Жизнь это движение по бесконечной дороге

Рубрики Публикации

«Жизнь без движения перестает быть жизнью»

Правда ли жизнь — синоним изменений и почему остановка в принципе невозможна, рассказывает философ Юлия Синеокая.

Можно ли говорить о том, что современный мир требует от нас большей готовности изменяться, чем прежде?

Наверное, нет… Человеческая природа мало подвержена изменениям. Налицо прорыв вперед в технологической и информационной сферах. Но прогресс – понятие, приложимое, в большей степени, к описанию цивилизационных достижений, нежели изменений в сфере духа или личностной экзистенции. Странно было бы утверждать, что мы приходим к верным умозаключениям или судим о добре и зле быстрее и эффективнее, нежели Сократ или Декарт. Сегодня мы живем в мире куда более прозрачном, едином и распахнутом новому, чем это было в ушедшие века. Однако каждый из нас, сохраняя свой темп жизни, свою скорость принятия решений, свою эмоциональную тональность, ведет свой собственный временной отсчет. Да, внешнее время летит быстрее, перемены в окружающем нас мире случаются чаще. Меняется мода на идеи, образ жизни, стиль поведения, но внутренняя мелодия каждого из нас остается прежней. Этот уникальный личностный ритм и есть та нить, которая связывает нас в единое целое, позволяет нам отличить себя от других, узнавать самих себя в разных ситуациях и возрастах. У каждого современного человека в запасе своя коллекция личин и ликов, которыми мы пользуемся по случаю, свой набор стереотипов поведения в разных ситуациях. Мы меняем образы, ориентируясь на ситуацию, подлаживаясь к ней, однако о глубинных изменениях речь тут не идет и идти не может. Быстрота реакции – это скорее лицедейство, смена масок, а не экзистенциальное изменение.

Что мы приобретаем, меняя жизнь? И не означает ли это одновременно утрату чего-то важного в себе?

Очевидный, на первый взгляд, вопрос о том, менять или не менять жизнь, теряет смысл, если вдуматься в его суть. Жизнь ведь и есть синоним изменений. Как отличить живое от мертвого? Живое всегда в движении! Представьте, перед вами на дороге валяется что-то. Как понять, живое это нечто или нет? Вы подойдете и дотронетесь – шевелится или нет, убежит или нет… Конечно, я не имею в виду исключительно механическое перемещение в пространстве. Жизнь – это, прежде всего, качественное изменение, смена разных стадий бытия. Живое зарождается, растет, взрослеет, стареет, угасает, умирает…. Только мертвое не может умереть, только в мертвом нет движения, становления, изменения. У Хорхе Луиса Борхеса есть чудесное эссе «Бессмертный» о человеке, оказавшемся в городе бессмертных. Это место, столь чаемое им раньше, произвело на него столь угнетающее впечатление, что он бежал опрометью прочь, ища реку смерти. Бессмертие обесценивает жизнь, поступки, чувства, смыслы. Зачем достраивать лестничный пролет, поить измученного жаждой или утолять боль страждущего? Это можно сделать и потом, или не сделать вовсе… Без поступка жизнь перестает быть жизнью. Неизбежность изменений, как утрат, так и обретений, обостряет наши чувства и смыслы, спасает от отчаяния и вселяет надежду. Родившись, человек обречен на бесконечные перемены. Мы неизменно обнаруживаем себя перед выбором, на развилке дорог, на пороге распахнутой двери. Отваживаемся ли мы новый шаг или мешкаем, стремясь перевести дух, неважно, результат один – затаиться невозможно, поток жизни уносит нас вперед и вперед, неважно, сопротивляемся ли мы течению или плывем, отдавшись воле волн бытия. В хрупкости счастья и в исчерпаемости горя заключена мудрость бытия, возможность чуда, шанс, который жизнь готовит каждому из нас. Роман Германа Гессе «Сиддхартха» – одно из самых сильных откровений о том, что ничего в жизни нельзя остановить, удержать, обрести раз и навсегда, все уходит и все возвращается, все имеет конец и начало, свой час… в череде утрат и обретений величайший шанс узнавания себя, становления собой, возвращения к себе.

Мы стремимся изменить свою жизнь, а потом, добившись желаемого, хотим стабильности. Наш порыв к изменениям в конечном счете ведет к остановке. Не попадаем ли мы в ловушку?

