информации. В связи с этим в законе учтено предложение о доведении информации «на белорусском и (или) русском языках» вместо закрепленной сегодня альтернативы — «на белорусском или русском языке».

Законом закрепляется право потребителя на проведение расчетов в наличной и безналичной форме. При этом введен запрет на установление субъектом различных цен (тарифов) в зависимости от формы оплаты.

Также введен запрет на истребование у потребителя паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при возврате ему денег. Отсутствие регулирования этого вопроса порождало много обращений граждан в государственные органы.

По аналогии с правом потребителя на возврат качественного товара, предусматривается право потребителя на односторонний отказ от договора о выполнении работы (услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

Много потребительских споров и жалоб в последнее время порождается отсутствием должного регулирования оборота так называемых подарочных сертификатов. Законом предусматривается установление правительством порядка реализации товаров (работ, услуг) по подобного рода документам. Разработка соответствующего нормативного правового акта должна быть завершена к сроку вступления в силу закона.

Наряду с предложениями потребительского сообщества в законе учтены также обоснованные предложения бизнес-сообщества с учетом опыта правового регулирования правоотношений в сфере защиты прав потребителей в законодательстве государств — членов Евразийского экономического союза. В частности, устанавливается иной порядок заявления требований в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров. По истечении 30 дней после покупки потребитель вправе заявить требование о замене или возврате такого товара только в двух случаях: при выявлении существенного недостатка, при нарушении субъектом сроков безвозмездного ремонта.

Предусматривается возможность увеличения с письменного согласия потребителя срока бесплатного (гарантийного) ремонта с 14 до 30 дней. Поправка обусловлена случаями объективной необходимости установления более длительных сроков ремонта, например, в связи с дозаказом комплектующих, запасных частей, требованиями об осуществлении ремонта на производственном оборудовании изготовителя или его уполномоченных лиц, расположенных удаленно, и т.д.

По предложению субъектов торговли вводится обязанность ремонтных организаций осуществлять проверку качества доставленного им продавцами (поставщиками) товара в трехдневный срок (для обеспечения своевременного исполнения законных требований потребителя). Предусматривается право продавца (изготовителя, поставщика, ремонтной организации) взыскать расходы на хранение товара с потребителей, которые по истечении двух месяцев с момента проведения экспертизы или бесплатного ремонта не являются за товаром без уважительных причин.

Предусматривается обязанность потребителя при возврате качественного товара вернуть его в упаковке, в которой он был продан.

Кроме того, в закон внесен ряд поправок с целью его приведения в соответствие с правом Евразийского экономического союза, законодательными актами Беларуси.

В основном данные поправки касаются дополнения закона нормами о регулировании правоотношений в сфере защиты прав потребителей, связанных с маркировкой, качеством, безопасностью товаров (работ, услуг) и т.д.

Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» вступает в силу с 23 декабря 2018 года.-0-

Главная / Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

Принят Палатой представителей 5 декабря 2001 года

Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей, регулирует отношения, возникающие между гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести либо заказывающими, приобретающими или использующими товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и организацией, индивидуальным предпринимателем, производящими товары, выполняющими работы или оказывающими услуги потребителям, реализующими товары потребителям при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном обслуживании и тому подобных договорах, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЕМУ ТОВАРА

ГЛАВА 4. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ)

ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

ГЛАВА 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Еще по теме:

  • Наказ моу 466 Наказ моу 466 Військовий інститутКиївського національного університетуімені Тараса Шевченка Перший заступник Міністра оборони України у Військовому інституті З робочим візитом Військовий […]
  • Не могу жить после развода с женой Практический форум о настоящей любви После развода хочется жить После развода хочется жить Сообщение promises » 03 сен 2013, 01:18 Перенесено из "Семья до и после кризиса" […]
  • Продолжительность отпуска у инвалида по тк рф Разъясняем законодательство Работающие инвалиды имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 дней В соответствии со ст. ст. 114, 115 Трудового кодекса […]
  • Мировой суд калуга участок 51 Судебный участок мирового судьи №5 Калужского судебного района Мировой судья: Кузьмичева Татьяна Владимировна Телефон: 8 (4842) 57-42-55 E-mail: [email protected] График работы: пн - […]
  • Ук рф ст 186 ч3 Ук рф ст 186 ч3 1. Правовые основы денежной системы Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в […]