Законодательные органы государственной власти субъектов рф статус

Рубрики Новости

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Правовой статус законодательных органов государственной власти субъектов российской федерации

Правовой статус законодательных органов государственной власти субъектов российской федерации

Конституционно-правовые основы статуса законодатель­ных (представительных) органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации (далее — законодательный орган субъекта РФ) определяются Конституцией РФ, федеральным законодательством, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В Конституции РФ провозглашено, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы госу­дарственной власти (ст. 11).

Пункт «н» ст. 72 Конституции РФ определяет, что в со­вместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ на­ходится установление общих принципов организации систе­мы органов государственной власти и местного самоуправле­ния.

Конституция РФ предусматривает, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в со­ответствии с основами конституционного строя РФ и общи­ми принципами организации представительных и исполни­тельных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст.77). 6 октября 1999 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации зако­нодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 2 (далее — Федеральный закон от 6 октября 1999 года), которым установлены принципы деятельности органов государствен­ной власти субъекта РФ, система органов государственной власти субъекта РФ, основы статуса законодательного органа субъекта РФ, основные полномочия законодательного органа субъекта РФ, порядок принятия законодательным органом субъекта РФ нормативных правовых актов, основания ответ­ственности и порядок досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта РФ.

Принятие Федерального закона от 6 октября 1999 года является новым этапом в развитии законодательных органов субъектов РФ. Однако отдельные положения этого закона яв­ляются, по нашему мнению, весьма спорными и противоре­чивыми, а некоторые аспекты деятельности законодательных органов субъектов РФ в законе упущены. Так, например, феде­ральный законодатель не закрепил требования к правомочно­сти заседаний законодательного органа, процедуре принятия решений, что, на наш взгляд, позволяет высказать сомнения в законности некоторых решений законодательных органов субъектов РФ.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 года закреплено: «Законодательный орган субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов (п. 10 ст.4)». Прежде все­го, необходимо определиться, что понимается под понятием «правомочие» и с какого момента может приступить к осу­ществлению своих правомочий законодательный орган субъ­екта РФ. Проф. С.А. Авакъян под правомочием (полномочи­ем) понимает права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, иных участников общественных отношений, установленные норма­тивным юридическим актом.

Можно утверждать, что к осуществлению своих правомо­чий (полномочий) законодательный орган субъекта РФ при­ступает только после избрания не менее двух третей депутатов и, по смыслу, такое количество депутатов должно сохраняться на весь период осуществления своих полномочий законода­тельным органом субъекта РФ данного созыва.

Наряду с понятием «правомочность законодательного органа субъекта РФ» в ФЗ от 6 октября 1999 года закрепляется понятие «правомочность заседания законодательного органа субъекта РФ». Каких-либо требований по количеству депу­татов, которое необходимо для проведения заседаний, феде­ральным законодательством не устанавливается. Субъекты РФ в большинстве установили обязательность присутствия не ме­нее двух третей от установленного числа депутатов на заседа­ниях законодательных органов субъектов РФ (республики Хакасия, Коми, Карелия, Башкортостан, Марий Эл, Карачаево- Черкесская, Татарстан, Бурятия, Якутия, Удмуртия, Дагестан, Осетия, Ульяновская, Омская, Пензенская, Пермская, Самар­ская, Саратовская, Томская, Калининградская, Воронежская, Нижегородская области, Ставропольский, Хабаровский края, Еврейский автономный округ и др.), а в Республике Тыва, го­роде Москве, Ленинградской, Волгоградской, Ярославской, Тюменской областях заседание законодательного органа субъ­екта РФ правомочно, если на нем присутствует не менее поло­вины от установленного числа депутатов. В Законодательном Собрании Санкт- Петербурга для этого достаточно не менее двух третей от числа избранных депутатов.

В Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкес­ской Республики, в Законодательном Собрании Свердловской области в случае присутствия на заседании законодательного органа менее двух третей от установленного числа депутатов предусмотрена возможность созыва повторного заседания при наличии большинства от установленного числа депута­тов. В Воронежской областной Думе повторное заседание пра­вомочно в случае присутствия на нем более половины от числа избранных депутатов.