Вовсе нет! Что значит «достигнуть лучшего и остановиться»? Этого не бывает! Обретение чего-либо моментально вызывает у нас жажду бОльшего, нового, а нередко и вовсе ведет к разочарованию в достигнутом. Остановка в принципе невозможна. Если мы не идем вперед – мы откатываемся назад. Это очевидно для тех, кто увлечен своим делом, работой. Человек, достигший успеха на профессиональном поприще и переставший расти, совершенствовать свои навыки и знания, вскоре станет неинтересен для коллег, потеряет авторитет, станет смешон. Это верно и для частной жизни. Если двое, обретя друг друга, идут дальше вместе, меняясь, совершенствуя себя, помогая друг другу становиться самими собой, их союз прочен. Но если один изменил темп, отстал или обогнал партнера, конфликт начинает нарастать. Как быть? Не оглядываться назад, стремиться вперед, в будущее, сохраняя верность себе, мелодии своей жизни, и помня о том, что вечность для каждого из нас складывается из потока мгновений, которые не повторить.

Техника изменения опыта: как это работает

У каждого из нас есть опыт неудач. И хотя неприятное событие было в прошлом, оно может влиять на нас в настоящем как подтверждение тому, что и теперь мы опять не справимся с каким-то делом.

Как изменить себя, не изменяя себе

Как изменить себя: с чего начать и как продолжить? Десять рекомендаций коуча Марка Кукушкина, сформулированные им на основе собственного профессионального опыта.

Почему важно проигрывать в споре?

Мы всегда настаиваем на том, что правы, хотим, чтобы в споре за нами оставалось последнее слово, боимся отказаться от своих заблуждений. Между тем опыт поражений ценнее, чем опыт побед, потому что он дает нам шанс измениться.

Идти вперед с легкой душой

Дети вырастают и покидают дом; уходит любовь; распадается дружба… Те, кому удается пройти через подобные испытания без чрезмерных страданий и травм, понимают: жизнь – это череда расставаний, и каждое из них необходимо пережить. Потому что за ним обязательно последует другое…

«Нет ничего лучше гор, мотоцикла и бесконечной дороги под ним»: Путешествие по Азии на двух колёсах

До 2012 года вся моя жизнь состояла из перманентной беготни. У меня было своё дело, машина, 13 пар обуви и вздёрнутый подбородок. Но однажды я задумался: почему существуют такие вещи, как дайвинг и прыжки с парашютом, но нет такого экстремального вида спорта — бросить нажитое и начать сначала? И я решил провести эксперимент — получить заряд адреналина за счёт возможности осознанно потерять все накопленные деньги. Я продал свой бизнес, машину, имущество и оказался на распутье: одна часть меня хотела вложить деньги в новое дело и снова пуститься в бесконечный бессмысленный бег. Другая часть меня, страдающая от скучной городской жизни, просила ступить на неизведанный путь.

И я решил отправиться в Гималаи. Моё путешествие должно было начаться с покупки мотоцикла на севере Индии, откуда я через исток священной реки Ганг, Тадж-Махал, индийские ступы и 23 индийских города двинулся бы на юг в Пуну, где планировал несколько дней пожить в международной коммуне Ошо. Продать мотоцикл я собирался в Мумбае и оттуда полетел бы в Бангкок. В финале моего маршрута, если останется достаточно денег, я собирался посетить Малайзию и Сингапур. Всё путешествие должно было занять около полугода.

Если представить Россию серым квадратным булыжником, то Индия — это жёлтый растущий цветок. Люди здесь не накладывают на свою жизнь социальных ограничений и делают то, что им хочется. Если тебе захотелось спать — ложись где заблагорассудится, хоть на улице. Если ты, будучи за рулём, встретил на дороге знакомого и хочешь с ним поболтать, парализовав дорожное движение, — пожалуйста. Для абсолютно любого желания здесь есть веская причина — Индия.

Все городские улицы в Индии очень узкие, светофоров почти нигде не встретишь. Движение регулируется не законами и правилами, а человеческими отношениями и совестью. Тем не менее за всё время пребывания в Индии я не увидел ни одного ДТП. А ещё любой владелец бизнеса, будь то таксопарк, гостиница или кафе, не гнушается выполнять ту же работу, что и его подчинённые — работает таксистом, прислуживает официантом в кафе и спит на кухне, чтобы не занимать свободные номера в собственной гостинице.

В Индии никогда не задаёшься вопросом, чем заняться — страна решает за тебя. В Ришикеше мне от управляющего отелем достался мотоцикл — практически новый, сделанный индийцами для индийцев и индийских дорог. У местных такой мотоцикл считается весьма пижонским транспортным средством — по их меркам, он слишком мощный (220 кубов) и слишком блестящий.

В Ришикеше множество школ йоги, соответственно, много иностранцев, в том числе и наших соотечественников. По приезду я сразу отправился на своём мотоцикле в одну из таких школ, по пути попав в пробку. Вот тогда-то я и научился водить мотоцикл. Второй день в Ришикеше я посвятил обучению спуска на каяке — гребной лодке. Город находится прямо на реке Ганг, поэтому школ каякинга, как и йоги, там множество. В Ришикеше я переосмыслил тактику передвижения по Индии и понял: нужно не бежать галопом, лихорадочно оглядываясь по сторонам, а останавливаться и вникать. Поэтому я решил перекроить свой маршрут, оставив только самый «глубокий» север.

