Защита нарушенных экологических прав

Рубрики Публикации

Экологическое право

Весьма актуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а отдельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности. К таким средствам и способам защиты относятся:

а) судебный контроль за деятельностью администрации (имеются в виду полномочия общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможная организация административной юстиции);

б) административный (внутриведомственный и подведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. Сюда следует отнести и президентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственных органов;

в) организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;

г) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за законностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуправления;

д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с учетом принципа разделения властей*.

* Салищева Н.Г. О некоторых способах защиты и охраны прав, свобод и законных интересов граждан в сфере деятельности исполнительной власти в Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994. С. 74.

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г .).

Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в который он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Процедуры рассмотрения жалоб в органах исполнительной власти практически отсутствуют, так как действующие до сих пор процедуры, существовавшие в бывшем СССР, по оценкам специалистов, крайне несовершенны и защищают более административную власть от граждан, чем права и интересы последних. Назрела необходимость принятия закона об обращениях граждан, регулирующего процедуры их рассмотрения таким образом, чтобы они способствовали эффективной защите экологических прав человека.

Перспективы совершенствования механизмов защиты экологических прав граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти могут быть связаны с развитием системы административной юстиции, предусмотренной ст. 118 Конституции РФ. Такая система может развиваться на основе: создания административных судов и обособления их от системы общего судопроизводства; сочетания органов административной юстиции и судопроизводства по административным делам; совершенствования правосудия по административным делам путем выделения специализированных палат в рамках общих судов.

Защита экологических прав

Экологические права граждан принадлежат к естественным и неотчуждаемым правам, которые возникают с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют поведение человека в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В настоящей статье рассматриваются особенности защиты экологических прав граждан.

Виды экологических прав

Экологические права – тип естественных человеческих прав, обладающих неотчуждаемым характером. Законодательством определяется мера определенной свободы и гражданское поведение в области использования, сохранности природы и обеспечения экологических норм по безопасности.

Разделение экологических прав обуславливает наличие прав общих и специальных. Формулировка общих прав приведена в Конституции РФ. Права специального вида установлены законодательством, регулирующим использование и охрану обособленных природных объектов.

К основополагающим конституционным экологическим правам относятся:

  • право на благоприятное состояние природной среды;
  • право на достоверную информацию о состоянии природы;
  • право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью или имуществу индивида экологическими правонарушениями.

Защита экологических прав

Нормы российского права гарантируют гражданину защиту его экологических прав. В целях защиты личных экологических прав индивиды могут:

  • организовывать общественные союзы по охране окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
  • участвовать в митингах, демонстрациях, референдумах и иных мероприятиях, касающихся охраны природы;
  • вносить предложения о проведении экологических экспертиз;
  • подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
  • обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда
  • реализовывать иные права, предусмотренные законодательством.

Что касается защиты экологических прав со стороны государства, то в ст. 13 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определена правовая система соответствующих мер:

  1. Органы государственной власти РФ любого уровня должны гарантировать соблюдение и реализацию их прав в области охраны окружающей среды;
  2. При размещении объектов, деятельность которых способна причинить вред окружающей среде, решение о размещении принимается при учете мнения населения или итогов референдума.
  3. Должностные лица, препятствующие гражданам и организациям в реализации их экологических прав привлекаются к ответственности.

Защита экологических прав граждан и организацией обеспечивается также и возложением на них определенных обязанностей. Они обязаны сохранять окружающую среду, относиться бережно к природе в целом и соблюдать законодательство в данной области.

Способы защиты экологических прав

Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ.

Лицо, чьи права нарушены может отстаивать интересы сам (самозащита) либо обратиться в государственные органы за защитой (государственная защита).

Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.

Способы защиты экологических прав:

  • судебный контроль за работой администрации (общие суды компетентны рассматривать административные споры);
  • административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
  • приема и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
  • прокурорский надзор за законностью деятельности структур исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
  • контроль, предусмотренный законодательством, со стороны представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов».

Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Гражданам гарантируется право на обращение с жалобой в государственные органы или органы местного самоуправления касательно нарушенных экологических прав, включая жалобы на незаконные действия/бездействия государственных структур, которые повлекли данные нарушения. Поданная жалоба рассматривается в течении 30 дней с момента регистрации, на которую законодатель отводит 3 дня. Государственный орган/орган местного самоуправления обязан

  • всесторонне и объективно изучить обращение,
  • при необходимости запросить материалы и документы в соответствующих государственных структурах,
  • принять меры о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
  • дать письменный ответ по существу поставленных вопросов в обращении;
  • уведомить гражданина о направлении обращения в другой государственный орган/орган местного самоуправления, компетентный рассмотреть и решить данный вопрос.