Возможно ли принятие решения законодательным орга­ном субъекта РФ при таком кворуме — обязательности присут­ствия на заседании лишь не менее половины от установленного числа депутатов и тем более при обязательности присутствия не менее половины от числа избранных депутатов? На наш взгляд, это проблематично и вызывает сомнения. В обоснова­ние своих сомнений обратимся к Постановлению Конституци­онного Суда РФ «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции РФ». Давая разъяснение понятия «общее чис­ло депутатов Государственной Думы» Конституционный Суд РФ указывает: «Конституционная характеристика Федерально­го Собрания как органа народного представительства предпо­лагает, что возможная неполнота состава его палат не должна быть значительной, ибо в противном случае его представи­тельный характер может быть поставлен под сомнение. Акты парламента должны воплощать интересы большинства обще­ства и учитывать волю представителей не менее чем половины избирательного корпуса». А закон субъекта РФ принимается законодательным органом субъекта РФ большинством от уста­новленного числа депутатов (ст.6 Федерального закона от 6 ок­тября 1999 года). Как видим, основания для таких сомнений есть.

Следует обратить внимание на то, что в некоторых из перечисленных законодательных органов субъектов РФ данная норма установлена их регламентами, тогда как в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года ее необходимо закрепить законом субъекта РФ. На наш взгляд, такая норма — половина от установленного числа депутатов — не соответ­ствует правомочности законодательного органа субъекта РФ, в связи с чем в Федеральном законе от 6 октября 1999 года не­обходимо закрепить норму — не менее двух третей от установ­ленного числа депутатов.

Таким образом, правомочность заседания законодатель­ного органа субъекта РФ и правомочность законодательного органа субъекта РФ по количеству депутатов должны быть равнозначны и не менее двух третей от установленного числа депутатов. Соответствующее предписание необходимо закре­пить в Федеральном законе от 6 октября 1999 года.

Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 12 (79) 2014

Законодательные органы государственной власти субъектов рф статус

7.2 Законодательные органы власти субъектов РФ

Законодательный орган имеет статус постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной власти субъекта РФ. Его функции составляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения, а также самостоятельное решение вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Законодательный орган обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Наименование законодательного органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ определяет структуру и способы формирования законодательного органа государственной власти. Депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ избираются гражданами России, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с федеральным законодательством, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются федеральным законодательством, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Большинство законодательных органов субъектов РФ являются однопалатными, лишь в некоторых республиках законодательные органы власти состоят из двух палат. Законодательные органы субъектов РФ формируются в ходе специальных выборов на основе мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Не менее 50% депутатов законодательного органа субъекта РФ должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.

Число депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Численный состав депутатских мандатов колеблется от 11 в Таймырском автономном округе до 194 депутатов в Республике Башкортостан. Срок полномочий депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ, но не может превышать пяти лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта РФ.

Расходы на обеспечение деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ предусматриваются в бюджете субъекта РФ отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Управление и распоряжение средствами бюджета субъекта РФ в процессе его исполнения законодательным органом, отдельными депутатами или группами депутатов не допускаются. При этом полномочия законодательного органа субъекта РФ по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта РФ не ограничиваются.

Законодательный орган является правомочным, если в его состав избрано не менее /3 от установленного числа депутатов. Правомочность заседания законодательного органа определяется законом субъекта РФ. Заседания законодательного органа являются открытыми, но допускается и закрытая форма, что устанавливается регламентом этого органа.

Полномочия законодательного органа достаточно обширны. Это:

1) утверждение программ социально-экономического развития региона;

2) установление налогов и сборов и порядка их взимания (по предметам ведения субъекта РФ);

3) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, установление отчетности о расходовании средств этих фондов;

4) управление и распоряжение собственностью субъекта РФ;

5) утверждение и расторжение договоров субъекта РФ;

6) установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ;

7) установление порядка проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ;

8) проведение выборов в органы местного самоуправления;

9) определение административно-территориального устройства и порядка его изменения;

10) утверждение схемы управления субъектом РФ, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ: принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ.

Законом субъекта РФ:

1) утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;

2) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ;

3) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;

4) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

5) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении;

6) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

7) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ;

8) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;

9) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

10) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения;

11) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.

Постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

1) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

2) оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ;

3) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ;

4) оформляется согласие на назначение на должность отдельных должностных лиц субъекта РФ, если такой порядок предусмотрен Конституцией, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта РФ;

5) назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

6) назначается референдум субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;

7) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный орган государственной власти субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

8) утверждается соглашение об изменении границ субъекта РФ;

9) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

10) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

11) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ в установленных конституцией (уставом) субъекта и законами субъекта РФ пределах и формах осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.

Законопроекты, внесенные высшим должностным лицом субъекта РФ, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным органом по представлению высшего должностного лица либо при наличии заключения указанного лица, которое представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в срок не менее 20 календарных дней.

Полномочия законодательного органа субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия решения о самороспуске;

2) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ в случае принятия нормативного правового акта, противоречащего актам высшей юридической силы, если такие противоречия установлены судом, а законодательный орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

В случае роспуска законодательного органа назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа.