Рудрапраяг и Укхимат

В Рудрапраяге, остановившись в кафе, я заказал лепёшку с маслом, рис и дал — соус из бобовых. Лепёшку подали без масла, и я начал возмущаться, после чего официант вытащил лепёшку из моего рта, окунул её в масло и отдал обратно. Тут же рядом сел индиец и принялся уплетать рис грязными руками. Я был в шоке от увиденного и даже представить себе не мог, что уже через несколько часов сам буду делать точно так же. К слову, еда была вкусной, но чересчур острой. За время своего путешествия я вывел идеальную формулу питания в Индии — это паранта (лепёшка с картошкой) и какой-нибудь дал. А ещё в святых городах, таких как Ришикеш, Кедарнатх, Бадринатх, не едят мяса, животные там умирают своей смертью.

По дороге в Укхимат я познакомился с молодым индусом, которому рассказал про свой маршрут и о том, что я из Норильска, где зимой температура воздуха опускается до –55 градусов. После этого парень и вся его родня облепили меня и просили с ними сфотографироваться. Оказалось, что в Рудрапраяг они приехали на службу и предложили мне присоединиться к ним и поселиться в храме. Храм находился на вершине ущелья, за номер попросили 200 рупий (около 100 рублей). Номер оказался маленьким и без окон, но очень уютным. Служба должна была состояться в семь вечера, и меня уверили, что я обязательно должен прийти на ритуал, если хочу «прикоснуться к Богу». Что ж, на параплане я уже летал, на каяке плавал, а вот к Богу ещё не прикасался. Служба оказалась ритуалом превозношения даров какому-то святому.

Чопта и Бадринатх

Оказавшись в Чопте, я остановился в гостинице, где не оказалось электричества и воды. За ночь в этой клетке хозяин просил 800 рупий. Кое-как сторговавшись с ним до 400, я оставил в комнате свои вещи и направился к храму Тунгнатх — самому высокому храму в мире, как уверили меня местные. Вернувшись в свой барак после четырёх часов прогулки, я лёг в постель, не раздеваясь. Сначала было холодно так, что шёл пар изо рта, но, в конце концов, мне удалось согреться. Спать с пауками я уже привык, поэтому уснул быстро.

Бадринатх — белый город в ущелье, прямо у подножия горы Нилаканты. Это самый холодный и самобытный город из всех, что мне довелось посетить за время путешествия. Кажется, что основное занятие всех жителей — греться, на каждом углу здесь жгут костры. В центре города есть храм с горячими источниками, но он для меня не представлял интереса.

В четырёх километрах от Бадринатха находится деревня Манна — последний индийский населённый пункт в моём маршруте. Место очень дикое — с десяток полуразрушенных лачуг и храм. Двинувшись дальше, я наткнулся на дорогу, которая, как оказалось, вела в Китай. До китайской границы оставалось всего 50 километров, и военные в КПП ни в какую не хотели пропускать меня на мотоцикле дальше — даже тысяча рупий не решили вопрос.

На следующий день было решено сделать марш-бросок сразу до Кедарнатха. Большая часть индийских дорог — с плавным асфальтом, на остальных идёт ремонт, и несколько десятков километров приходится ехать по ухабам со скоростью около 20 км/ч. До деревни Кедарнатх оставалось около 14-ти километров пути, когда дорога внезапно оборвалась. Дальше пришлось передвигаться на лошадях.

Меня уверили, что я обязательно должен прийти на ритуал, если хочу «прикоснуться к Богу». Что ж, на параплане я уже летал, на каяке плавал, а вот к Богу ещё не прикасался.

Кедарнатх и Агра

Кедарнатх упоминается в древних писаниях ещё до нашей эры, а находящийся в ней храм был основан в VIII веке нашей эры. Согласно поверьям, именно здесь бог Шива превратился в быка и ушёл под землю. Деревня открыта только шесть месяцев в году, зимой её засыпает снегом, и она становится необитаемой. По прибытию меня обступили монахи, которые за деньги предлагали совершить ритуал поклонения. Затем ко мне пристала какая-то старуха: я дал ей 10 рупий, но она заявила, что этого мало. За всем этим наблюдал садху. На мой взгляд, вера с привязкой к деньгам фальшива, ибо теряет всякую связь с духовным миром, и я поделился своими сомнениями с ним. Садху ответил, что давать деньги — это желание, а не обязанность и что отданные деньги возвращаются в большем количестве.

