Законодательные нормы статьи

Рубрики Новости

Статья 12 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени (действующая редакция)

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы;

отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с настоящим Кодексом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 12 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает пределы действия трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В ней содержится ответ на вопрос, с какого времени начинает действовать закон или иной нормативный правовой акт и когда кончается его действие.

Статья базируется на Федеральном законе от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указе Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», определяющих порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти независимо от их отраслевой принадлежности.

Федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если указано, что закон вступает в силу со дня его официального опубликования или отсутствует какая-либо дата.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Вступление в силу закона со дня официального опубликования — наиболее распространенная дата его введения в действие. Обычно дата введения закона в действие содержится в его заключительных положениях (Закон о персональных данных). Во многих случаях дата вступления закона в силу определяется отдельным законом, устанавливающим порядок его введения в действие.

Кроме формулировки «вступление в силу со дня официального опубликования», закон может предусматривать иной порядок введения его в действие. Этот порядок может касаться как всего закона, так и его отдельных статей. Так, дата вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ — по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. В Законе о защите инвалидов указано, что Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Далее приводится перечень этих статей.

2. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. 5 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования; иные акты Правительства РФ — со дня их подписания (п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления в силу.

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте России и обязательному официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Не прошедшие государственную регистрацию нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

4. В комментируемой статье содержатся также условия, при которых прекращает свое действие закон или иной нормативный правовой акт.

Наиболее распространенное из них: закон или иной нормативный правовой акт отменяется актом того же или более высокого уровня. Закон может быть отменен только законом; указ Президента РФ — законом или указом Президента РФ; постановление Правительства РФ — законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ; нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти — законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти. В качестве примера отмены закона можно привести Закон об охране труда, который признан утратившим силу Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Трудовой кодекс называет в качестве условия прекращения действия закона или иного нормативного правового акта вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы по тому же вопросу. Это объясняется тем, что не всегда при принятии того или иного акта одновременно признаются утратившими силу соответствующие нормативные правовые акты. Поэтому в нормативном массиве всегда имеются акты, фактически утратившие силу, но формально не отмененные. При решении вопроса о том, действует ли тот или иной акт, следует исходить из общего положения: имеется ли более поздний акт равной или высшей юридической силы, регулирующий тот же предмет отношений, что и ранее изданный акт.

Статья 12 предусматривает также в качестве условия прекращения действия закона или иного нормативного правового акта истечение срока, на который был рассчитан данный акт.

5. Часть 3 комментируемой статьи формулирует общее положение о том, что закон или иной нормативный правовой акт о труде применяется только к отношениям, возникшим после введения его в действие. На отношения, существующие до введения его в действие, соответствующий закон или иной нормативный правовой акт не распространяется.

Изъятие из этого правила возможно только в том случае, если оно предусмотрено законом или иным нормативным правовым актом. Как правило, положение о том, что действие закона (иного нормативного правового акта) распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, содержится во Вводном законе.

Трудовой кодекс допускает возможность применения закона или иного нормативного правового акта к правам и обязанностям ранее существовавшего отношения, если такие права и обязанности возникли после введения его в действие. Например, с работником, вступившим в трудовое отношение с работодателем в период действия КЗоТ, трудовой договор расторгается после вступления в силу ТК; основание — несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации. В данном случае на этого работника будет распространен п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК, предусматривающий, что увольнение по такому основанию должно быть подтверждено результатами аттестации. КЗоТ не требовал подтверждения результатами аттестации несоответствия работника занимаемой должности вследствие его недостаточной квалификации.

В ст. 12 предусмотрены также положения, относящиеся к локальному нормативному акту, коллективному договору, соглашениям. Эти положения отсутствовали в прежней редакции комментируемой статьи.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом акте, а прекращает свое действие по тем же основаниям, которые применяются к закону или иному нормативному правовому акту. Отличие заключается лишь в том, что локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи со вступлением в силу закона (иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права), коллективного договора, соглашения только в том случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом.

Есть локальные нормативные акты, которые действуют до тех пор, пока это представляется целесообразным. Среди локальных нормативных актов имеются и акты с годичным сроком действия, например графики отпусков.

В комментируемой статье указано, что действие во времени коллективного договора, соглашений определяется их сторонами в соответствии с ТК. Статья 43 ТК предусматривает, что коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Такой же порядок установлен для соглашений (ст. 48 ТК).