Полномочия могут быть прекращены досрочно также в случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта РФ в случае:

1) издания им актов, противоречащих Конституции, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

2) иного грубого нарушения федерального законодательства, законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

Решение о недоверии высшему должностному лицу принимается 1/3 голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов. Данное решение влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им органа.

В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа субъекта РФ.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством. Законодательные органы формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. В структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты (их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ), которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.

Порядок формирования представительных органов власти субъектов РФ: по единому избирательному округу избирается не менее 50% депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ – не менее 50% депутатов одной из палат указанного органа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

На депутатов представительных органов власти субъектов РФ распространяется статус депутатов, включая депутатский иммунитет. Депутатами представительного органа власти субъекта РФ могут быть избраны в установленном субъектом РФ порядке граждане РФ, достигшие определенного законом субъекта РФ возраста и не признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными.

Компетенция законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

1) принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ;

2) издание законов по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;

3) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ;

4) иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Представительный (законодательный) орган власти субъекта РФ вправе принимать на своих заседаниях законы субъекта РФ и постановления.

Акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считаются принятыми, если в этот орган на момент вынесения актов избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов, а на заседании присутствовало не менее установленного законами субъекта РФ числа депутатов.

Финансирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и их деятельности осуществляется из бюджета соответствующих субъектов РФ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Полный текст:

Цель статьи – дать определение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации; проанализировать различные формы общественного контроля за деятельностью законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В качестве методологии статьи выступили диалектика, анализ, синтез, дедукция, формально-юридический метод, метод межотраслевых юридических исследований. Основные выводы автора: Во-первых, на федеральном уровне до настоящего времени так и не принят нормативный правовой акт, в котором бы нашли свое закрепление правовой статус общественных советов при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, их основные права и обязанности, порядок их образования, что, в свою очередь, говорит о существенном упущении со стороны законодателя. Но ряд региональных законодателей все же сделали попытку самостоятельно урегулировать вопрос формирования общественных советов при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ путем закрепления соответствующих положений в специальных региональных законах об основах общественного контроля в субъекте РФ. Во-вторых, многие из принятых на региональном уровне нормативных правовых актов, закрепивших порядок отзыва депутатов представительных органов власти субъекта Российской Федерации, на сегодняшний день признаны судебными органами частично недействующими или утратившими свою силу. В-третьих, формы общественного контроля, указанные в статье, не носят исчерпывающий характер и могут быть расширены соответствующими законными субъектами Российской Федерации, но эти формы общественного контроля при их эффективном и комплексном применении могут быть эффективными инструментом для контроля за властью со стороны гражданского общества. Проведенное исследование развивает и уточняет формы общественного контроля. На примере различных форм общественного контроля за деятельностью законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, выявлены упущения со стороны законодателя, препятствующие эффективности правового регулирования.

Ключ. слова

д.ю.н., профессор, заведующий Кафедрой гражданского общества МГИМО МИД России

Список литературы

1. Закон Амурской области от 29.12.2014 №478-ОЗ «Об отдельных вопросах организации и осуществления общественного контроля на территории Амурской области».

2. Закон Владимирской области от 13.02.2003 №10-ОЗ (ред. от 07.11.2008) «Избирательный кодекс Владимирской области» // Владимирские ведомости, № 58-61, 18.03.2003.

3. Закон Воронежской области от 05.06.2015 №103-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов осуществления общественного контроля в Воронежской области».

4. Закон Воронежской области от 27.06.2007 N 85-ОЗ «О порядке осуществления гражданской инициативы в Воронежской области» // Молодой Коммунар, № 71, 03.07.2007.

5. Закон Иркутской области от 7.07.2015 №57-ОЗ «Об общественном контроле в Иркутской области».Закон Московской области от 22.07.2015

6. №130/2015-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Московской области».

7. Закон Московской области от 28.04.1995 №10/95-ОЗ (ред. от 08.12.1995, с изм. от 23.01.1997) «О порядке отзыва депутата Московской Областной Думы» // Подмосковные известия, № 89, 18.05.1995.

8. Закон Новосибирской области от 02.06.2015 №551-ОЗ «Об отдельных вопросах организации и осуществления общественного контроля в Новосибирской области». Закон Орловской области от 08.12.2014 №1711-ОЗ «Об отдельных правоотношениях, связанных с осуществлением общественного контроля в Орловской области».

9. Закон Республики Алтай от 01.02.1995 №7-5 (ред. от 11.10.2004) «О порядке отзыва депутата Республики Алтай» // Ведомости Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, 1995 г., № 7.