Дальше я собирался посетить Дели и Агру, где расположен Тадж-Махал. Добираться я решил на поезде третьего класса. К слову, поезда в Индии практически ничем не отличаются от российских. Через семь часов я был в Дели, где решил взять напрокат новый мотоцикл и доехать на нём до Тадж-Махала и обратно. Много времени ушло на то, чтобы найти мотоцикл всего на один день и с небольшим залогом. Изначально я хотел попробовать Bajaj Pulsar — очень распространённый индийский мотоцикл спортивного типа. И такой был найден за две тысячи рупий в сутки и десять тысяч рупий залога. Вообще, у индусов очень прагматичное отношение к мотоциклам: самый максимальный объём двигателя производимых в Индии мотоциклов — 220 кубов, но чаще 120–180.

Агра показалась мне обычной деревней, где всё вертится вокруг одного только Тадж-Махала. На подъезде к городу куча автобусов, туристов и продавцов всего, что только можно представить. Торгуют даже плётками для верблюдов и местами для парковки. Узнав, что входной билет в храм стоит 500 рупий, я потерял всякое желание туда заходить. Вместо этого я завернул на какую-то пыльную тропинку вдоль стен храма и решил просто прогуляться по территории.

Джайпур и Пуна

В Джайпуре у меня было шесть часов на осмотр города, который оказался полон всяких древних полуразрушенных построек. После трассы, где только ты и дорога, режут глаз все эти автобусы с туристами, а их жизни кажутся каким-то избитым сценарием. После осмотра города я двинулся в Пуну, где посетил коммуну Ошо — спроектированный лично Бхагваном Раджнишем курорт с комплексом зданий для медитаций и жизни. Новичков там собирают в девять утра, проводят им экскурсию и краткую демонстрацию основных медитаций.

Первым делом все сдают анализ крови на ВИЧ-инфекцию. В ашраме не возбраняются сексуальные отношения, главное правило — это взаимное желание, поэтому на территорию ашрама не допускаются люди с инфекцией. В случае если кто-либо дотрагивается до тебя без твоего согласия, его исключают из ашрама. Если во время коллективной медитации тебе хочется чихнуть или кашлянуть, нужно выйти, при этом войти обратно уже нельзя. Тебя также могут выпроводить наружу, если твои носки воняют слишком навязчиво.

Затем меня повели в небольшой медитационный зал, где познакомили с основными упражнениями, а затем показали окрестности. Весь храмовый комплекс расположен на территории очень ухоженного парка с фонтанами, прудами, ручьями и павлинами. На территории ашрама расположены несколько кафе, большой открытый бассейн с сауной, несколько жилых домов, медитационные залы. Во всём комплексе принята единая форма — тёмно-бордовые и белые робы. Первый вид робы используется для повседневной носки, вторую надевают на вечернюю медитацию. Также на территории находится несколько магазинов. В первом можно купить робы, купальные плавки, коврики, личные стулья для медитаций и презервативы, во втором продаётся литература, написанная самим Ошо. График медитаций расписан с 6:30 до 24:00 часов. Некоторые практики идут параллельно, но в целом одна плавно перетекает в другую, и можно посетить все, если хватит сил.

В Бангкоке я поселился в районе Коасан-роад, в самом центре самой оживлённой улицы города, где вечером пешеходу не остаётся места от засилья туристов. Повсюду кафе, магазины, клубы, бары, тату-салоны и прочие заведения, где турист может потратить максимальное количество денег.

Когда я искал байк напрокат, в одном месте мне отказали только потому, что я русский — мол, я уеду на нём из Бангкока в Паттайю и не вернусь. После того как узнают, что ты из России, сразу показывают мятую, засаленную бумажку с ценами на сексуальные услуги. Широко улыбающиеся тайки с ещё более широко раздвинутыми ногами ведут себя так, потому что на их услуги есть спрос, и от этого немного обидно.

Совершенно случайно я оказался на Ко Чанге — райском острове, путь до которого из Бангкока занимает шесть часов и стоит 270 бат (около 280 рублей). Сам остров представляет собой сочетание всего, что нужно для амёбного и дешёвого отдыха. Жильё на берегу моря можно снять за 300 бат в сутки, а мотоцикл взять напрокат за 150. Рестораны распирает от вкусной еды, солнце светит весь день, повсюду пальмы, водопады, отличные дороги и шикарный сервис. Короче, деградируй на здоровье и ни о чем не думай. Кстати, Ко Чанг, как и весь остальной Таиланд, оккупирован русскими туристами.

Если честно, я с радостью готов поменять тихий солнечный пляж с прозрачной водой, пальмами и доступными женщинами на вонючий дырявый автобус с сумасшедшим индусом на соседнем сиденье. Нет ничего лучше гор, мотоцикла и бесконечной дороги под ним. Поэтому я ждал дня отъезда и, уезжая, наконец, снова почувствовал себя в своей тарелке.