Стороны коллективного договора могут продлевать его действие неоднократно на срок не более трех лет, а продление соглашения допускается только один раз на три года.

Законодательные нормы статьи

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Трудовой кодекс Российской Федерации:

Статья 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Вернуться к оглавлению : Трудовой кодекс РФ в действующей (последней) редакции

Комментарии к статье 11 ТК РФ, судебная практика применения

Разъяснения Верховного Суда РФ:

На кого нормы ТК РФ не распространяются?

При разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

См. разъяснения в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

На госслужащих муниципальных служащих, правоохранителей распространяется действие норм права о труде женщин

В силу части седьмой статьи 11 ТК РФ действие положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, распространяется:

на государственных гражданских служащих — в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе;

на муниципальных служащих — с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (статья 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе;

на сотрудников государственных органов, служб и учреждений, в которых предусмотрена правоохранительная служба, — с особенностями, предусмотренными специальным законодательством, регулирующим прохождение правоохранительной службы (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»)

Трудовое право – не для военнослужащих. Но законом предусмотрены отпуска по беременности, уходу за ребенком

В соответствии с частью восьмой статьи 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Вместе с тем пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено предоставление военнослужащим отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1)

Конституционный Суд РФ о признании отношений трудовыми

КС РФ: ч. 4 ст. 11 ТК РФ, ст.ст. 15, 56 ТК РФ не противоречат Конституции, т.к. отсутствие в штатном расписании должности не исключает возможности признания отношений трудовыми

По мнению заявительницы оспариваемые нормы позволяют работодателям, ссылаясь на отсутствие в штатном расписании соответствующих должностей, заключать с работниками вместо трудовых договоров договоры гражданско-правового характера, нарушая тем самым конституционный принцип свободы труда.

КС РФ указал следующее.

..Судебный порядок разрешения споров о признании заключенных между работодателем и лицом договора трудовым договором призван исключить неопределенность в характере отношений сторон таких договоров и их правовом положении, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан. Суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 Трудового кодекса РФ.

Из приведенных в этих статьях определений понятий «трудовые отношения» и «трудовой договор» не вытекает, что единственным критерием для квалификации сложившихся отношений в качестве трудовых является осуществление лицом работы по должности в соответствии со штатным расписанием, утвержденным работодателем, — наличие именно трудовых отношений может быть подтверждено ссылками на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции и любым документальным или иным указанием на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы.

Таким образом, по смыслу статей 11, 15 и 56 Трудового кодекса РФ во взаимосвязи с положением части второй статьи 67 названного Кодекса, согласно которому трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, отсутствие в штатном расписании должности само по себе не исключает возможности признания в каждом конкретном случае отношений между работником, заключившим договор и исполняющим трудовые обязанности с ведома или по поручению работодателя или его представителя, трудовыми — при наличии в этих отношениях признаков трудового договора (Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 597-О-О).

КС РФ: ч. 4 ст. 11 ТК РФ о применении трудового законодательства к отношениям, возникшим из гражданско-правового договора не противоречит Конституции

Часть четвертая статьи 11 Трудового кодекса РФ, устанавливая правило о применении положений трудового законодательства к отношениям сторон, возникшим на основании гражданско-правового договора, но впоследствии признанным трудовыми, имеет целью достижение соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением, направлена на обеспечение баланса конституционных прав и свобод сторон трудового договора, а также надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении и не может рассматриваться в качестве нарушающей конституционные права заявителя (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 1094-О).

Библиотека адвоката Жарова

То, что юрист по семейному и детскому (ювенальному) праву собирал много лет

Статья 6. Семейное законодательство и нормы международного права

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

Вообще, то, что принципы международного права и международные же договоры — более весомы, чем национальное законодательство закреплено непосредственно в Коституции. И в этом есть большой смысл.

Если уж договорились все страны запретить кассетные бомбы — извольте соблюдать. Тоже самое и с семейным законодательством. Есть общепризнанные нормы — давайте выполнять.

Наиболее часто в практической жизни применяется такой международный договор, подписанный странами бывшего СССР, как Минская конвенция 1993 года. Там огромный раздел посвящён семейным правоотношениям. В принципе, ничего сильно нового для нас там не найдётся. Разве что тот факт, что граждане стран-подписантов приравниваются в правах друг к другу, да ещё и разрешение коллизий норм, связанных, например, с процедурой взыскания алиментов. По Минской конвенции, взыскивать алименты будут по законодательству той страны, где находится лицо, претендующее на взыскание алиментов. Споры о детях — по законодательству той страны, где живет ребенок.