Если гражданин получил отказ в удовлетворении жалобы в административном порядке либо не получил ответа по истечении срока, предусмотренного законодательством, он имеет право обратиться в суд.

Судебный порядок рассмотрения административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ.

В данном законе регламентируется оспаривание нормативно — правовых актов, решений, а также действий/бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Суд рассматривает жалобу, если она обоснована, то он признает действие или решение, повлекшее нарушение прав гражданина, незаконным, восстанавливает нарушенные права и свободы, отменяет примененные к нему ранее меры ответственности.

Суд может вынести решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением недостоверной информации.

uristinfo.net

5.5. Гарантии и защита экологических прав граждан

Наличие механизмов и процедур реализации и защиты экологических прав граждан — необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.
Согласно ст. 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды», органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Кроме того, при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
Существуют два основных способа защиты экологических прав граждан — административный и судебный.
Административный способ заключается в возможности обращения гражданина с жалобой на неправомерные действия или решения в вышестоящие по отношению к нарушителю органы и организации, в органы местного самоуправления, в специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды или правоохранительные органы, т.е. без обращения в суд.
Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ от 27.04.1993 г. № 4866 (в ред. от 14.12.1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии с Законом гражданин может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопроса.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Помимо обращения в соответствующие природоохранные органы (о них — более подробно в разделе 1.7) граждане имеют право обращаться с заявлениями и в правоохранительные органы, в частности в Прокуратуру РФ.
В соответствии с Законом РФ от 17.01.1992 г. (в ред. от 30.06. 2003 г.) «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ст. 1).
Одной из задач Прокуратуры РФ является надзор за соблюдением прав и свобод, в том числе и экологических, человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
С этой целью в рамках Прокуратуры РФ наряду с территориальными подразделениями созданы специализированные природоохранные прокуратуры по бассейновому или региональному принципам. Эти подразделения целиком заняты надзором за соблюдением экологического законодательства.
Первые специализированные природоохранные прокуратуры были образованы на территории бывшего СССР в середине 80-х годов, и к 1990 г. их насчитывалось 110, причем две трети в России.
Первой в России специализированной природоохранной прокуратурой, созданной по бассейновому принципу, является Волжская природоохранная прокуратура, образованная приказом Генерального прокурора СССР А.Я.Сухарева 27.04.1990 г.
В 1998 году была образована Московская региональная природоохранная прокуратура (Москва и Московская область). Однако эта прокуратура в 2001 году ликвидирована с передачей функций Московской межрайонной прокуратуре, входящей в прокуратуру г. Москвы, и Московской областной — при Прокуратуре Московской области.
Практика подтвердила правильность создания таких специализированных природоохранных прокуратур. Так, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в 1998-2000 гг. была проведена проверка исполнения законодательства о предотвращении загрязнения Волги и ее притоков затонувшими плавсредствами, т.е. источниками загрязнения реки нефтепродуктами и иными веществами с высокой токсичностью2, 1.
В ходе проверки в акватории Волги выявлено 1171 затопленное (или полузатопленное) плавсредство, 40% из них — бесхозные. В результате 293 обнаруженных прокуратурой плавсредства извлечено, утилизировано или отремонтировано. В 1999-2000 гг. было выявлено 25 тыс. нарушений экологического законодательства, опротестовано 1468 незаконных правовых актов, более 6,6 тыс. человек привлечены к дисциплинарной, материальной и административной ответственности. Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации (омбудсменом). Институт уполномоченного по правам человека существует более чем в 100 государствах, существенно дополняя контрольные функции парламента по защите прав граждан. Эта должность была учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
К компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Согласно ст. 20 Закона, Уполномоченный, получив жалобу, вправе:
— принять ее к рассмотрению;
— разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод;
— передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится ее разрешение по существу;
— отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
Судебный способ защиты экологических прав граждан
Конституция РФ наделяет каждого гражданина правом на судебную защиту (ст. 46). Конкретные формы реализации данного права в природоохранной сфере предусмотрены рядом федеральных законов, таких как: «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другими нормативными правовыми актами. В частности, согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», граждане вправе предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Помимо возмещения вреда здоровью и имуществу вследствие ухудшения состояния окружающей среды, которое осуществляется в исковом порядке, граждане могут добиваться судебного обжалования незаконных действий и решений, нарушающих их экологические права и свободы (путем заявления жалобы).
Порядок судебного обжалования регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 г. (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ), а также Гражданским процессуальным кодексом РФ (глава 25).
Закон определяет также круг действий (решений), которые могут быть обжалованы в суд. В качестве таковых он называет коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
а) нарушены права и свободы гражданина;
б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
в) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Гражданин вправе обжаловать как названные выше действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.
К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и предоставленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (или принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).
Обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы заявителя (истца). При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействие, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом.
Закон определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия, нарушающие экологические права гражданина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд — один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же гражданином не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обращения в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы (ст. 5). Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы (ст. 7).
Определенные возможности в защите экологических прав граждан предоставляет ст. 980 Гражданского кодекса РФ: действие в чужом интересе без поручения. В соответствии с этой статьей, «действия без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица в целях предотвращения вреда его личности или имуществу, исполнения его обязательства или в его иных непротивоправных интересах (действия в чужом интересе) должны совершаться исходя из очевидной выгоды или пользы и действительных или вероятных намерений заинтересованного лица и с необходимой по обстоятельствам дела заботливостью и осмотрительностью».
Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 15.12.2001 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» допускает запрос о проверке конституционности законов и иных нормативных актов РФ или договоров между органами государственной власти, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за некон- ституционности, либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц об отказе применять эти акты как не соответствующие Конституции РФ (ст. 85). Допускается проверка конституционности нормативного акта субъекта РФ в том случае, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ, природопользование, охрана окружающей среды и законодательство в этих сферах отнесены к предметам совместного ведения.
Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу. В соответствии с Законом, правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в федеральном законе (ст. 96). Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, а также если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных экологических прав принимается одно из двух решений: о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом. В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обычном порядке.
Наконец, после вступления Российской Федерации в Совет Европы, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных прав, в том числе и экологических в Европейский суд по правам человека.