В Катманду я поселился в туристическом районе Тамель, где начал обдумывать своё дальнейшее движение. Я давно мечтал проехать Непал на мотоцикле. Ради интереса я ввёл в поисковике фразу «мототуры по Непалу». Единственное, что я нашёл, — это недавно открытый маршрут до границы королевства Мустанг. Это была организованная двухнедельная программа для опытных мотоциклистов за 3500 долларов с гидом, механиком и джипом сопровождения. Описание тура порадовало: «мы проедем по самому глубокому в мире ущелью», «экстремальная дорога не для слабонервных».

Также в описании было указано, что дорога состоит из песка, водяных бродов и камней. На это внимания я не обратил, потому что уже считал себя достаточно опытным водителем после трасс севера Индии и крупных индийских городов. Бегло прочитав маршрут, я решил: еду первым делом, только самостоятельно. Требовалось найти подходящий для непальских гор мотоцикл, и таковым оказался относительно новый красный Bullet компании Royal Enfield за 2100 рупий в день.

Катманду очень похож на индийскую деревушку. Столица, как и весь Непал, живёт за счёт рек и гидроэлектростанций. От полноводности рек напрямую зависит, есть ли в стране электричество. На севере дела с этим обстоят получше — там почти всегда реки полные. А вот в Катманду, который южнее, возникают проблемы, особенно в зимний сезон. Иногда электричества в городе нет по 10–12 часов в сутки. Такая высокотехнологичная роскошь, как горячее отопление, в Непале отсутствует, поэтому вся горячая вода подогревается бойлерами. Так как зачастую отсутствует и электричество, то вода остаётся холодной. Поэтому ледяной душ становится нормой.

Рядом с Катманду находится множество храмов и священных городов, и я решил посетить Сваямбунатх и Пашупатинатх — священный пригород, крематорий, куда свозят умерших для обряда сжигания. Место сжигания располагается на реке, вдоль которой — бетонные выступы. На эти выступы в специальном деревянном каркасе кладётся умерший и после ритуала прощания поджигается. Местные жители уже привыкли к тому, что на их глазах целиком сжигают человека, и просто наблюдают за процессом. Я попал на два обряда прощания, где не оказалось страдальческих лиц, чёрных костюмов и прочих угнетающих похоронных атрибутов. Через полтора часа пепел смели в священную реку и разошлись.

Местные жители уже привыкли к тому, что на их глазах целиком сжигают человека, и просто наблюдают за процессом.

Вечером я доехал до Покхары, где поселился в шикарном отеле за 700 рупий в сутки. Покхара — город на озере, бывшее пристанище хиппи. Тут есть и блюз-бар, и Bullet Basecamp, и куча других стильных заведений. В Покхаре стартует множество трекинговых маршрутов, в том числе к базовому лагерю Аннапурны. С холма в Покхаре также открывается самый лучший вид на все три пика этого горного массива.

По пути я и познакомился с экстремальной непальской дорогой. Как только тебе начинает казаться, что ты уже проехал самый сложный дорожный участок, сразу натыкаешься на более изощрённый. Где-то между булыжником и ямой у меня порвалось сцепление. На следующее утро мастер был найден, мотоцикл был починен, и я отправился покорять прежнюю дорогу во второй раз. Дорога представляла собой смесь из камней, гравия, песка, грязи, а когда я забрался выше, то ещё и льда. Мотоцикл заносило, вырывало у меня из рук, он глох, скользил по песку и бродам. Но каким-то чудом я всё-таки доехал до Татопани, где сразу заселился в гостиницу с видом на бурлящую реку, и отправился на знаменитые горячие источники.

Следующим пунктом моего маршрута стала Калапани — промежуточная деревушка с уникальным расположением. Она находится в ущелье, куда ни глянь — повсюду снежные пики. На следующий день я должен был добраться до конечной точки своего маршрута — священной деревушки Муктинатха, расположенной на высоте 3800 метров. В этой деревушке я проторчал трое суток и посетил местный буддистско-индуистский храм, место паломничества тысяч буддистов.

Около храма находятся 108 святых источников, и, по преданию, если окунуться во все, можно избавиться от негативной кармы предыдущих воплощений, что я и сделал. Рядом с Муктинатхом также находится самый высокий в мире пешеходный перевал Торонг-Ла высотой 5400 метров, до которого я добирался пешком около девяти часов. За время путешествия мой навык управления мотоциклом вырос настолько, что сейчас я легко могу выиграть какие-нибудь кроссовые соревнования по управлению спортивным байком. Инстинкт самосохранения — самый лучший учитель.

До Катманду я доехал за четыре дня, по пути два дня провёл в Покхаре. Непал оставил незабываемые впечатления, особенно меня поразило отношение деревенских жителей к детям — там с ними не церемонятся. Научился держать равновесие — иди таскай брёвна. Научился разговаривать — дуй работать продавцом. Дорос до столешницы? На кухню. Тебе уже 15? Самое время водить грузовики и тракторы.

Научился держать равновесие — иди таскай брёвна. Научился разговаривать — дуй работать продавцом. Дорос до столешницы? На кухню. Тебе уже 15? Самое время водить грузовики и тракторы.

Побывать в Непале и не увидеть Эверест было бы преступлением. Для начала нужно было вылететь из Катманду в Луклу — стартовую точку трека. В Луклу я надеялся пройти как можно больше, чтобы наверстать потерянное время, и спустя шесть часов оказался в населённом пункте Джорсала.

На следующий день главной задачей было дойти до первого большого перевалочного пункта — Намче-Базара, что мы с успехом, но не без трудностей сделали. Густая растительность, реки, гиганты Ама-Даблам и Эверест — всё это мы видели по пути. С опережением по времени мы дошли до Тенгбоче — очень красивого места с прекрасным видом и тибетским монастырём.

Затем я отправился в Токлу. В тот день я планировал подняться на высоту около километра, надеясь на то, что акклиматизировался ещё две недели назад в Муктинатхе. Тем не менее такой резкий набор высоты дал о себе знать — появилась головная боль. Весь следующий день я посвятил акклиматизации: медленно ходил, глубоко дышал, пускал кровь и пытался хоть как-то сбить поднявшееся давление.

Следующими пунктами маршрута были Лобуче на высоте 4930 метров и деревня Горак-Шеп на высоте 5140 метров. Из этой деревушки стартуют два заключительных трека: до панорамного вида на Эверест и до базового лагеря Эвереста, откуда стартуют восхождения на вершину мира.

По пути картина окрестностей изменилась окончательно — повсюду пики и ледники. Погода ухудшалась с каждым часом, ветер уже сносил с траектории, пальцы на ногах начинали замерзать. С горем пополам мы дошли до Кала-Патхар — смотровой площадки с видом на Эверест, наивысшей точки маршрута. Всё это напомнило мне мой родной Норильск, где каждый поход в школу был сравним с покорением Эвереста, поэтому я чувствовал себя в своей тарелке.

В полном моральном упадке, но с мыслями о том, что я сюда ещё вернусь, пошёл обратно. Часам к девяти вечера погода разбушевалась настолько, что я боялся, как бы наш гостиничный барак не унесло ветром куда-нибудь к Лобуче. Глубокой ночью очень похолодало, пошёл снег. Так, лёжа под тремя одеялами, с давлением, как у бегущего спринт, я всю ночь думал о следующим дне.

Радость наступившего дня омрачилась видом в окне — было снежно и пасмурно, видимость была нулевая. Всё же было решено идти. По сравнению с остальными дистанциями поход на базовый лагерь Эвереста — это прогулка по парку, поэтому мы дошли быстро, за два часа. За очередным перевалом передо мной расстелилась легендарная местность — базовый лагерь самой высокой в мире вершины.

Немного общеизвестной информации: в среднем на восхождение от базового лагеря требуется два месяца. Всего на вершине Эвереста побывали 4000 человек, 200 человек погибли при попытках восхождения. Государственное разрешение на покорение Эвереста стоит 10 тысяч долларов, вся экспедиция обходится в среднем в 70 тысяч долларов. После 8000 метров начинается мёртвая зона, на этой высоте в воздухе содержится лишь треть необходимого человеку кислорода. Но на практике немало случаев, когда вершина покорялась без применения кислородных баллонов.

Вроде бы после этого маршрут должен был быть закончен, но мне не давала покоя мысль о том, что лучшего вида на Эверест я так и не увидел из-за плохой погоды. Я решил оставаться в Горакшепе до тех пор, пока не развеются тучи и не откроется вид с Кала-Патхар. Ночевал я снова на высоте 5140 метров. Такая высота заметно сказывается на организме, особенно по ночам. Когда ложишься спать, давление такое, будто бежишь трусцой.

На следующее утро я проснулся от радостных криков. Я сразу понял, в чём дело, и уснуть уже не мог, поэтому начал собираться. Выйдя на улицу, я, наконец, увидел долгожданный пейзаж: чистое небо и чёткие тропы. На радостях я просто забежал на Кала-Патхар, откуда и открылся тот самый долгожданный вид — гигант Нуптце, за ним Эверест. Это была победа над самим собой и над своими страхами. Это был триумф воли.

До Луклы, стартовой точки маршрута, я добрался за три дня. В конце своего путешествия я снова отправился в Катманду, где, обнаружив, что лишился своего постоянного источника дохода, решил вернуться в Россию.

Всё это напомнило мне мой родной Норильск, где каждый поход в школу был сравним с покорением Эвереста, поэтому я чувствовал себя в своей тарелке.

Ньюберг Э.,Уолдман М.Р. — Наш мозг и просветление.Нейробиология самопознания и совершенства.-2017.rtf Биологические основы интен. аргументы ЕГЭ (сочинение). Тезисы Смысл человеческой жизни заключается в самореализации

I. Философско-нравственные проблемы

Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути. Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни. Проблема ложной цели в жизни.

(В чем заключается смысл жизни человека?)

— Смысл человеческой жизни заключается в самореализации.

— Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.

— Служить делу жизни — вот главная цель человека.

— Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…

— Человек познает окружающий мир для самопознания, для познания вечных истин.
Цитаты

— Надо жить!
У последней черты!

На последней черте…

— «Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» (Л. Толстой).

— «Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь» (М. Зощенко).

— «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» (Ф.М. Достоевский).

— «Жизнь, зачем ты мне дана?» (А.Пушкин).

— «Без страстей и противоречий нет жизни» (В.Г. Белинский).

— «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф.М. Достоевский).
Литературные аргументы

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема поиска смысла жизни. Для того чтобы понять ее трактовку, необходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Андрея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей… Целью этого пути является обретение смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле. Князь Андрей и Пьер Безухов счастливы тогда, когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для них одних, что жить надо так, чтобы все люди не жили независимо от их жизни, чтобы их жизнь на всех отражалась и чтобы все они жили вместе.

И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа», — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг. — того и гляди, хрюкнет в одеяло»). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование.

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда

американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Многие герои русской литературы ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, о роли человека в истории, о своем месте в жизни, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и пушкинского Онегина, и главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина: «Зачем я жил? Для какой цели я родился. » Трагизм их судьбы в ясном понимании «между глубокостью натуры и жалкостью действий» (В.Г. Белинский). Евгений Базаров (И.С. Тургенев. «Отцы и дети») идет дальше своих литературных предшественников: он отстаивает свои убеждения. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать верность своей теории. Что-то похожее есть и в герое романа М.Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов в поисках истины способен к внутренним изменениям. Его не удовлетворяют «простые ответы» на сложные вопросы» времени. Все эти герои, конечно, отличаются, но они близки своей неуспокоенностью, стремлением познать жизнь и определить свое место в ней.

В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема поиска смысла жизни. Писатель создал гротеск, который свидетельствует о массовом психозе всеобщего послушания, овладевшем страной! Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди коммунистических руководителей и омертвелой массы он засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Вощев не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, он думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно двигало людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием!

А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев).

М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко).

И. Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Возможный вариант вступления/заключения

Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.

Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобностью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт» («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я». Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути. Проблема нравственного самосовершенствования. Проблема внутренней свободы (несвободы). Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.

— От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.

— Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.

— Помни о своей Высокой человеческой ответственности!

— Человека нельзя лишать свободы.

— Нельзя насильно сделать человека счастливым.

— Свобода – это осознанная необходимость.

— Мы несем ответственность за чужую жизнь.

— Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!

— Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.
Цитаты

— Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

Каждый выбирает для себя.

— Над этой темною толпой
Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой.

— «Усилия есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л.Н. Толстой).

— «Даже падать свободно нельзя, потому что мы падаем не в пустоте» (В.С.Высоцкий).

— «Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо» (Л.Н. Толстой).

— «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой» (Ф. М.Достоевский).

— «Свобода выбора не гарантирует свободы приобретения» (Ж. Вольфрам).

— «Свобода – это когда никто и ничто не мешает тебе жить честно» (С. Янковский).

— «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой).
Литературные аргументы

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» перед выбором стоит прокуратор Понтий Пилат: сохранить свою карьеру, а может быть, и жизнь, над которыми нависла тень дряхлеющей империи, казнив Иешуа, или пойти против власти кесаря и спасти философа Га-Ноцри. Он побоялся спасти Иешуа от смертной казни. Но только потом он понимает, что мог бы пожертвовать всем. Прокуратору снится сон, где казни, как ему кажется, вовсе не было. Здесь, во сне, он готов пойти на все, чтобы спасти ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. Очень и очень долго ждал Пилат прощения, страдая от мук совести «двенадцать тысяч лун», за свою трусость, но в результате, прощенный, он идет по лунной дороге вместе с Иешуа Га-Ноцри.

В романе М.Булгакова «Белая гвардия» Най-Турс – «отец солдатам». Он не просто заботится о своих подчиненных, обеспечив их валенками, он совершает подвиг: спасает юнкеров в бою с петлюровцами на «мертвенном» перекрёстке Города, прикрывая их и сознательно принимая смерть. Для булгаковского героя нет иного выбора, чем сохранить жизни безусых юнцов, которые – и Най в этом уверен! – будут биться до последнего. Но никакая идея не способна оправдать гибель людей!

В романе М.Булгакова «Белая гвардия» полковник Малышев распускает защитников города, чтобы сохранить их жизни – таков его нравственный выбор. Ничего нет бесценнее человеческой жизни; вот почему с болью и трепетом воспринимаются слова полковника, по возрасту годившегося своим подчиненным в старшие братья: «Дети мои. на свою совесть беру и ответственность. Вас посылаю домой!!» За этим поступком – мужество человека и трагедия офицера.

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих», по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах.

Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В. Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.

В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» на берегу Ангары власти собрались строить плотину, которая затопит близлежащий остров, поэтому население должно было переехать в другое место. Главной героине Дарье представляется право нравственного выбора: уехать или же отстаивать свое право на счастье, на жизнь на родной земле.

Яркий пример нравственного выбора можно найти в повести Василя Быкова «Сотников». Партизан Сотников, оказавшись перед выбором между жизнью и смертью, не побоялся казни.

Движение к нравственной высоте важнейший мотив биографии и творчества Л.Н. Толстого. В способности самосовершенствования писатель видел начало преобразования мира. По пути духовного преображения шел и герой «Войны и мира», Андрей Болконский, от ошибок и разочарований к евангельским истинам.

А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником).

А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов).

М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

М. Шолохов. «Тихий Дон».

А. Геласимов. «Жанна».

Л. Петрушевская. «Глюк».

Л. Улицкая. «Бедные родственники».

Возможный вариант вступления/заключения

Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…», «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных.

Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней/обретения памяти, корней).

Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого).

— Без прошлого нет будущего.

— Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени.

— Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, которые жертвовали собою ради своего народа.
Цитаты

— Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу.

Но все, что было, не забыто,

Не шито-крыто на миру.

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору!

А. Твардовский («По праву памяти»)

— «Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был» (В. Тальников, русский писатель).

— «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).

— «И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мной…» (А.Ахматова).
Литературные аргументы

Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день…») рассказывает легенду о манкуртах. Maнкурты — это люди, насильно лишенные памяти. Один из

них убивает свою мать, которая пыталась вырвать сына из плена беспамятства. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!»

Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества — предупреждает писатель.

Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он — живое воплощение беспамятства.

Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа.

В свое время футуристы выдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить не возможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии.

А.Вознесенский. «Ров». Рефреном в поэме Вознесенского звучит вопрос: «Ты куда ведешь, ров?» И это не только ров, куда во время войны фашисты сбрасывали тела расстрелянных мирных граждан, но и ров памяти, а точнее – беспамятства тех, кто в погоне за деньгами, поддаваясь «алчи», разрывает страшные захоронения, мародёрствует.

А. Ахматова «Реквием».

И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне».

В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

Возможный вариант вступления/заключения

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».

Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: «Вспомни, чей ты? Как твоё имя?»

Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т.д.)

— Зависть еще непримиримее, чем ненависть.

— Зависть – губительный яд, отравляющий наши души.

— Эгоизм заставляет других жить по своим принципам.

— Трус — это тот, кто в минуту опасности думает ногами.

— Герои однажды свою жизнь теряют, а трусы в каждом бою умирают.

— «…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» (М.Булгаков «Мастер и Маргарита»).

— «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф. Достоевский).

— «Зависть — сестра соревнования, следственно из хорошего роду» (А.С. Пушкин).

— «Смотрите на то — любите ли вы других, а не на то — любят ли вас другие» (Н.В.Гоголь).

— Зато и впредь как были — будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза —

Не пряча глаз, Глядят в глаза.

А. Твардовский («По праву памяти»)
— Уже безумие крылом Души накрыло половину, И поит огненным вином, И манит в чёрную долину
(А.Ахматова).

— «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л. Толстой).
Литературные аргументы

1) Проблема нравственной стойкости:
Алешка – герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключенных. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев — персонаж повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин — полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям.

Еще по теме:

  • Уменьшение суммы алиментов при рождении второго ребенка Снижение размера алиментов в связи с рождением второго ребенка, подача заявления Доброго времени суток! Состою в браке, муж платит 25% алиментов на ребенка от первого брака (ребенку 14 […]
  • Как найти айфон если он выключен и его украли Как найти айфон, если он выключен Поиск выключенного iPhone – задача не самая простая, но реализуемая. Ознакомившись с нижеизложенной информацией, вы узнаете, как найти Айфон, если он […]
  • Субъект ст 307 ук рф Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод 1. Заведомо ложные показание свидетеля, потерпевшего либо заключение или показание […]
  • Фз о регистрации прав на недвижимое имущество консультант Фз о регистрации прав на недвижимое имущество консультант Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве […]
  • Юридические источники семейного права тесты Тест. Тест по теме "Семейное право" Учащиеся должны знать, понимать основные понятия, виды, способы создания семьи. Основные источники и нормативные акты. Список вопросов теста Что служит […]