Например, спор о лишении родительских прав отца, проживающего на Украине, если ребенок живет в России, разрешается по российскому законодательству. Однако, если при этом одновременно заявлен спор об алиментах, либо ответчик имеет, или имел место жительства на территории России — иск может быть подан в России. Если нет — судиться придется в украинском суде.

Кроме Минской конвенции весьма часто применяются в судах Конвенция о правах ребенка (1989, вступила для СССР в силу 15.09.1990 г.) и Декларация прав ребенка (принята Генеральной ассамблеей ООН в 1959 году).

В некоторых вопросах эти два документа входят в определенное противоречие. В частности, если взять Принцип 6 Декларации, можно видеть, что в ней установлено, что малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме уж совсем как-то исключительных случаев.

В Конвенции статья 9 устанавливает запрет на разлучение ребенка с родителями (а не только с матерью, и не только малолетнего), то есть мать в данном случае не имеет какого-то “абсолютного” преимущетсва.

Как разрешить эту коллизию? Поскольку я видел в решениях суда ссылку и на то, и на другое. Дело в том, что Декларация — это декларация, а Конвенция — международный договор.

И исходя из этого и надо их применять. Кроме того, стоит отметить, что с 1959 года мир несколько изменился и более новый документ (принятый в ещё более строгом порядке, чем Декларация 1959 года) имеет перед Декларацией несомненный приоритет. Ну и последнее: в Декларации нигде не установлено определение понятия “малолетний”, а английский, например, текст (a child of tender years) более верно перевести всё-таки как “дети младшего возраста” (что не одно и то же, что малолетний). В испанском тексте употреблено прилагательное niño, в первом значении — младенческий. Поэтому применять к вот этому вот тексту понятие “малолетний”, как оно изложено в ГК РФ (до 14 лет) — не вполне верно и суть Декларации не отражает. Полагаю, что те, кто писал Декларацию имели в виду, как максимум, дошкольников, но никак не 14-летних.

Поэтому, на мой взгляд, применение Декларации (при наличии Конвенции) как оправдания передачи детей матери в любом случае, если ребенок не достиг 14-ти лет — неверно.

Кстати сказать, было бы неплохо разъяснить этот вопрос хотя бы на уровне Пленума ВС РФ, но… Но пока — как уж сложится в голове у конкретного судьи — так и будет. Хотя, разумеется, принцип “маленькому ребенку без матери очень плохо” — никуда не девается, как бы мы не извращались в толковании международных договоров.

Потому, что кроме законодательства есть ещё здравый смысл. Но об этом как-нибудь в следующий раз.

Законодательные нормы статьи

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 3 Издание ›
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ›
  • Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ›
  • Глава 1. Основные начала трудового законодательства ›
  • Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Согласно данной статье можно выделить три основные категории работников в зависимости от особенностей правового регулирования их труда:

работников, трудовые отношения с которыми регулируются на общих основания;

особых работников – отдельных категорий специалистов, правовое регулирование труда которых установлено частью 4 Трудового кодекса РФ;

госслужащих, на которых действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, вытекающими из положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной гражданской (муниципальной) службе.

Кроме того, ч. 4 ст. 11 ТК РФ призвана защитить работников от возможных злоупотреблений работодателей – не для кого не секрет, что зачастую компании просто навязывают работникам условия гражданско-правовых договоров. Однако иногда суды, рассматривая дела о переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые, руководствуются лишь частью 2 статьи 170 Гражданского кодекса РФ, не упоминая положений статьи части 4 статьи 11 ТК. Правильным решением здесь выступает признание сделки мнимой (ч. 1 ст. 170 ГК) ввиду того, что гражданско-правовой договор требует определенного предмета, отсутствующего в трудовом договоре, а затем переквалифицировать договор по ч. 4 ст. 11 ТК. При этом, переквалификация может происходить как по требованию участников сделки, так и третьих лиц, но только в судебном порядке. Граждане обычно подают в таком случае иск о признаний отношений трудовыми, предъявляя соответствующие доказательства и заявляя производные требования (например, оплатить больничный лист).

Следует также помнить о наличии некоторой формализации критериев определения сложившихся отношений. Так, Конституционный Суд РФ в определении от 19 мая 2009 г. № 597-О-О указал, что «единственным критерием для квалификации сложившихся отношений в качестве трудовых является осуществление лицом работы по должности в соответствии со штатным расписанием, утвержденным работодателем, – наличие именно трудовых отношений может быть подтверждено ссылками на тарифно-классификационные характеристики работы, должностные инструкции и любым документальным или иным указанием на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы».