10. Закон Республики Башкортостан от 04.12.2012 № 605-з «Об общественном обсуждении проектов законов Республики Башкортостан» // Республика Башкортостан, № 234(27719), 07.12.2012.

11. Закон Республики Коми от 24.06.2014 №81-РЗ (ред. от 31.10.2014) «О некоторых вопросах, связанных с общественным обсуждением проектов нормативных правовых актов Республики Коми» // Республика, № 78, 28.06.2014.

12. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 12.02.2014 No 3-РЗ “Об общественной экспертизе проектов законов Республики Северная Осетия-Алания” // Северная Осетия, № 34 (26542), 26.02.2014.

13. Закон Республики Тыва от 05.07.2015 №100-ЗРТ “Об осуществлении общественного контроля в Республике Тыва”.

14. Закон Тамбовской области от 23.06.2006 №61-З “Об Общественной палате Тамбовской

15. Закон Тюменской области от 23.04.2001 №331 (ред. от 05.07.2001) “Об отзыве депутата Тюменской областной Думы” // Вестник Тюменской областной Думы, № 5, часть 1, 2001.

16. Избирательный кодекс Белгородской области от 01.04.2005 №182 (ред. от 03.10.2008) // Белгородские известия, специальный выпуск, 16.04.2005.

17. Областной закон Ленинградской области от 17.03.2009 №20-оз (ред. от 06.06.2013) “Об Общественной палате Ленинградской области” // Вести, № 50, 20.03.2009.

18. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28.06.2005 №170 “Об утверждении Порядка публичного обсуждения проектов Законов Республики Марий Эл в области бюджетного и налогового законодательства” // Марийская правда, № 116, 30.06.2005.

19. Постановление Правительства Чеченской Республики от 06.08.2008 № 137 “Об общественной экспертизе нормативных правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства на территории Чеченской Республики” Решение Барнаульской городской Думы от 09.06.2006 №360 (ред. от 29.04.2011) “Об утверждении Положения о порядке проведения общественной независимой экспертизы проектов решений городской Думы в области бюджетного и (или) налогового законодательства” // Вечерний Барнаул, № 90, 27.06.2006.

20. Устав Брянской области от 26.01.1996 №7-З (ред. от 02.11.2012) (принят Брянской областной Думой 26.01.1996) // Брянская неделя, № 45, 23.10.2003.

21. Устав Калужской области (утв. Постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 27.03.1996 №473) (ред. от 27.02.2015) // Губернский вестник, № 3, 11.12.2001.

22. Устав Тюменской области от 30.06.1995 №6 (принят Тюменской областной Думой 15.06.1995) (ред. от 31.03.2015) // Тюменские известия, № 133, 15.07.1995.

Дополнительные файлы

Для цитирования: Гриб В.В. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ. Сравнительная политика. 2016;7(3(24)):33-44. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2016-7-3(24)-33-44

For citation: Grib V.V. LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) STATE AUTHORITIES OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS AN OBJECT OF PUBLIC CONTROL. Comparative Politics Russia. 2016;7(3(24)):33-44. (In Russ.) https://doi.org/10.18611/2221-3279-2016-7-3(24)-33-44

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

87. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством.

Законодательные органы формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. В структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты (их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ), которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.

Порядок формирования представительных органов власти субъектов РФ: по единому избирательному округу избирается не менее 50 % депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ – не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

На депутатов представительных органов власти субъектов РФ распространяется статус депутатов, включая депутатский иммунитет.

Депутатами представительного органа власти субъекта РФ могут быть избраны в установленном субъектом РФ порядке граждане РФ, достигшие определенного законом субъекта РФ возраста и не признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными.

Компетенция законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ: 1) принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ; 2) издание законов по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ; 3) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; 4) иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Представительный (законодательный) орган власти субъекта РФ вправе принимать на своих заседаниях законы субъекта РФ и постановления.

Акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считаются принятыми, если в этот орган на момент вынесения актов избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов, а на заседании присутствовало не менее установленного законами субъекта РФ числа депутатов.

Финансирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и их деятельности осуществляется из бюджета соответствующих субъектов РФ.

88. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя: 1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ); 2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков.

Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; 2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ; 3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ: 1) указы (постановления) – они носят нормативный характер; 2) распоряжения – издаются по конкретным вопросам.

Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерации и готовить отчет об исполнении указанного бюджета; 3) формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.

89. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

Взаимодействие законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в формах: 1) законодательной инициативы; 2) издания законов субъектов РФ; 3) осуществления контроля за соблюдением и исполнением Конституции и законов РФ, законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением федеральных и региональных программ развития, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; 4) формирования органов власти субъекта РФ; 5) права высшего должностного лица участвовать в работе высшего законодательного органа субъекта РФ с правом совещательного голоса и требовать созыва внеочередного заседания этого органа, а также созыва вновь избранного законодательного органа власти; 6) иных формах.

Вносить законопроекты на обсуждение законодательных (представительных) органов власти субъекта РФ имеют право: 1) депутаты законодательного органа субъекта РФ; 2) высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); 3) представительные органы местного самоуправления; 4) иные органы власти; 5) общественные объединения граждан; 6) граждане, проживающие на территории соответствующего субъекта РФ (численность граждан, выступающих с законодательной инициативой в законодательные органы власти субъектов РФ, устанавливается уставом этого субъекта).

Право законодательной инициативы конкретным органам предоставляется конституцией (уставом) субъекта РФ. В этом случае взаимодействие выражается в том, что глава высшего исполнительного органа субъекта РФ имеет право вносить подготовленные отдельными министерствами и ведомствами законопроекты в законодательный орган соответствующего субъекта РФ по вопросам их ведения.

Высшее должностное лицо имеет право подписывать и обнародовать законы, принятые законодательным органом субъекта РФ.

Контроль за соблюдением и исполнением Конституции и законов РФ, законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением федеральных и региональных программ развития, исполнение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ осуществляется одновременно законодательными и исполнительными органами субъекта РФ. В целях осуществления этого контроля высший исполнительный орган подготавливает отчеты по исполнению законов РФ и ее субъектов, федеральных и региональных программ развития, исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, а законодательный (представительный) орган субъекта РФ заслушивает эти отчеты.

Взаимодействие представительных и исполнительных органов власти субъекта РФ в формировании органов власти выражается в следующем: 1) право представительного органа власти выражать недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ и подотчетному ему исполнительному органу; 2) право представительного органа власти назначать выборы высшего должностного лица и т. д.

90. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РФ: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления закреплены ст. 130–133 Конституции РФ 1993 г.

Местное самоуправление – самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Элементы местного самоуправления: 1) главный субъект местного самоуправления – население, которому предоставлены права: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; участвовать в местном референдуме; обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; знакомиться с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина; определять структуру органов местного самоуправления; выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного самоуправления; защищать право на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке; 2) компетенция и пределы осуществления местного самоуправления ограничиваются вопросами местного значения, к ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (жилищное строительство и распределение жилья, муниципальное здравоохранение и образование, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка и другие), отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации; 3) муниципальное образование обладает правом собственности на муниципальное имущество.

Структура органов местного самоуправления: 1) выборные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (представительные органы местного самоуправления); 2) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований (глава муниципального образования, исполнительные органы местного самоуправления).

Органы местного самоуправления независимы от федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных Конституцией РФ к их ведению. К таким вопросам относятся: 1) управление муниципальной собственностью; 2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; 3) установление местных налогов и сборов; 4) охрана общественного порядка; 5) иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления не вправе выполнять полномочия, отнесенные к исключительной компетенции РФ и ее субъектов.

Компетенция законодательных (представительных) и исполнительных органов, а также главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

По соглашению между органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ или субъектов РФ часть полномочий органов государственной власти может быть передана органам местного самоуправления. В этом случае им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства на реализацию соответствующих федеральных программ и программ субъектов РФ.

Еще по теме:

  • Тк рф увольнение по собственному желанию 3 дня Жизнь в Москве МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Содержание Увольнение в день подачи заявления↑ В соответствии со статьями 77, 78 и 80 Трудового кодекса РФ, работник может расторгнуть трудовой договор […]
  • П7 ч1 ст77 трудовой кодекс Изменение существенных условий: особенности прекращения трудового договора по п. 7 ст. 77 ТК РФ По состоянию на: 07.07.2005Журнал: Справочник кадровикаГод: 2005Автор: Новичкова Юлия […]
  • Инвестиционное предложение земельный участок Инвестиционное предложение земельный участок Инвестиционное предложение состоит из земельного участка площадью 1246 м2 из 2 зданий под реконструкцию- 5 -этажного здания общей […]
  • Свидетельство на право собственности на недостроенный дом Как зарегистрировать недостроенный дом на своем земельном участке в снт Есть свой земельный участок,земля сельскохозяйственного назначения,для ведения лпх пл.524кв.м.,в СНТ в близи […]
  • Ч 2 ст 75 тк рф Статья 75. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации, изменении типа государственного или муниципального […]