Способы защиты экологических прав

Экологические права граждан относятся к разновидности естественных и неотчуждаемых прав человека, которые возникают и существуют с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют меру свободы и необходимости поведения человека в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

Все экологические права подразделяются на два вида: общие и специальные. Общие права сформулированы в Конституции РФ и Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Специальные права закрепляются в законодательстве, регулирующем использование и охрану отдельных видов природных ресурсов и природных объектов.

Основные конституционные права: право частной собственности на землю (ст. 36); право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37); право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

Итак, статья 42 Конституции РФ закрепляет три, по существу самостоятельных, но тесно связанных между собой экологических права человека:

— право на благоприятную окружающую среду;

— право на достоверную информацию о ее состоянии;

— право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Под благоприятной окружающей средой в ст. 42 Конституции РФ следует понимать такую среду, параметры которой соответствуют установленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетического фонда.

Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля. Данное право конкретизируется в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который гарантирует и устанавливает судебную защиту данному праву.

Согласно ст. 41 Конституции РФ, в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (транспортные организации, промышленные предприятия), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Согласно ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», вред возмещается в полном объеме, включая неполученные доходы и расходы, связанные с повреждением здоровья (ст. 79).

Экологические права могут быть подразделены по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности; как в Российской Конституции, так и в международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.

Гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индивида участвовать в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), устанавливать контроль за властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня экологической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.

Права граждан в области охраны окружающей среды конкретизированы в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».

Согласно нормативным предписаниям, содержащимся в Федеральном законе, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Кроме того, граждане имеют право:

— создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

— направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

— принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

— оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

— обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

— предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

— осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Одним из средств охраны прав граждан является возложение на них обязанностей. Пункт 3 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» возлагает на граждан следующие обязанности:

— сохранять природу и окружающую среду;

— бережно относиться к природе и природным богатствам;

— соблюдать иные требования законодательства.

Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. В развитие данных положений Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 23.07.2008 N 160-ФЗ) устанавливает, что право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В соответствии с нормативными предписаниями Федерального закона «Об охране окружающей среды» общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

— разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

— за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

— оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

— организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и обсуждения проектов, касающихся охраны окружающей среды;

— обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

— участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

— обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

— организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

— организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

— рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

— подавать в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, в суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

— предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

— осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, что является дополнительной гарантией прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Статья 13 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает систему государственных мер, обеспечивающих право граждан на благоприятную окружающую среду.

Во-первых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

Во-вторых, при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

В-третьих, должностные лица, препятствующие гражданам, общественным объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Далее статья 34 данного Закона устанавливает следующее:

— размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности;

— нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

— прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам за совершение экологического преступления, т.е. посягательство на экологический правопорядок и его составную часть — экологическую безопасность населения. В гл. 26 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил: охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248) и др.

Административная ответственность применяется к физическим и юридическим лицам за совершение экологического проступка при отсутствии состава преступления. Наиболее распространенная мера административного взыскания — штраф. Размеры штрафа кратны размеру минимального размера оплаты труда на момент совершения правонарушения. Так, в гл. 8 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение общих требований охраны окружающей среды (несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов), за совершение земельных, горных, водных правонарушений, лесонарушений, проступков, посягающих на животный мир и среду его обитания, и др.

Имущественная ответственность предусматривает возмещение нанесенного экологического ущерба, включая реальный вред и упущенную выгоду.

Дисциплинарная ответственность применяется только к физическим лицам и предусмотрена за совершение экологического проступка в связи с невыполнением служебных обязанностей, в результате чего причиняется экологический вред.

Статья 45 Конституции РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26 Конституции РФ).

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов, или государственную защиту.

Защита прав в области охраны окружающей среды представляет собой не только деятельность физических и юридических лиц, но и деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является обязанностью государства. Так, надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также коммерческих и некоммерческих организаций осуществляет прокуратура РФ. Прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления; вносить протесты на противоречащие закону правовые акты в органы и должностным лицам, издавшим данные акты, либо в вышестоящие органы государственной власти, вышестоящим должностным лицам; вносить представления о нарушении закона в органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностным лицам, которые компетентны устранить допущенные нарушения; предъявлять в суд иски в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан либо интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Защиту прав в области охраны окружающей среды можно осуществлять как в административном, так и в судебном порядке. В соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд решений и действий, нарушающих права и свободы граждан» жалобы на действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или общественное объединение, должностному лицу. Срок, в течение которого жалоба подлежит рассмотрению, составляет один месяц.

Граждане вправе обратиться за защитой своих прав в области охраны окружающей среды непосредственно в суд. Споры с участием граждан рассматривают суды общей юрисдикции. В соответствии с ГПК споры, возникающие из экологических правоотношений, разрешают суды общей юрисдикции. Арбитражные суды рассматривают споры, связанные с осуществлением экономической и иной предпринимательской деятельности, с участием юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), а также с участием РФ, ее субъектов, муниципальных образований.

Способы защиты экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти.

К способам защиты относятся:

— судебный контроль за деятельностью администрации (имеются в виду полномочия общих судов по рассмотрению административных споров, а также возможная организация административной юстиции);

— административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой исполнительной власти. Сюда следует отнести и президентский контроль за деятельностью подчиненной ему системы государственных органов;

— организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;

— прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за законностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуправления;

— контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с учетом принципа разделения властей.

Важное положение для защиты экологических прав граждан содержится в п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ».

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ). Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в который он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу.

Если гражданину отказано в удовлетворении жалобы в административном порядке или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд по месту жительства или по месту нахождения нарушителя (органа, объединения, должностного лица).

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обоснованна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Суд может принять решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением искаженной информации.

Еще по теме:

  • Адвокат фомин александр николаевич Адвокат фомин александр николаевич Первый заместитель прокурора края, государственный советник юстиции 3 класса Контактная информация: 222-079 Фомин Александр Николаевич, 1972 г. […]
  • Главе администрации г курска Глава администрации города курска Овчаров Николай Иванович 4 февраля Курское городское Собрание избрало на конкурсной основе главой Администрации города Курска Овчарова Николая […]
  • Ст 208 ук рсфср Статья 208. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем Информация об изменениях: Федеральным законом от 1 июля 1994 г. N 10-ФЗ в статью 208 настоящего кодекса […]
  • Юридическая консультация астахова юридическая консультация павла астахова для жителей МСК и области Авто-юристы Авторское право Адвокатские услуги Административное право Амнистия Арбитраж Банкротство> […]
  • Изменения в ч3 гк рф Новая редакция Гражданского Кодекса РФ с изменениями на 2018 год Гражданский кодекс РФ является основным юридическим документом, регулирующим гражданские отношения материального и […]