Однако, по общему правилу, договор не может быть признан трудовым, если соблюдены следующие условия: четко определен предмет договора (в трудовом договоре наличествует неопределенность, выраженная в исполнении трудовой функции, а не задания), установлена фиксированная оплата за результат, а не часы работы, на лицо, выполняющее работы не распространяются Правила внутреннего трудового распорядка, не производится его обязательное социальное страхование.

Интересным в данном случае может выступать Определение ВС РФ от 21 марта 2008 г. № 25-В07-27, в котором для установления истины не только применено толкование заключенного сторонами договора, но и изучено фактическая сторона дела (имевшие место дисциплинарные взыскания с подрядчиков, обеспечение работников средствами труда, проведение инструктажа по технике безопасности и др.).

Необходимо также обратить внимание уважаемых читателей на заключительную часть данной статьи, в соответствии с которой определены категории лиц, на которых общепринятые нормы трудового права не распространяются. К их числу, в частности, относятся:

военнослужащие (при исполнении обязанностей военной службы);

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций, за исключением лиц, заключивших с соответствующей организацией трудовой договор;

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера.

Последние изменения в статью 11 Трудового кодекса РФ были внесены Федеральным законом № 90-ФЗ.

Нормативные документы по охране труда

Статьи по теме

Работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда. Требования к производственным условиям содержатся в многочисленных нормативных документах. Их мы собрали для вас в удобные таблицы.

Из чего состоит законодательство Российской Федерации об охране труда

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве законодательных актов РФ. Они подлежат применению для всех компаний независимо от формы собственности и численности коллектива. Уклонение от их применения, игнорирование существующих норм приведет к штрафным санкциям. Размер штрафов определяется исходя из тяжести последствий допущенного нарушения. «Компаниям-рецидивистам» же грозит ответственность в увеличенном масштабе. Величину штрафов устанавливает ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Скачать документы из статьи

Нормативные акты по охране труда делятся на акты федерального и муниципального уровня.

На федеральном уровне действуют:

  • кодексы;
  • федеральные законы;
  • постановления, приказы, СНиПы, СаНПины, ГОСТы;
  • другие акты, описывающие требования к ОТ на предприятиях, а также отраслевые и межотраслевые соглашения.

Издавать нормативные правовые акты имеют право как субъекты РФ, так и муниципальные образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Охрана труда в ТК РФ

В список нормативных документов по охране труда входит Трудовой кодекс РФ. Данной теме отведен Раздел 10. Он включает статьи с 209 по 231. ТК не только содержит требования к работодателю, но и создает законодательную основу для обеспечения защиты прав трудящихся.

Найдите нужный вам образец документа в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

10 раздел ТК РФ состоит из 4 глав (33-36). Понятие «охрана труда» в Трудовом кодексе РФ содержится в главе 33, где также разъясняются основные термины, направления государственной политики по ОТ. Меры государственной политики в рассматриваемой области направлены, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья граждан. Эта цель достигается, в частности, путем установления нормативов и требований к системе ОТ на предприятии. Подробное их описание приводится в главе 34 ТК РФ.

Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются органы, которые могут производить контроль выполнения требований безопасности. В частности, в главе 35 ТК РФ определяется право Правительства РФ производить контроль своими силами или путем делегирования полномочий другим структурам. Немаловажную роль играет так называемый «самоконтроль», то есть проведение оценочных мероприятий по ОТ внутри компании своими силами.

Откройте для себя возможности карьерного роста!

Последняя глава устанавливает права и гарантии для сотрудников предприятия. Прописаны компенсации, на которые может рассчитывать гражданин, если его условия труда отклоняются от нормальных, подробно приводятся действия нанимателя при несчастных случаях.

В настоящее время на рассмотрении находится проект поправок к 10 Разделу ТК, подготовленный Минтрудом. Внесение этих изменений предполагается в конце 2018 года.

Нормативные акты по охране труда (перечень)

Российское законодательство по ОТ содержит столь обширный перечень законов, подзаконных актов, правил, норм и инструкций, что в них немудрено заблудиться. Мы собрали подборку, чтобы помочь вам определить, чему из данного многообразия отдается приоритет, а какая нормативная документация уже не действуют.

Еще по теме: